egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

В этом году – как, впрочем, и в предыдущем, а также три и четыре года назад – команда США заняла первое место на Международной школьной олимпиаде по математике. Хотите знать фамилии ее членов? Жу, Танг, Хуанг, Ванг, Робитейль и Ван – в порядке убывания суммы набранных ими очков. Иными словами, пятеро из шести – китайского происхождения. Kнижка Эми Чуа – рассказ о том, как достигается такой результат.


Достижений без усилий не бывает – а то, что дается нам легко, не приносит удовлетворения. Поначалу задачки из школьной математики не требовали от меня никаких усилий – а те немногие, что я не могла решить сразу, я просто бросала нерешенными: на четвертных оценках (и моем самоощущении!) это не сказывалось. Но постепенно таких задач становилось все больше – а мне ведь предстояло сдавать вступительный экзамен в университет! Так что пришлось срочно научить себя прикладывать усилия – лучше поздно, чем никогда :)

Но иные профессии – классическая музыка или балет, да, кажется, и та же математика – требуют начинать прикладывать усилия уже в том возрасте, когда сами дети еще не видят в них смысла. «Китайские родители понимают, что ничто не приносит удовольствия, пока ты не научился этому как следует. Но чтобы научиться как следует, ты должен работать, а дети сами по себе никогда не хотят работать, так что родителям очень важно преодолеть это детское нежелание».

Но как же его преодолеть? Китайский способ, пишет Эми – это, во-первых, внушить детям мысль, что они в долгу перед родителями, во-вторых – убедить их, что родители лучше знают, в чем состоит их, детское, благо, в-третьих – принимать постоянное непосредственное участие в обучении своих детей. А самое главное – привить им восприятие детства не как краткого периода удовольствий, которые важно не упустить, а как «тренировочный этап, время закалки характера и инвестиций в будущее».

Эми справедливо замечает, что мало что так укрепляет самооценку ребенка, как плоды, принесенные приложением усилий. У меня, однако, вопрос, а как заранее определить, будет ли плод-то? Ситуация, когда ребенка заставляли, заставляли, а у него так ничего и не получилось, очень опасна, потому что может отравить ему всю последующую жизнь.


Вот они, победители-2019
(фото Mathematical Association of America)

Date: 2019-11-27 04:00 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Дети (https://www.livejournal.com/category/deti), Лытдыбр (https://www.livejournal.com/category/lytdybr), Образование (https://www.livejournal.com/category/obrazovanie).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2019-11-27 11:25 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Нет, Фрэнк только "Образование"! Дети на фото - не мои, да и никакого "лытдыбра" здесь нет :)

(no subject)

From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com - Date: 2019-11-27 11:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-29 09:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com - Date: 2019-11-29 09:13 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-11-27 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com
Интересно, куда всё это девается в более позднем возрасте, подходящем для доказательств теорем Ферма и других серьезных достижений

Date: 2019-11-27 04:59 pm (UTC)
From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com
может никуда не деваются, просто "серьезных" проблем не так много, как участников олимпиад, и они гораздо больших усилий требуют и способностей, чем задачки. большинство пойдет работать в каких-то прикладных областях, меньшинство решит ломать голову в фундаментальной науке, и из них единицы смогут в итоге что-то великое родить.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 12:05 am (UTC) - Expand

Date: 2019-11-27 11:33 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Почему же "девается"? Среди филдсовских медалистов уже есть один китаец (https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_number_of_Fields_Medalists), а ведь китайцы начали заниматься европейской математикой только сравнительно недавно (не знаю, была ли у них какая-то своя, древняя?)! Япония, начавшая модернизацию раньше Китая, произвела уже трех медалистов - больше, чем Италия, страна Фибоначчи и Пеано.

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2019-11-27 11:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 12:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2019-11-28 12:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 01:10 am (UTC) - Expand

Date: 2019-11-27 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] poiupredatel.livejournal.com
"Ситуация, когда ребенка заставляли, заставляли, а у него так ничего и не получилось"
Если честно я даже затрудняюсь себе представить такую ситуацию. Возможна ситуация когда заставляли, заставляли а он не стал супергением и абсолютным чемпионом, это да, но усилия в любом случае дадут плод и ребёнок будет в "высшей лиге".

Date: 2019-11-27 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
Попробуйте научить играть на скрипке ребенка без слуха.

(no subject)

From: [identity profile] poiupredatel.livejournal.com - Date: 2019-11-27 06:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2019-11-27 07:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2019-11-27 07:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-27 11:35 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-11-27 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] kosarex.livejournal.com
Интересно, что в 2019 году первые места дали и китайцам, и американцам. Видимо, комиссия устала подсуживать последние шесть лет американцам.

Вопрос же о том, куда девается это всё в более позднем возрасте понятен. В более позднем возрасте результат дают те, кто думает над проблемами дольше, чем время дается на олимпиаде, и дольше, чем нужно для хороших результатов в тесте на IQ.

Date: 2019-11-27 11:39 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"комиссия устала подсуживать последние шесть лет американцам"

Мне кажется, в математической олимпиаде трудно подсудить: задача либо решена, либо нет?

"куда девается это всё в более позднем возрасте понятен"

Не думаю, что куда-то девается: Китай уже дал одного филдсовского медалиста (https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_number_of_Fields_Medalists), а Япония, начавшая модернизацию раньше - даже целых три, то есть, больше, чем Италия.

Date: 2019-11-27 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
Тут в основании заложена идея, что твои дети живут на свете ради каких-то достижений. Кто это вообще сказал?

Когда нашу дочь отобрали в школу "олимпийских достижений" (плаванье) и перед ней открылась дорога в профессиональный спорт, мы ее из секции забрали тут же. Восемь тренировок в неделю - это не то, что обеспечивает счастливое детство.

И про то, что удовольствие приносит только то, что дается с усилием и из под палки, это такая фишня, с которой не знаешь, как и спорить - настолько это с жизненным опытом расходится.

Date: 2019-11-27 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com
что дается с усилием и из под палки
"С усилием" и "из-под-палки" - две большие разницы.
Мне всегда нравилось учиться.
Разумеется, это требовало усилий.
"Палки" - не было никогда в жизни.

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2019-11-27 04:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com - Date: 2019-11-27 05:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2019-11-27 05:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 12:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kostya-h.livejournal.com - Date: 2019-11-28 07:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 01:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kostya-h.livejournal.com - Date: 2019-11-28 02:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 02:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kostya-h.livejournal.com - Date: 2019-11-28 02:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 02:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kostya-h.livejournal.com - Date: 2019-11-28 02:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 02:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kostya-h.livejournal.com - Date: 2019-11-28 03:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com - Date: 2019-11-27 06:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2019-11-27 06:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] alon_68 - Date: 2019-11-27 08:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 12:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-27 11:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] strannik1.livejournal.com - Date: 2019-11-27 05:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2019-11-27 06:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] strannik1.livejournal.com - Date: 2019-11-27 06:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2019-11-27 07:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] strannik1.livejournal.com - Date: 2019-11-27 07:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2019-11-27 07:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] strannik1.livejournal.com - Date: 2019-11-27 07:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com - Date: 2019-11-28 04:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com - Date: 2019-11-28 05:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] strannik1.livejournal.com - Date: 2019-11-28 07:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-27 11:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2019-11-28 12:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2019-11-28 04:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 01:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2019-11-28 01:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 02:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-12-01 02:30 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-11-27 04:35 pm (UTC)
From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com
А рыженький - наверно, еврей. :-)

Date: 2019-11-27 08:22 pm (UTC)
alon_68: (Default)
From: [personal profile] alon_68
Или ирландец.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-27 11:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com - Date: 2019-11-28 04:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 12:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com - Date: 2019-11-28 01:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 01:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com - Date: 2019-11-28 03:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 04:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] alon_68 - Date: 2019-11-28 05:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-27 11:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2019-11-28 12:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 01:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2019-11-28 01:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 01:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2019-11-28 02:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 03:09 am (UTC) - Expand

Date: 2019-11-27 04:51 pm (UTC)
From: [identity profile] knatka.livejournal.com
Я к математике определилась где-то к 8му классу и тогда сама пошла заниматься дополнительно во всякии факультативы. К этому времени у нас в классе почти все могли определить к чему они тяготеют. Кто занимался музыкой, то спокойно к институту закончил и дальше бросил. Так же и с рисованием, танцами. А продолжили то, что лучше получалось. По сыну я к 10 Ти его годам видела что ему идёт, что нет.

Date: 2019-11-27 11:56 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
К концу школы дети, конечно, уже достаточно сознательны, чтобы определиться с будущей профессией и начать прикладывать сознательные усилия к ее приобретению. Вопрос в том, достаточно ли этого, чтобы достичь в ней серьезных успехов? Вот о классическом балете все осведомленные говорят, что недостаточно: надо начинать заниматься гораздо раньше.

У меня сложилось впечатление (может быть, ошибочное), что и выдающиеся математики начинали заниматься ею очень рано. Правда, я не настолько хорошо знакома с деталями их биографий, чтобы определить, какую роль в этом сыграло родительское принуждение.

(no subject)

From: [identity profile] knatka.livejournal.com - Date: 2019-11-28 12:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 01:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] knatka.livejournal.com - Date: 2019-11-28 01:55 am (UTC) - Expand

Date: 2019-11-27 04:57 pm (UTC)
From: [identity profile] stan podolski (from livejournal.com)
интересно, сколько из этих победителей прошлых лет получило Филдса. Потому что олимпиада и научные результаты это очень разные вещи

Ну и отдельно, засилье китайцев в олимпиадах в штатах совсем не только потому, что китайские родители заставляют. Но еще и потому, что американцам это не очень нужно. Фактические же результаты можно посмотреть по основателям айти стартапов - где китайцев кот наплакал

Date: 2019-11-27 08:19 pm (UTC)
alon_68: (Default)
From: [personal profile] alon_68
Почему же засилье именно китайцев? В США и мексиканцев полно, и бразильцев, и индийцев, и таиландцев.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 12:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] stan podolski - Date: 2019-11-28 01:31 am (UTC) - Expand

Date: 2019-11-27 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] vadperez.livejournal.com
Это ладно.. а вот как быть с "поздними" и "долгими на раскачку"..

Date: 2019-11-28 12:06 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Эх, не быть им скрипачами и балеринами :(

(no subject)

From: [identity profile] vadperez.livejournal.com - Date: 2019-11-28 12:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 12:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com - Date: 2019-11-28 04:17 am (UTC) - Expand

Date: 2019-11-27 06:21 pm (UTC)
From: [identity profile] affidavid.livejournal.com
Задолго до китайцев деткам было принято приводить в пример Бетховена.

Date: 2019-11-28 12:11 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А что, Бетховена тоже заставляли в дестве? Вот юного Моцарта вроде отец-музыкант действительно нещадно муштровал.

(no subject)

From: [identity profile] stumari.livejournal.com - Date: 2019-11-28 10:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 10:37 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-11-27 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Моя любимая тема, как насчёт олимпиад, https://jenya444.livejournal.com/590693.html, так и насчёт кружков и воспитания детей. Последнее обсуждал не раз, например, тут (отбивался как мог, https://anyalev.livejournal.com/228909.html?thread=5753389#t5753389) и у sumka_mumi_mamy (сразу найти не могу), но и в Вашем журнале, https://egovoru.livejournal.com/133084.html :)

Date: 2019-11-28 12:22 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Мама, заставлявшая ребенка, собравшегося стать программистом, играть на скрипке, похожа на автора книжки. Та выбрала фортепьяно и скрипку для своих детей именно потому, что эти занятия требуют систематического приложения усилий, а не потому, что она особенно ценит музыку. Задача этих занятий была - выработка характера, а не приобретение конкретных навыков.

(no subject)

From: [identity profile] jenya444.livejournal.com - Date: 2019-11-28 12:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 12:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jenya444.livejournal.com - Date: 2019-11-28 01:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 01:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] stumari.livejournal.com - Date: 2019-11-28 10:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jenya444.livejournal.com - Date: 2019-11-28 10:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] stumari.livejournal.com - Date: 2019-11-28 11:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 11:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] stumari.livejournal.com - Date: 2019-11-28 11:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-29 01:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] stumari.livejournal.com - Date: 2019-11-29 05:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-29 02:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] stumari.livejournal.com - Date: 2019-11-29 07:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jenya444.livejournal.com - Date: 2019-11-28 11:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] stumari.livejournal.com - Date: 2019-11-29 12:00 am (UTC) - Expand

Date: 2019-11-27 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] kostya-h.livejournal.com
Я бы предпочел дать детям самим решать (насколько можно говорить о решении при активно развивающемся мозге): не хотят - не надо, будут дворниками. Тоже нужная профессия, между прочим, даже роботы пока не могут в нее. Но китайцам виднее, при условии, что сказанное в посте вообще отражает такой тренд в китайском социуме.
Edited Date: 2019-11-27 07:10 pm (UTC)

Date: 2019-11-27 07:26 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
Китайцы не заражены европейской (т.е. на самом деле христианской) идеей самоценности детства как периода жизни. Для них ребенок - это только заготовка под человека.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 12:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] alon_68 - Date: 2019-11-27 08:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kostya-h.livejournal.com - Date: 2019-11-27 08:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] alon_68 - Date: 2019-11-27 09:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 12:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com - Date: 2019-11-28 04:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com - Date: 2019-11-28 06:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] alon_68 - Date: 2019-11-28 07:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 01:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] alon_68 - Date: 2019-11-28 07:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 07:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kostya-h.livejournal.com - Date: 2019-11-28 06:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 12:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kostya-h.livejournal.com - Date: 2019-11-28 07:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 01:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kostya-h.livejournal.com - Date: 2019-11-28 02:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 02:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kostya-h.livejournal.com - Date: 2019-11-28 02:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 02:58 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-11-27 07:54 pm (UTC)
From: [identity profile] annutta-12.livejournal.com
Чаще всего (но всегда) такой метод выбивания успеха может вести к неудовлетворенности собой ребенка, если он не достиг того, чего от него ожидали родители. Реализация своих амбиций через ребенка вообще ни к чему хорошему не ведет. Конечно, если родители помогают развивать способности - это другое дело. Очень многое к тому же зависит от характера ребенка: от кого-то нужно постоянно требовать "погениальнее!", а кого-то нужно подбадривать и поощрять похвалой.

Date: 2019-11-28 12:39 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Проблема в том, что некоторые профессии требуют очень ранней подготовки, и классическая музыка (которой и учит своих детей автор) - как раз такой случай. Чтобы стать профессиональным музыкантом, надо начинать тренироваться уже тогда, когда ребенок еще не может сам сознательно выбирать профессию. Ну, и как быть родителям?

(no subject)

From: [identity profile] annutta-12.livejournal.com - Date: 2019-11-28 09:01 am (UTC) - Expand

Date: 2019-11-27 08:24 pm (UTC)
alon_68: (Default)
From: [personal profile] alon_68
В США китайцы - это нынешние евреи.

Date: 2019-11-28 12:44 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, определенное сходство действительно есть: обе культуры ценят книжное знание. Евреи - из-за талмудической традиции, китайцы - из-за конфуцианской.

Date: 2019-11-27 08:56 pm (UTC)
From: [identity profile] affidavid.livejournal.com
"ничто не приносит удовольствия, пока ты не научился этому как следует" это явная азиатчина.

Date: 2019-11-28 12:45 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Имеется в виду, что играть гаммы скучнее, чем играть Бетховена :)

(no subject)

From: [identity profile] affidavid.livejournal.com - Date: 2019-11-28 01:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 01:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com - Date: 2019-11-28 06:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 01:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2019-11-28 04:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] affidavid.livejournal.com - Date: 2019-11-28 12:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] stumari.livejournal.com - Date: 2019-11-28 10:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-11-28 08:15 am (UTC)
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com
Линней в своей "философии ботаники" классифицировал в том числе и своих коллег. Так вот, среди ученых мужей он выделял две важные категории - творцов и компилляторов (на самом деле там было больше, но в твоем примере речь именно о них). Китайский подход - это именно способ подготовить высококачественных компилляторов. Они необходимы, более того - несут львинную долю рутинной нагрузки, лежащей на науке. Они отлично владеют материей и методами и с помощью комбинации оных натренированы решать почти любые задачи. Но именно что почти! Как в той английской пословице - если у тебя нет иного инструмента кроме молотка, ты любую проблему рассматриваешь, как гвоздь.
Творцы нужны для прорыва в науке, изобретения чего-то принципиально нового. Вырастить творца целенаправленно невозможно - ему можно только создать условия. Условия по отношению к творческой личности, это не только доступ к знаниям и возможность упражнять имеющиеся навыки, но и довольно значительная свобода развития. Свобода не спать ночей, когда нужно додумать новую идею или наоборот валяться в постели до полудня чтобы разгрузить мозг и сделать его восприимчивым к этим самым идеям.
Kонфуцианская система муштры такие вольности не позволяет. Она выдает шоры, практически исключающие творческое развитие (наверно есть и исключения, но, подозреваю, их - меньшинство).
А вот еврейская талмудическая традиция как раз поощряла гибкость ума и свободу интерпретации текста).
Так что европейские университеты не очень боятся нашествия китайцев. У нас немного разные ниши.

Date: 2019-11-28 01:41 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Kонфуцианская система муштры такие вольности не позволяет. Она выдает шоры, практически исключающие творческое развитие"

Да, многие европейцы так считают. Сама я не берусь судить - не знакома с китайской системой воспитания настолько хорошо (собственно, и прочла эту книжку для того, чтобы получить некоторое представление). По моим обывательским наблюдениям, китайцы просто очень, очень разные - и далеко не все из них такие уж "зашоренные". Может, правда, это те, кому удалось вырваться за пределы конфуцианской системы?

(no subject)

From: [identity profile] le-ra.livejournal.com - Date: 2019-11-28 02:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-28 02:37 pm (UTC) - Expand
From: [identity profile] old-leon.livejournal.com
Пятеро из шести людей на планете - китайского происхождения.
Так что ничего аномального в этом нет.
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Но все-таки не пятеро из шести граждан США - китайцы, а олимпиада-то проводится по странам. Команда Китая, кстати, тоже заняла первое место - но в ней, конечно, вообще все члены - китайцы :)

Date: 2019-11-28 11:09 pm (UTC)
From: [identity profile] stumari.livejournal.com
я сюда случайно попал, ЖЖ мне порекомендовал, но очень уж тема интересная, так что извините за множество комментов, если что, могу зактнуть фонтан :)

первое, что вспомнилось - шутка (based on real story, фактически не шутка, а правда), которую я видел пару лет назад:
"На международной олимпиаде по математике китайцы заняли все 4 призовых места: первое место - китайцы из США, второе место китайцы из Китая, третье место китайцы из Канады и четвеертое китайцы из Тайваня" :)
впрочем, в команде США обычно бывает хотя бы один индус, или вообще белый, как сейчас, даже если он еврей

а про музыку и/или математику, у меня вот дети, не гении, но оба хорошо выступают на местных мат.олимпиадах ("местных" - ключевое слово, маленький городок, уже на уровне штата никогда ничего не получали)
и жена - сторонница той тигромамы, хотя саму книжку никогда не читала, и на мороз, конечно, никого не выставляла, но детей заниматься заставляет
сколько из успеха детей гены, сколько работа, и если работа - сколько они сами, а сколько потому, что она заставляла - сказать невозможно
теперь второй момент, оба еще и музыканты, у меня из муз.образования - 3 месяца уроков на пианино, потом бросил, хотел играть то, что я хотел, а не то, что мне дают, но всю жизнь самоучкой что-то музыкальное делал, то же пианино пару лет, потом на гитаре научился играть/петь, а у жены советская 7-летка на пианино, и сама потом играла неплохо, и вообще большая любовь к классической музыке, она ее везде слушает, особенно в машине
так вот, при том, как она музыку любит, она детей никогда не заставляла ей заниматься, так что в значительной мере, "они первые начали", ну показали сыну в 7 лет пару песенок на пианино, спросили, хочет ли он так научиться, он сказал нет, ну и ладно, потом в 5-м классе у нас в школе все должны играть на чем-то, он выбрал трубу, уж не знаю, почему, жена бы предпочла скрипку, но опять же не настаивала, в 5-м классе он ничего не выучил, в 6-м начал играть на той трубе, в 7-м серьезно трубой занимться, к 10-му решил стать профессиональным трубачем, но, пардон, немножко поздно, да и мало их нужно, в среднем одно место раз в 10 лет на миллионный город, так что мы сказали, сорри, на муз.школу денег не дадим, сейчас в инженеры собирается, но будет продолжать играть, кто его знает, может, получится как там выше с биологией и музыкой писали.
А дочь начала раньше, в 5 лет, показали ей Хиллари Хан, ей понравилось, тогда ей учителя скрипки не нашли, отдали на пианино, очень неплохо получалось, через год нашли учительницу для скрипки, первый год шло с трудом, думала бросить и продолжить пианино, или переключиться на виолончель, а потом как пошла в гору, сейчас в 10 лет несколько призов получила, лучшая в округе (опять же, в провинции живем, трудно сравнить) на скрипке среди 10 и 11-летних, но к чему я это рассказываю - она сама может заниматься 3-4 часа в день скрипкой, это точно не мы заставляем, хоть и следим, что если занимается, то всерьез, раз уж собирается был профессиональной скрипачкой, и да, если сможет - то пусть будет, мы ж не китайские тигромамы-папы из того видео :)

Date: 2019-11-28 11:27 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"извините за множество комментов, если что, могу зактнуть фонтан"

Ну, за что же Вам извиняться? Тема действительно интересная и насущная, и я рада, что Вы на нее откликнулись :)

"сколько из успеха детей гены, сколько работа, и если работа - сколько они сами, а сколько потому, что она заставляла - сказать невозможно"

Да, вопрос этот очень сложный - тем более, что его ведь нельзя предварительно изучить на мышах, как мы делаем с медицинскими проблемами. А между тем, принимать какие-то решения приходится каждому родителю.

"к 10-му решил стать профессиональным трубачем, но, пардон, немножко поздно"

Вот, эта та самая проблема, которой и посвящена книжка: когда дети дорастают до сознательного принятия решений о будущей професии, для некоторых профессий это оказывается уже поздно. Многие причастные к балету мне говорили, что для него это точно так. Мне кажется, эта тенденция - необходимость готовиться с детских лет - постепенно распространяется и на другие профессии, и в это, наверное, тревожный признак?

"первый год шло с трудом, думала бросить и продолжить пианино"

А вы, родители, как-нибудь помогали ей в этот период?

(no subject)

From: [identity profile] stumari.livejournal.com - Date: 2019-11-28 11:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-29 01:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] stumari.livejournal.com - Date: 2019-11-29 05:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-11-29 02:15 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-11-28 11:50 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Я вам больше скажу: - Каждые пять из шести планет в солнечной системе тоже китайского происхождения.

Date: 2019-11-28 11:53 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Это каким же образом? :)

(no subject)

From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com - Date: 2019-11-29 12:07 am (UTC) - Expand

Date: 2019-11-30 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] steblya-kam.livejournal.com
Со мной действовали по-китайски. В результате какое-то время я даже была довольна. Потому что мне было в кайф осваивать новые для меня навыки и применять их на практике. Я такой человек: мне просто нравится уметь делать что-то хорошо, хоть унитаз прочищать (такое тоже случалось). А сейчас я в жуткой фрустрации, потому что осознала, что 20 лет занималась тем, к чему душа не лежит. Нет, не всё было зря, но продолжать оставаться в гуманитарной области я больше не могу.
На самом деле я повторила историю мамы: она тоже 20 лет занималась тем, к чему душа не лежала, у неё не хватало смелости бросить, чувство долга, страх перед новым и всё такое. Потом просто ушла с работы и стала домохозяйкой. А была инженером. Хотела же быть гуманитарием - потому и меня в гуманитарии пихала изо всех сил. А меня это в юности огорчало страшно: как это так, у неё самой настоящая профессия, а меня, как убогую какую, в гуманитарии ссылают?

Date: 2019-11-30 01:52 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"продолжать оставаться в гуманитарной области я больше не могу"

Такое бывает, особенно когда родители пытаются через детей воплотить в жизнь свою мечту. Мне повезло: мои, хотя и попробовали было направить меня по семейной медицинской стезе, быстро отступили, когда обнаружили, что у меня есть собственная "одна, но пламенная страсть" :) Благо, медицина и биология - области достаточно близкие. Трудно сказать, однако, что было бы, захоти я стать, например, предпринимателем :)

А у Вас есть сейчас ясная идея, чем именно Вы хотели бы заниматься профессионально? Я знаю немало примеров, когда люди меняли профессию уже в достаточно зрелом возрасте, и вполне успешно.

(no subject)

From: [identity profile] steblya-kam.livejournal.com - Date: 2019-12-04 09:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-12-04 01:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] steblya-kam.livejournal.com - Date: 2019-12-06 02:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2019-12-06 02:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] steblya-kam.livejournal.com - Date: 2019-12-06 02:14 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-12-01 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com
тут важно не сломать наверное. А то будет потом вообще песня...

Date: 2019-12-01 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ну да - но как узнать запас прочности?

(no subject)

From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com - Date: 2019-12-02 08:59 am (UTC) - Expand
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] almakedonskij referenced to your post from ДайдЖЖест: интересное из блогов (4) (https://almakedonskij.livejournal.com/387319.html) saying: [...] от - математика покоряется Азии [...]

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 12:18 pm
Powered by Dreamwidth Studios