egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Человек – двуногое не только без перьев, но и с волосяным покровом, сильно редуцированным по сравнению с эволюционными родственниками. Причем, не равномерно, а весьма причудливо: «где надо – гладко, где надо – шерсть». Поиски возможного приспособительного значения этой неравномерности все еще продолжаются.


Для объяснения утраты основной части волос предлагали три гипотезы. Ориентируясь на «лысого» моржа, одна из них постулирует «водную» фазу в нашей эволюции. По-моему, это полная ерунда: у всех водных млекопитающих есть и другие характерные приспособления, которых у нас не видно. Вторая гипотеза утверждает, что мы утратили волосы во избежание перегрева, когда спустились с деревьев и начали бегать по саванне. Тоже как-то сомнительно: африканские газели и гепарды покрыты шерстью, хотя их тоже кормят именно ноги. Наконец, третья мысль: утрата волос на теле способствовала избавлению от паразитов. (Соответственно, декольте – это способ продемонстрировать отсутствие блох :)

Волосы на макушке считают защитой от избыточного отвесного ультрафиолета, их сохранение в трущихся местах тоже выглядит вполне утилитарно, но вот как объяснить усы и бороду? Если это защита от холода (появившаяся уже после наступления ледника и изобретения одежды), то почему только у представителей непрекрасного пола? Женщины, что ли, оставались в пещере у огня? А принимая во внимание, что растительность на лице сильно затрудняет распознавание его выражения, может, это был отбор на успешность вранья?

Некоторые наши «кузены» не уступают нам по части куафюр. Но вот что интересно: только у нас (и то – после исхода из Африки) волосы на голове растут неограниченно, как ногти. Считают, что это результат полового отбора. Но почему прическа леди Годивы стала у нас символом женской привлекательности?

Cotton-top Tamarin (Saguinus oedipus)

Наши отдаленные родственники, хлопкоголовые тамарины,
тоже гордятся своими прическами (фото Wade Tregaskis via Flickr
)


А вот продолжение обсуждения этого текста на [livejournal.com profile] anthropology_ru.

Page 1 of 6 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] >>

Date: 2016-08-11 04:25 am (UTC)
From: [identity profile] rezoner.livejournal.com
"Но почему прическа леди Годивы стала у нас символом женской привлекательности?"

Потому что мы не любим вид голых женщин?

Date: 2016-08-11 06:07 am (UTC)
From: [identity profile] dralkin.livejournal.com
Была у меня мысль про волосы красивая. С дочкой когда-то разбирали. Идея в том, что волосяной покров представляет собой застывшую карту всех механический взаимодействий, которые имели место на границе тела и окружающей среды за очень долгий промежуток времени. Причем карта фиксирует лишь результат - и мы не знаем чем именно вызвано взаимодействие - воздействием ли среды, или движением тела в среде. Но результат зафиксирован.

Остается лишь выделить параметры для картирования. Была мысль взять толщину волоса и направление роста. Предполагаем, что волос формируется так, чтобы минимизировать внешнее воздействие - направить его по касательной, например. А длина не так существенна. Длина волос может быть разной - пусть появляются разные прически - их не будем в расчет принимать. Коротко говоря, идея в том, чтобы смотреть на расположение волос как на карту искривления "нормалей" поверхности тела. Каждый волос это вектор. Получаем карту векторов.

Date: 2016-08-11 06:49 am (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
Меня все эти вопросы не занимают, ибо я практически ничего не утратил.)

Date: 2016-08-11 07:04 am (UTC)
From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com
борода - индикатор тестостерона, как гребень у петуха и т.п.
волосы на голове - украшение, можно судить по ним о здоровье и возрасте.

Date: 2016-08-11 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] freesopher.livejournal.com
:) Хотите сказать, что у негров и монголоидов проблемы с тестостероном?

Date: 2016-08-11 08:40 am (UTC)
From: [identity profile] snowdrop.livejournal.com
>>Вторая гипотеза утверждает, что мы утратили волосы во избежание перегрева, когда спустились с деревьев и начали бегать по саванне. Тоже как-то сомнительно: африканские газели и гепарды покрыты шерстью, хотя их тоже кормят именно ноги.

Газели и гепарды долго бегать не могут. Вероятно, как раз из-за плохого теплоотвода. Человек может.
Edited Date: 2016-08-11 08:41 am (UTC)

Date: 2016-08-11 08:41 am (UTC)
From: [identity profile] snowdrop.livejournal.com
У монголоидов, имхо, да, тестостерона меньше. А у негров нормально, вроде, растёт. Почему вы считаете, что нет?

Date: 2016-08-11 08:51 am (UTC)
From: [identity profile] freesopher.livejournal.com
"Негроидная раса делится на африканскую и океаническую (папуасы, австралийцы, веды, меланезийцы). В первом случае у людей практически отсутствует растительность на лице. Во втором случае – борода и усы растут обильно". Я про негров Африки.

Date: 2016-08-11 09:32 am (UTC)
From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com
да, это не совсем точно. дело не в тестостероне а восприимчивости к нему
https://www.reddit.com/r/askscience/comments/2lt2x3/do_asian_males_have_less_testosterone_than/

а какие проблемы у негров?

Date: 2016-08-11 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com
да, гипотеза полуденного хищника говорит, что человек охотился днем, когда львы например отдыхают в тени. он не мог догнать антилопу но мог ранить ее из засады и потом долго преследовать пока она не обессилит - благодаря и лучшему теплоотводу и бипедализму.

Date: 2016-08-11 09:46 am (UTC)
From: [identity profile] freesopher.livejournal.com
Слышал краем уха, что у негров (за исключением одной нигерийской народности) с интеллектом проблемы - то ли это с культурой, то ли с генетикой связано, но это тема не политкорректная, поскольку отдает расизмом.

Date: 2016-08-11 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] napoli.livejournal.com
Тогда почему ладони не волосатые?

Date: 2016-08-11 11:50 am (UTC)
From: [identity profile] napoli.livejournal.com
>> Но почему прическа леди Годивы стала у нас символом женской привлекательности

Чтобы было удобнее фиксировать партнёршу при спаривании.

Date: 2016-08-11 12:16 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А мы правда не любим?

Мне пришло в голову, что длинные волосы у женщин - это fitness indicator, как павлиний хвост. То есть, нечто страшно неудобное, что требует дополнительных затрат и поэтому служит показателем, что даже на это хватает сил.

Правда, тогда возникает вопрос, почему у павлинов такая демонстрация требуется от кавалера, а у нас - наоборот? Этот вопрос меня тоже давно занимает (http://egovoru.livejournal.com/4091.html) ;)

Date: 2016-08-11 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Насколько я знаю, у животных направление роста волос не меняется в течение жизни. В норме оно всегда вниз, чтобы обеспечить стекание дождевой воды. Или, например, направление роста волос наших бровей - оно тоже никогда не меняется, потому что их смысл - защита глаз от стекающего со лба пота. Ну, а волосам на голове мы придаем любое направление в зависимости от моды ;)

Date: 2016-08-11 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Не скажите: даже на том фото, что у Вас на аватаре, ясно видна неравномерность распределения ;)

Date: 2016-08-11 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Но, если о здоровье можно судить уже по волосам на голове, зачем потребовался еще дополнительный, тестороном регулируемый, показатель - борода?

Date: 2016-08-11 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Гепарды, как я понимаю - исключение среди кошек, которые в основном охотятся нападением из засады. Гепард же ловит добычу, догоняя ее (потому он и выглядит скорее как собака, а не типичная кошка). Бегать ему приходится столько, сколько надо, чтобы догнать антилопу.

Наши предки - обитатели саванн, очевидно, должны были охотится на ту же живность, что и гепард, так что бегать им надо было ровно столько же. Трудно представить, почему бы им надо было бегать еще больше, чем гепарду?

Date: 2016-08-11 12:41 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Проблема в том, что очень трудно разработать тест, измеряющий именно интеллект независимо от культурного бэкграунда. Так что к результатам таких тестов надо относиться с осторожностью.

Date: 2016-08-11 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com
здоровье животного можно оценить по состоянию шкуры, но дополнительно также используются гребни рога хвосты
когда нужно оценить именно самцовость - для определения лучшего партнера или порядка клевания.

Date: 2016-08-11 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
В смысле, связывать ее ее же волосами?

Date: 2016-08-11 12:46 pm (UTC)
From: [identity profile] snowdrop.livejournal.com
Разная тактика, например. 3seemingmonkeys выше хорошо написал

Date: 2016-08-11 12:52 pm (UTC)
From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com
гепард охотится ранним утром, чтобы не перегреться. бежит он маленькую дистанцию, если за 10-15 секунд не догнал - сдается. сапиенсы же бегали днем, марафонскую дистанцию - брали измором.

ps шерсть животным нужна еще чтобы не замерзнуть ночью. гоминиды эту проблему решали технологически - теплые лежанки, ветрозаслоны, огонь.
Edited Date: 2016-08-11 12:54 pm (UTC)

Date: 2016-08-11 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] dralkin.livejournal.com
Время жизни отдельной особи - это очень маленький срок. Предполагаем, что карта волос есть мгновенный снимок существа за многие поколения. Вот, как проверяют самолеты и автомобили в аэродинамической трубе - так и мы смотрим на волосы.

Речь об угле наклона волоса к поверхности кожи. Он всегда растет с отклонением от перпендикуляра. Посмотрите внимательно на свою руку. Угол наклона роста волос плавно изменяется вдоль поверхности. Волосы есть везде, кроме ладоней, ногтей, подошв и слизистых.

На моду и прически внимание не обращаем. Разве что на завихрения (вихры), которые передаются потомкам

Date: 2016-08-11 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"сапиенсы же бегали днем, марафонскую дистанцию - брали измором"

А откуда мы это знаем? И сдается мне, что в этом случае, как и в случае предположительно водной фазы нашей эволюции, мы бы увидели еще какие-то приспособления к длительному бегу, кроме сомнительной потери шерсти. Гепард, скажем, утратил кошачьи втяжные когти, а уж про ноги копытных я даже не говорю ;)
Page 1 of 6 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 10:43 am
Powered by Dreamwidth Studios