egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

В юности я считала, что живопись должна быть «идейной». Ну, не обязательно уж к штыку приравнивать перо, но надо, чтобы искусство звало, вдохновляло – или хотя бы открывало новые горизонты. А если не зовет и не вдохновляет – то это мещанство, украшательство.


В свои первые студенческие каникулы поехала я в тогда еще Ленинград и, натурально, пошла в Эрмитаж – хорошо помню мороз и очередь. Розовые кружевные маркизы Ватто, Фрагонара и Буше попадались мне и в московских музеях, но императорская фамилия питала к ним особое пристрастие. И вот, бродя среди этих бесчисленных маркиз и их кавалеров, я стала замечать, что они уже не так сильно меня раздражают. А дальше – больше: они начали мне нравиться. Нет, я все равно бы отдала сотню Фрагонаров за одного Эль Греко, но с тех самых пор и Фрагонар для меня не вовсе потерян ;)

Думаю, наш художественный вкус в основном формируется в детстве и автоматически, примерно как образ мамы запечатлевается у лоренцевских гусят. Но в случае с Фрагонаром я успела сознательно отследить, как ударная доза его творений повлияла на мое восприятие. А не попади я в Эрмитаж в тот далекий уже год – может, до сего дня осталась бы равнодушна к такой живописи.

А у вас, уважаемые, бывали подобные «моменты истины»?

И еще о художественном вкусе или, скорее, слухе: заглавная строчка в моей памяти сохранилась как «И жизнь, как жемчужную шутку...» – ведь правда, не случайно? ;)


Антуан Ватто. «Затруднительное предложение». 1715-1716
(из собрания Эрмитажа).

Page 1 of 5 << [1] [2] [3] [4] [5] >>

Date: 2016-01-17 03:08 am (UTC)
From: [identity profile] a-fainshtein.livejournal.com
Я вот скромный человек и скажу, не хвастаясь, что я, как бы поскромнее выразиться, родился с хорошим вкусом.

Date: 2016-01-17 08:15 am (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
А у меня вкус воспитывается до сих пор. И я очень этим довольна, то, что мне нравилось в детстве-отрочестве из живописи было ужасным. И к сожалению в Эрмитаже слишком много всего висит для полноты коллекции ;)... в результате часто смотришь не туда ;). Например нидерландскую живопись обычно все пробегают галопом, к тому же она отвратительно подсвечена, хоть петицию пиши :(((.
А французов в Эрмитаже я обхожу стороной ;), я от них заболеваю.
Эль Греко да, очень хорош и висит хорошо.

Date: 2016-01-17 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] skichmana.livejournal.com
Мне, может быть, повезло в этом смысле больше. Мне в школе попалась в руки немыслимо редкая иностранная книга с названием что-то вроде "1000 лучших произведений мировой живописи". И импринтингом в меня вошло всё её содержание.

Date: 2016-01-17 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
В детстве я залистал до дыр огромный альбом высокого возрождения - тем и сформировал у себя что-то на месте вкуса.
А в Третьяковке - вот этот момент истины помню - быстро понял, что из реалистов Репин круче всех и, в общем-то, тема им по большому счёту закрыта.)
Импрессионистов осваивал уже сам - в более сознательном возрасте - успешно. Последнее моё достижение - Руссо, Дали и Магритт: ничего более нового организм не принимает пока.)

Date: 2016-01-17 12:03 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
Слово и музыка.. А живопись от меня дальше всего.

Date: 2016-01-17 01:50 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Нисколько не сомневаясь в Вашем хорошем вкусе, все же замечу, что проверить, является ли он врожденным, было бы можно, только если бы у Вас был брат-близнец, которого бы воспитывали в других условиях ;)

Но, если Вы полагаете, что художественный вкус - врожденный, означает ли это, что он не меняется в течение жизни? Насколько я могу судить о себе, он таки меняется очень мало: я много раз убеждалась, что, если какое-то кино понравилось мне в детстве, то оно нравится мне и сейчас, а если не нравилось - то и сейчас не нравится. И т.д. Описанный в посте случай - скорее исключение, чем правило, потому он мне и запомнился.

А вот другие люди говорили мне, что иногда их художественное впечатление (особенно от книг) менялось после того, как они узнали какую-то дополнительную информацию - обстоятельства жизни автора и т.д. За собой я такого никогда не замечала. А с Вами бывало такое?

Date: 2016-01-17 01:56 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"И я очень этим довольна, то, что мне нравилось в детстве-отрочестве из живописи было ужасным"

Очень интересно! То есть, Вы хотите сказать, что отчетливо замечаете, как Ваши предпочтения с возрастом меняются? И что же это было конкретно, что нравилось Вам в детстве, но не нравится сейчас?

У меня такого почти не бывает: недавно я специально пересмотрела детские кино, которые видела в самом нежном возрасте, и впечатления о которых помнила. Никаких изменений: "Внимание, черепаха!" как понравилось мне тогда, так нравится и сейчас, а "Автомобиль, скрипка и собака Клякса", как показалось мне скучным в первом классе, так и сейчас кажется таким ;)

Случай, описанный в посте - для меня редкое исключение, потому и запомнился ;)

Date: 2016-01-17 01:59 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, это большое везение, хотя репродукции - это, конечно, не совсем то, что реальные картины.

А с тех пор Вы не замечали никаких изменений? Скажем, что какой-то конкретный художник Вам когда-то нравился, а потом перестал? Или наоборот?

Date: 2016-01-17 02:06 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
О, это другой исключительно интересный вопрос: то, что разные люди определенно различаются сравнительной важностью для них разных каналов восприятия искусства. У меня тоже на первом месте слово (надо думать, потому мы с Вами и беседуем ;) но на втором - изобразительное искусство (и не только живопись, но и скульптура, и архитектура), к которому я чувствительна гораздо больше, чем к музыке.

Думаю, в формировании такого профиля тоже большую роль играет воспитание, потому что мои родители тоже в первую очередь были читатели. А вот если бы они были меломаны... Впрочем, без близнецовых исследований трудно сказать, воспитание это или гены.

Date: 2016-01-17 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Репин - замечательный художник: одни эскизы - индивидуальные портреты - к "Заседанию государственного совета" чего стоят! Но было ли так, что сначала он Вам не нравился, а потом Вы посмотрели побольше картин, и он стал нравиться?

С Фрагонаром и Ко. у меня было именно так: изменилось мое восприятие такой живописи в целом - а не то, что сначала я видела менее значительные картины тех же художников, а потом вдруг увидела такую, что мне понравилась, и переменила мнение. Такое тоже бывало, но это другой случай.

К импрессионистам как классу я достаточно холодна: во всяком случае, они - не единственная группа художников, которая для меня существует (как для некоторых). В частности, совершенно равнодушна я ко всем туманам и лилиям Моне, и не думаю, что более мощная экспозиция заставит меня переменить свое мнение - я и так уже видела очень много его полотен ;)

О, вспомнила еще один случай, когда экспозиция помогла: Модильяни! Долгое время его картины попадались мне в разных музеях в единственном числе и не производили особенного впечатления. А вот в Вашингтоне в Национальной галерее есть отдельная комнатка, где сосредоточено с десяток его полотен, и нет никого больше. Отчетливо помню, что вышла я из той комнатки иная, чем туда вошла ;)

O Руссо и ему подобных у меня уже был здесь отдельный пост (http://egovoru.livejournal.com/21718.html) - там все сказано ;)

Дали - то же, что Моне: видела его уже очень много; не нравится и вряд ли уже понравится. А вот Магритта я почему-то люблю - но не могу объяснить, почему именно. В частности, вот эта его скульптура произвела на меня сильное впечатление:

Image


Это же вот что, правда?

Образ твой, мучительный и зыбкий,
Я не мог в тумане осязать.
«Господи!» — сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.

Божье имя, как большая птица,
Вылетело из моей груди!
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади...

А Вы понимаете, чем именно Вам нравится Маргитт - и особенно Дали?
Edited Date: 2016-01-17 02:31 pm (UTC)

Date: 2016-01-17 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
Про Репина таких подробностей не помню - был слишком мал.
Дали, если я правильно помню свои чувства, нравился мне тем, что его можно долго рассматривать в подробностях (такой - антиимпрессионист): в этом он близок к Брейгелю, которого я тоже люблю. Впрочем, побывав в Фигерасе, я почувствовал, что поднаелся Дали - это было много.)
Магритт же мне нравится, вероятно, тем, что он со мной играет: уровень моей художественной культуры остаётся совершенно детским, так что - таковы и стимулы.)

Date: 2016-01-17 02:44 pm (UTC)
From: [identity profile] skichmana.livejournal.com
Конечно, вкусы меняются. Я, к сожалению, редко имею возможность смотреть картины в живую, но когда такая возможность предоставляется, ей пользуюсь. А вот Эрмитаж, почему-то, так и не полюбил. Попал туда впервые в 6-м классе. Мне запомнились очереди, давка и темные маленькие картины голландцев. С тех пор голландцев как-то - не очень...
Действительно, ранние впечатления могут оказаться определяющими.

Date: 2016-01-17 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
У меня это проявляется особенно в живописи, где сильно поменялись вкусы лет 15 назад. То есть они постоянно меняются, но тогда был мощный слом всего :).
Что не люблю из того, что любила раньше? Ну большую часть Возрождения не люблю ;) Вообще после 1550 года до 20 века мало что люблю, отдельные исключения (Эль Греко остался со мной, хотя в один момент здорово мне надоел, в Испании :))
Иногда вдруг что-то начинаю понимать, лет 7 назад, вдруг внезапно озарением начала хорошо воспринимать кубический период у Пикассо.
Так что я сильно изменяюсь в смысле вкусов, это мне нравится.

Date: 2016-01-17 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"его можно долго рассматривать в подробностях (такой - антиимпрессионист): в этом он близок к Брейгелю"

Согласна, определенное сходство есть. Но я почему-то Брейгеля люблю, а Дали - нет. Мне представляется, что Брейгель был простым, скромным человеком, а Дали - неудержимо претенциозен, с его муравьедом на поводке и т.д. И этой претенциозностью насквозь пропитана и его живопись. И еще я не люблю чрезмерно "гладкого" письма, когда предметы как бы облиты лаком - у меня от этого создается неприятное впечатление липкости, склизкости :(

Ну, а было ли все-таки такое, чтобы Ваше отношение к какому-то художнику или целому направлению в искусстве поменялось с возрастом?

Date: 2016-01-17 02:54 pm (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
Ну, пожалуй, тот самый "примитив": в молодости я его совсем не понимал, а сейчас мне нравится даже Пиросмани, а уж Руссо - с его буйством красок при полном отсутствии перспективы - мой любимый художник сейчас.

Date: 2016-01-17 02:54 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Я, к сожалению, редко имею возможность смотреть картины в живую"

Зато сейчас появилась замечательная возможность посмотреть, что угодно, в интернете. Конечно, это тоже не совсем то, что в натуре - но все же многие произведения выложены в очень хорошем качестве - даже лучше, чем книжные репродукции!

А музейные очереди - кто же их любит?..

Date: 2016-01-17 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] napoli.livejournal.com
Ну как же у вас не изменяется? Какую популярную музыку вы слушали, например, до 20 лет? Неужели вам и сейчас она нравится так же, как нравилась тогда?

Я вот помню, что слушала в школе и сейчас думаю, какой же мусор у меня был в голове, что я тогда такое слушала. Театр с оперой я в детстве ненавидела. Сейчас хожу с огромным удовольствием. Постановки, конечно, интереснее стали...

В школе мне ещё привили огромную ненависть к русской литературе. Добровольно её читать я начала только через пару лет после того, как уехала из России, а это уже после института.

Вообще сейчас многие книги, прочитанные в последние 5 лет ставлю в список на перечитать, т.к. чувствую, что инсайты последних лет заставят меня совершенно по-новому взглянуть на эти книги.

И ещё на тему "идейного" искусства у меня как раз сегодня постинг: http://napoli.livejournal.com/327003.html

Date: 2016-01-17 03:04 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Ну большую часть Возрождения не люблю"

Должна признаться, что я всегда была и остаюсь равнодушна к Рафаэлю и Леонардо - не знаю, почему :(

А что касается временных рамок, то у меня, скорее, наоборот: я очень люблю, например, Кранаха и Дюрера. А из итальянцев мне милее Джотто, чем Тициан ;)

"вдруг внезапно озарением начала хорошо воспринимать кубический период у Пикассо"

Вот! Мне именно хочется понять природу таких "озарений". Как думаете, в чем были причины Вашей внезапно проснувшейся любви к кубизму?

Date: 2016-01-17 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
В том моем посте по ссылке в предыдущем комментарии Пиросмани тоже есть, и даже на первом месте ;)

Мне такое сразу же понравилось, более того, мне кажется, что это - гораздо более "правильная" реакция на технические достижения живописцев прежних веков (а равно и на появление фотографии), чем всякие черные квадраты и писсуары на помостах.

У такого "возврата к истокам", на мой взгляд, гораздо больший потенциал развития, чем у квадратов с писсуарами, которые, собственно, исчерпали себя уже своими прототипами, то есть, собственно "Черным квадратом" и "Фонтаном", или как там Дюшан назвал свое произведение.

И еще мне кажется, что душевная теплота полотен примитивистов - то, чего нам остро не хватает в нашем механизированном, автоматизированном веке, а?

Date: 2016-01-17 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] skichmana.livejournal.com
Иногда очереди давали и противоположный результат. Помню, простоишь часа три, дорвёшься, - и потом кажется, что видел умопомрачительные шедевры. Хотя это не всегда были умопомрачительные шедевры.

Date: 2016-01-17 03:16 pm (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
Согласен.
Но в молодости Пиросмани мне казался "некрасивым", то есть, для восприятия такой красоты человеку, не наделённому художественным вкусом, надо ещё дорасти - и не факт.)

Date: 2016-01-17 03:19 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
У меня сейчас как раз схожие с вами рамки. А когда-то были совсем другие.
Я не могу сказать, что я полюбила кубический период. Я вдруг смогла его смотреть... и получать от этого удовольствие. Причина проста - смотрела на него много лет, вглядывалась, хотела понять. В других случаях обычно - еще много читаю по теме и "инсайт" :).
Не часто бывают (у меня) озарения без какой-то работы. ;). Поэтому все и меняется, потому что нарабатывается. Ну и что-то перестает нравится, кажется что это поверхностно и малоинтересно. Ну скажем, лет в 13-14 я вполне себе любила русских художников. (про то, как я любила Рериха лет в 6 уж умолчу)... Сейчас я с превеликим трудом их смотрю. Сознаюсь, что я считаю, что это нехорошо с моей стороны и надеюсь, у меня еще откроется второе дыхание. Уже который год уговариваю себя пойти в Русский музей ;))), даже придумала себе несколько вещей, которые мне надо там посмотреть обязательно ;))))

Date: 2016-01-17 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Какую популярную музыку вы слушали"

К сожалению, критерий музыки ко мне вообще плохо применим: я человек совершенно немузыкальный :( Я вообще популярную музыку не слушала и не слушаю, ни до 20 лет, ни сейчас ;)

К опере я тоже равнодушна - думаю, по той же причине общей немузыкальности, а вот с русской литературой в школе мне повезло - вот здесь (http://egovoru.livejournal.com/64017.html) я уже писала об этом.

"инсайты последних лет заставят меня совершенно по-новому взглянуть на эти книги"

Ну и как, заметили ли Вы уже какую-то разницу в восприятии?

По поводу же Вашего поста по ссылке мне трудно что-то сказать, потому что Пелевин - увы, не мой автор :(

Date: 2016-01-17 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Точно, есть такой эффект ;) Очень трудно, особенно в молодости, обнаружить, что что-то, что все человечество признало великим искусством, тебе совершенно не нравится ;)

Должна признаться, однако, что с определенного возраста я набралась достаточно наглости, и меня уже не смущает, что какие-то общепризнанные шедевры оставляют меня равнодушной ;) Вот здесь (http://egovoru.livejournal.com/22972.html) я уже писала об этом более подробно.

Date: 2016-01-17 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Даже не "некрасивым", а "не умеющим рисовать"! Действительно, такое мнение частенько слышишь - и, в общем, на него не так-то легко возразить ;) Похоже, не только в исторической перспективе, но и в индивидуальном развитии необходимо сначала вдоволь насмотреться Рафаэлей с Тицианами, чтобы тебе стал нравиться Руссо ;)

А Вы думаете, что бывают люди, "не наделенные художественным вкусом"? Мне скорее кажется, что есть люди, более или менее чувствительные к живописи - т.е., одних она волнует больше, а других - меньше.
Page 1 of 5 << [1] [2] [3] [4] [5] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 03:50 pm
Powered by Dreamwidth Studios