Совесть, благородство и достоинство
Apr. 2nd, 2016 10:21 amВместо прославления героических коллективных деяний («В мире нет еще такой стройки, в мире нет еще такой плавки, чтоб я ей не посвятил строчки, чтоб я ей не уделил главки») и гордости за свою страну или народ («у советских особенная гордость»), Окуджава предлагает нам высказывание от первого лица единственного числа – и личную за него ответственность.
Положим, век романтизма уже ознакомил нас с такими высказываниями; но лирический герой Окуджавы – отнюдь не «москвич в гарольдовом плаще». Это – простой человек, занятый обыденной жизнью; и даже не человек (который («звучит гордо»), а муравей: «но я – московский муравей», «мне, муравью, несет».
Русская классика 19-го века тоже отличается вниманием к «маленькому человеку» – Акакию Акакиевичу, Платону Каратаеву и проч. Но для Гоголя и Толстого «маленький человек» – это «он»; а для Окуджавы – «я».
Правда, я не очень жалую рифмованные декларативные заявления вроде того, что на этом видео. Но, увы, видеозаписи авторского исполнения моего любимого произведения, где те же убеждения переданы куда выразительнее, я в сети не нашла :( Так что с благодарностью даю ссылку на аудиофайл, которым поделился со мной уважаемый
bgmt.
no subject
Date: 2016-04-02 05:10 pm (UTC)Что же до этой записи, то ее не считаю удачной: аккомпанемент рояля - это не Булата!
no subject
Date: 2016-04-02 05:23 pm (UTC)Вариант "Совести" с гитарой тоже есть в сети - вставила его вместо прежнего. Только там вначале коротенькое пояснение, а не сразу исполнение.
Мне, правда, нравится и с роялем, со скрипкой и даже с оркестром ;)
"В молодости он был мой любимый поэт"
А сейчас - уже нет? Мне так вообще трудно сформулировать свое отношением к Окуджаве, поскольку в юности его тексты были - просто тот язык, на котором мы между собой общались ;)
Но ужасно обидно, что видеозаписи "А мы швейцару", видимо, вообще не сохранилось - кажется, он редко исполнял ее на концертах :(
А согласны ли Вы с этой мыслью bgmt насчет достоинства, и с тем, как я ее понимаю?
no subject
Date: 2016-04-02 05:34 pm (UTC)Вот это другое дело!
*А согласны ли Вы с этой мыслью bgmt насчет достоинства, и с тем, как я ее понимаю?*
Согласен.
С годами я "перекинулся" на Бродского. Но к Окуджаве по-прежнему теплое чувство. "Март великодушный" до сих пор знаю наизусть.
no subject
Date: 2016-04-02 05:43 pm (UTC)Окуджава же, мне кажется, непревзойден именно как певец обыденности - то есть, у него была поразительная способность видеть поэтическое в ежедневном. По этому признаку он действительно приближается к классическим японским поэтам, как уже было замечено (http://sirin.livejournal.com/92054.html) ;)
Сам же он сформулировал это свое свойство гениальным "Как обаятельны для тех, кто понимает" ;)
no subject
Date: 2016-04-02 05:54 pm (UTC)no subject
Date: 2016-04-02 06:01 pm (UTC)А расскажите, пожалуйста, об этом подробнее и, если можно, с примерами?
И как Вам показались "избранные хайку из наследия Б. Акудзава"? Мне некоторые очень понравились, например, вот:
Без Арибату
Мой захиреет талант.
Чуждые лица!
Честь самурая
Гейше в угоду забыл,
Ел у китайцев.
Не верю я ни
Языку хризантем, ни
Пенью кукушки.
no subject
Date: 2016-04-02 06:36 pm (UTC)Чтобы описать поэтику, это солидную статью надо накатать. Ограничусь примером.
У отворенных
у ворот лесных,
откуда пахнет сыростью,
где звуки
стекают по стволам,
стоит лесник,
и у него -
мои глаза и руки.
А лесу платья старые тесны.
Лесник качается
на качкой кочке
и все старается не прозевать весны
и первенца принять у первой почки.
Он наклоняется - помочь готов,
он вслушивается,
лесник тревожный,
как надрывается среди стволов
какой-то стебелек неосторожный.
Давайте же не будем обижать
сосновых бабок и еловых внучек,
пока они друг друга учат,
как под открытым небом
март рожать!
Все снова выстроить - нелегкий срок,
как зиму выстоять, хоть и знакома...
И почве выстрелить свой стебелек,
как рамы выставить хозяйке дома...
...Лес не кончается.
И под его рукой
лесник качается, как лист послушный...
Зачем отчаиваться,
мой дорогой?
Март намечается
великодушный!
no subject
Date: 2016-04-02 06:42 pm (UTC)Как человек, далекий от литературоведения, я только смутно угадываю, что Вы имеете в виду, когда говорите о "богатстве интонации" у Окуджавы :( Для контраста - а у кого она бедная?
no subject
Date: 2016-04-02 06:53 pm (UTC)В комментарии плеер не работает, так что даю ссылку на сайт (http://zv.fm/song/2894015).
no subject
Date: 2016-04-02 07:04 pm (UTC)no subject
Date: 2016-04-02 07:07 pm (UTC)no subject
Date: 2016-04-02 07:09 pm (UTC)no subject
Date: 2016-04-02 07:13 pm (UTC)no subject
Date: 2016-04-02 07:19 pm (UTC)no subject
Date: 2016-04-02 07:56 pm (UTC)Ах, бывают всякие в жизни карамболи,
Дивные события, странные дела!..
На обычной улице, а не в чистом поле
Муха — представляете? — денежку нашла!..
Что случилось с Мухою, резвой хохотушкой?
Муха — не поверите! — сделалась иной!
Не вульгарной Мухою, а пикантной Мушкой
Над прелестным ротиком Е. Карамзиной.
Ах, как это весело, ах, как это глупо,
Ах, какое счастье, ах какой кошмар!
Возле — представляете? — Аглицкого клуба
Заприметил барышню доблестный Комар!
Был он смел до одури и красив до жути,
В звании поручика и в расцвете сил,
И к тому же в юности был замечен в смуте:
Графа Аракчеева лично укусил.
Ах, какой любовию встреча увенчалась,
Ах, того не выразить кистью и пером!
Муха — представляете? — тут же обвенчалась
С ихним благородием оным Комаром!
Праздновали во среду, накануне Пасхи.
Сколько было сказано спичей и острот!
Целый вечер кушали рыбу по-гишпански,
Целый вечер спорили, прав ли Дидерот!..
Ах, какие славные прежде были пьянки —
Вист и философия, нега и азарт!..
...Было это в Питере. В доме на Фонтанке.
В щелке под обоями. Много лет назад.
Правда, это не специально пародия на Окуджаву, а вариация на заданную тему "Мухи-Цокотухи" в окуджавском стиле. Я, признаться, не нахожу тут чего-то специфически окуджавского: если бы меня спросили, вариация в чьем это стиле, я бы не угадала - разве что упоминание "обычной улицы", в подтверждение моего тезиса из поста ;) Вот про "стройку" у него вышло гораздо, гораздо лучше - это мне страшно нравится :)
no subject
Date: 2016-04-02 08:14 pm (UTC)no subject
Date: 2016-04-02 08:46 pm (UTC)Возможно, за этим, если хорошенько покопать и поанализировать, стоит очень яркая история, так сказать, «душевной эволюции». Одна из ярких и поучительных в русской культуре. Русским надо именно такие истории раскладывать по полочкам, если хотят вылезти оттуда, где сидят.
Слышал, что Быков этим типа занимался в отношении Окуджавы. Но я настолько низкого о нём мнения, как о мыслителе, что не интересовался подробнее. Надо б кого посерьёзнее...
no subject
Date: 2016-04-02 08:47 pm (UTC)no subject
Date: 2016-04-02 09:01 pm (UTC)Про стройку не знаю. Нельзя ли выложить?
no subject
Date: 2016-04-02 10:39 pm (UTC)Может, это прозвучит
Резко,
Может, это позвучит
Дерзко.
Но в театры я хожу
Редко.
А Таганку не люблю
С детства.
Вспоминается такой
Казус,
Вспоминается такой
Случай:
Подхожу я как-то раз
К кассе,
Эдак скромно, как простой
Слуцкий.
Говорю, преодолев
Робость, -
А народищу кругом -
Пропасть! -
Мол, поскольку это я,
Роберт,
То нельзя ли получить
Пропуск?..
А кассир у них точь-в-точь
Робот,
Смотрит так, что прямо дрожь
Сводит:
"Ну и что с того, что ты -
Роберт?
Тут до черта вас таких
Ходит!"
Вот же, думаю себе,
Дурни! -
А в толпе уже глухой
Ропот! -
Да сейчас любой олень
В тундре
Объяснит вам, кто такой Роберт!
В мире нет еще такой
Стройки,
В мире нет еще такой
Плавки,
Чтоб я ей не посвятил
Строчки,
Чтоб я ей не уделил
Главки!
Можно Лермонтова знать
Плохо,
Можно Фета пролистать
Вкратце,
Можно вовсе не читать
Блока,
Но... Всему же есть предел,
Братцы!
...Но меня, чтоб я не стал
Драться,
Проводили до дверей
Группой...
Я Таганку не люблю,
Братцы.
Нехороший там народ,
Грубый.
no subject
Date: 2016-04-02 11:29 pm (UTC)Сама я не очень склонна сжигать все, чему поклонялась, и в моих глазах одно не слишком умное интервью никак не перевешивает всего, сделанного Окуджавой за предшествующие десятилетия творческой жизни. Сомневаться в его личной порядочности у меня тоже нет оснований.
Что же касается его отношения к "путчистам", то вот как я это вижу. Думаю, что каждый, даже самый заядлый, свободолюбец согласится, что не стоит наделять свободой серийного убийцу-психопата. Потому что предоставление ему свободы будет угрозой даже не только свободе, но и жизни других людей.
А дальше ничинается самое сложное: как определелить, кого именно следует зачислить в эту категорию тех, чью совободу необходимо ограничивать в целях нашей собственной безопасности? Как я понимаю, с точки зрения Окуджавы Руцкой, Хасбулатов и Ко принадлежали именно в этой категории.
Прав он или нет, я судить не берусь - это требует детального знания фактов, которого у меня нет. Я подозреваю, что этого знания не было и у Окуджавы, поэтому и не склонна воспринимать его слова всерьез.
no subject
Date: 2016-04-03 12:05 am (UTC)А если за этим стоит некая эволюция взглядов, то как именно она Вам представляется?
Книжку Быкова об Окуджаве я прочла, но, откровенно говоря, не помню, что он там пишет об этих событиях - я не придаю "подписантству" Окуджавы большого значения. А в целом книжка, на мой взгляд, неплохая - вот здесь (http://bulat-okudzhava.livejournal.com/44299.html) я описала свои впечатления несколько более подробно.
А вот еще поделюсь с Вами еще другим исполнением (https://soundcloud.com/boris-velikson/004a) "А мы швейцару" и ранними записями целых 22 песен.
no subject
Date: 2016-04-03 06:50 am (UTC)Но это надо СЛУШАТЬ
Date: 2016-04-03 08:00 am (UTC)no subject
Date: 2016-04-03 09:22 am (UTC)Так вот это я к тому, что в тот момент (а момент я помню очень хорошо: я звонил в Москву, где в гостях у родителей была моя жена, и говорил "Останскинская башня горит", а она отвечала "да что ты мелешь, я её из окна вижу, вовсе не горит", и совершенно не считала, что должна тут же ехать в аэропорт от греха подальше: ничего не происходило в её окраинной Москве) - я могу назвать только одних людей, которые считали, что Ельцин совершает преступление. Это Синявские. Но, конечно, и Синявские вовсе не отлучили от дома и от общения всех остальных, которые считали наоборот. В тот момент радио "Свобода" всю ночь держало слушателей в курсе событий, и было очевидно на ельцинской стороне. Происходящее воспринималась как революция - а слово "революция" вовсе не воспринималось так, как сейчас, это было достойное слово, антикоммунистическая революция - инициированная сверху, но осуществляемая низом, отнюдь не переворот. Так ещё долго воспринималось - люди (такие, как вы и я) удивлялись, почему Ельцин на гребне революции не производит гораздо более масштабных перомен; почему слово "революция" не произносится, и аргументация идёт как будто бы надо придерживаться прежних, принятых про советской власти, законов; многие возмущались безнаказанностью Руцкого и Хазбулатова. Это были ровно те люди, которые больше всех радовались наступающей свободе - это отнюдь не ограничивается списком подписавших то письмо, это мейнстрим, это интеллигенция. Не все. Были те, кто видел дальше. Ну вот Синявские. Но - пусть меня простят или не простят - не те, не большинство тех, кто нынче тычет в нос вот этой полписью Окуджавы и его "кровожадностью" (кстати о кровожадности: мне так и не стало известно, что погибло больше людей со стороны защитников Белого дома, чем с ельцинской. Собственно, вообще надёжных цифр я не читал. Стреляли и те, и другие.) Это фундаментально забыто, я знаком с людьми, которые в 90х - всё десятилетие - говорили, что трудности надо пережить, но зато свобода, а сейчас говорят, что да ну! никогда они такого не говорили, это ж ужасное время. А я помню.
Ну хорошо, а сейчас? Ведь сейчас я согласен, что это было одним из триггеров на пути к авторитаризму? А чёрт его знает, согласен ли. В истории было много сценариев и таких, и сяких. Нет в российской истории 90х одного конкретного события такого рода, которое привело к тому, что теперь. Другого рода - есть: Чеченская война и то, как проглотили разбомбленный подчистую Грозный те, кто до того кричали о Вильнюсе и Тбилиси. Я, кстати, в 94 году сказал, что чеченская война дороже обойдётся России, чем Чечне. ТАк и вышгло. Но из внутренних событий - много было других поворотных пунктов, и главные - не те, где люди страстно выступили на одной стороне, которая не была вполне права, а те, где они проглотили почти без звука (или с малым звуком, но без желания всё сделать, чтобы остановить) куда более знаковые вещи. Скажем, лужковский указ о "регистрации", который был фактически первым удавшимся актом отмены конституционной свободы. Скушали. Может быть, иначе и не могло быть - население, которое выходит на площадь по призыву, это ещё не обязательно население, которое успешно защищает свободу: для этого надо её защищать повседневно, реагировать на каждую маленькую несвободу тут же, без всякой площади.
Короче. Я считаю, что Окуджава был неправ. Я не считаю, что Окуджава был в чём бы то ни было виноват. (Как и его противники в тот момент). Я считаю, что в аналогичной ситуации в нормальной стране, типа Франции, люди тоже бы разделились - и гораздо меньше вменяли бы это друг другу в вину, потому что лучше знают, что истина не одна и не ясна. Если ты принимаешь неверное решение, имея ту же цель, это не просто не вина, это нормальное течение событий.