egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Он лучше всех почувствовал стиль своего времени – эпохи немого кино. Стиль преувеличенного жеста, о котором другой поэт написал гениальное:


Кинематограф. Три скамейки.
Сентиментальная горячка.
Аристократка и богачка
В сетях соперницы-злодейки.

Только у Мандельштама – взгляд со стороны, взгляд зрителя; а Северянин – это как если бы сам персонаж немого кино вдруг заговорил!


Удивительно, как до сих пор никто не понял, что «Я, гений Игорь Северянин» – это же откровенный стеб (как выразились бы современные молодые люди; мои ровесники сказали бы: это он для понта).

А между тем душа его простая,
Как день весны. Но это знает кто?

Языкотворец он был не хуже Хлебникова и Маяковского. «По аллее олуненной Вы проходите морево». Некоторые недоумевают: морево – это, простите, как? Но разве не понятно, что – величаво, с достоинством? Разве не ощущение величия вызывает свободная стихия у большинства из нас?


Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2015-11-24 08:08 am (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
А ещё:
Войди в мой сад... Давно одебрен
Его когда-то пышный вид.

И, конечно же:
Проборчатый, офраченный картавец.

Ну, и всякое такое.)

Date: 2015-11-24 11:20 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Вот и я о том же ;) Ведь замечательно, правда?

Мне кажется ужасно несправедливым, что большинство считает его каким-то второсортным и даже низкопробным поэтом :(

Date: 2015-11-24 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
Так могут считать только люди, лишённые поэтического слуха и эстетического вкуса.)
Edited Date: 2015-11-24 11:28 am (UTC)

Date: 2015-11-24 11:37 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Нет - против "морево" высказался даже Григорий Дашевский (когда выступал в программе "Школа злословия"). (https://www.youtube.com/watch?v=VZk3FdQotlk) А его уж никак не назовешь "лишённым поэтического слуха и эстетического вкуса" ;) Собственно, этот мой коротенький пост и вызван желанием оправдать "морево", охаянное Дашевским ;)

Правда, вообще-то он про Северянина сказал очень хорошо: что мы уже ко всему привыкли, все канонизировали - даже дыр бул щыл, а вот Северянин и теперь лежит нам поперек дороги, несмотря на всю нашу нынешнюю искушенность ;)

Date: 2015-11-24 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
Да, мой однокурсник Гриша - светлая ему память! - был человеком, безусловно, высокой одарённости и тонкого вкуса.
Будем считать, что это у него личное, и просто с ним не согласимся.)

Date: 2015-11-24 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ого, так он был Ваш однокурсник! Я-то до самого последнего времени никогда не слыхала такого имени. Но тут недавно наткнулась на запись какого-то "круглого стола" на "Свободе": он был там единственый, кто говорил нечто содержательное, и я запомнила имя. А почитав его тексты, поразилась.

Date: 2015-11-24 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
Да, он уже тогда был человеком "отдельным" - незаурядность его судьбы видна была во всём.

Date: 2015-11-24 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] nebos-avos.livejournal.com
А это чем не стеб?


Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж...
Королева играла - в башне замка - Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.

Было все очень просто, было все очень мило:
Королева просила перерезать гранат,
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.

А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа...
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.

Date: 2015-11-24 11:32 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Конечно - это уж чистой воды немое кино! Нечто в таком роде (это "Королева Келли" 1929 года, Глория Свенсон в главной роли):

Image



А Вам так не кажется?
Edited Date: 2015-11-24 11:43 pm (UTC)

Date: 2015-11-25 06:05 am (UTC)
From: [identity profile] nebos-avos.livejournal.com
Картинка выразительная! Но фильма этого я не видел. В стихах же меня рассмешило заключительное "пажа". Само по себе слово вроде бы не смешное - таким оно делается именно из-за его позиции в конце стихотворения.
Edited Date: 2015-11-25 09:31 am (UTC)

Date: 2015-11-25 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Я тоже фильма не видела, но по одной этой мизансцене можно легко догадаться, какой он ;)

Что же касается знаменитого "Это было у моря", то там же с самого начала, этими первыми словами, задается тон! Опять же, сам расклад "королева - паж", да и выражения типа "вся в мотивах сонат" и т.п.

Или вот:

На Ваших эффектных нервах звучали всю ночь сонаты,
А Вы возлежали на башне на ландышевом ковре...
Трещала, палила буря, и якорные канаты,
Как будто титаны-струны, озвучили весь корвет.

Одни "эффектные нервы" чего стоят ;)

Интересно, что Северянин, судя по всему, весьма скептически относился к Вертинскому - в то время как мне кажется, что в стилистике их творчества есть определенное сходство:

Душистый дух бездушной духоты
Гнилой, фокстротной, пошлой, кокаинной.
Изобретя особый жанр кретинный,
Он смех низвёл на степень смехоты.

От смеха надрывают животы
И слёзы льют, смотря как этот длинный
Делец и плут, певец любви перинной,
Жестикулирует из пустоты.

Всё в мимике его красноречиво:
В ней глубина бездонного обрыва,
Куда летит Земля на всех парах.

Не знаю, как разнузданной Европе,
Рехнувшейся от крови и утопий,
Но этот клоун мне внушает страх.

Правда, Северянин, конечно, никакой не "гнилой", и, видимо, это его и раздражало: нарочитая меланхолия казалась ему пошлой :( Его собственный столь же преувеличенный жест эмоционально окрашен совсем иначе:

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс…
Edited Date: 2015-11-25 12:22 pm (UTC)

Date: 2015-11-25 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] nebos-avos.livejournal.com
Вертинский все-таки артист, а не поэт. Если тексты его песен увидите на бумаге, справедливо их сочтете графоманией. Но вот своим артистическим даром он и из дерьма умеет сделать конфетку. Даже его песней о Сталине можно проникнуться...для того, правда, желательно не знать, кто ее "персонаж".

Date: 2015-11-25 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Честно сказать, мне это различие между поэзией, положенной на музыку и не положенной, кажется незначительным: в конце концов, исторически первая поэзия ведь вроде бы составляла с музыкой неразрывное целое? Или Мандельштам это придумал?

Вертинского я, надо сказать, не большая поклонница, а любимейшее мною из им исполнявшегося (https://www.youtube.com/watch?v=qX1JHzgIRqk) написано Георгием Ивановым:

Над розовым морем вставала луна,
Во льду зеленела бутылка вина,
И томно кружились влюбленные пары
Под жалобный рокот гавайской гитары.

— Послушай. О, как это было давно,
Такое же море и то же вино.
Мне кажется, будто и музыка та же...
Послушай, послушай, — мне кажется даже...

— Нет, вы ошибаетесь, друг дорогой.
Мы жили тогда на планете другой,
И слишком устали, и слишком мы стары
Для этого вальса и этой гитары.

Эта меланхолия не кажется мне поддельной. Она в каноническом опереточном антураже, но чувство утраты здесь искреннее. А?

Только что обратила внимание, что он с ней - "на ты", а она с ним - "на Вы". Причем, нигде ведь не обозначено, кто из них какого пола, но воспринимается это именно так, ведь правда?
Edited Date: 2015-11-25 01:21 pm (UTC)

Date: 2015-11-25 01:50 pm (UTC)
From: [identity profile] nebos-avos.livejournal.com
Речь у меня о другой разнице: между мастерством поэта и артиста.
А "Над розовым морем" и у меня любимейшая. На различие местоимений внимания не обращал, впечатление было такое, что беседуют двое мужчин.

Date: 2015-11-25 11:23 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"впечатление было такое, что беседуют двое мужчин"

Очень интересно! Я задумалась: а почему, собственно, мне кажется, что последние четыре строчки говорит женщина? Наверное, вот почему: во-первых, друзья редко называют друг друга "дорогой" - все же это слово зарезервировано для отношений иного типа (ну, и для официальных бумаг ;) Во-вторых, ведь "слишком мы стары для этого вальса" означает, конечно - "давай все же не будем под него танцевать", а не просто "не будем его слушать", не правда ли? То есть, один из собеседников - женщина. (В гомосексуальных клубах, конечно, тоже танцуют - но все же, наверное, не вальс? Впрочем, я не берусь судить). А любимую женщину "другом" называют все же редко.

Но на самом деле, конечно, совершенно не важно, кто именно с кем в этом стихотворении беседует! А важно, что стихи получились прекрасные :)

Date: 2015-11-25 11:56 pm (UTC)
From: [identity profile] nebos-avos.livejournal.com
Вот уж никогда об этом не задумывался! Соображения Ваши резонные, но в поэзии "жизненной правдой" можно, полагаю, пренебречь.

*стихи получились прекрасные*

Так Иванов же!
А среди текстов, сочиненных самим Вертинским, есть все же стоящие. Например, "Чужие города". На мой вкус, почти вровень с "Над розовым морем".

Date: 2015-11-26 12:01 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, "Города" тоже хорошие. Но, между прочим, на бардовском сайте пишут (http://www.bards.ru/archives/part.php?id=15034), что там еще какой-то "Р. Блох" автор стихов, причем он на первом месте, а Вертинский - на втором ;)

Date: 2015-11-26 07:44 am (UTC)
From: [identity profile] nebos-avos.livejournal.com
Спасибо, про соавторство я и не знал.

Date: 2015-11-27 08:40 am (UTC)
From: [identity profile] jivaya-j.livejournal.com
Извините, но Игорь-Северянин, по-моему, просто испортил поэзию своими расплывчатыми эпитетами. И если Маяковский демонстрировал здравый снобизм вкупе с критикой, то Северянин был даже не снобом, а некой пародией со всеми своими ажурными оборотами.

"Его любимые слова: фешенебельный, комфортабельный, пикантный... Не только темы и образы, но и все его вкусы, приемы, самый метод его мышления, самый стиль его творчества определяются веерами, шампанским, ресторанами, бриллиантами. Его стих, остроумный, кокетливо-пикантный, жеманный, жантильный, весь как бы пропитан этим воздухом бара, журфикса, кабарэ, скетинг-ринга. Характерно, что он ввел в нашу поэзию паркетное французское сюсюканье и стрелку называет пуантом, стул – плиантом, молнию – эклером и даже русскую народную песню озаглавливает "Chanson Russe". Вот и Чуковский пишет о том же http://literatura5.narod.ru/chukovsky_o_severanine.html.

Такие стихи хороши для романтичных подростков, и я такой была ).
Edited Date: 2015-11-27 08:43 am (UTC)

Date: 2015-11-27 01:48 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, насколько я могу судить, именно так и воспринимает Северянина большинство читателей. Но не Чуковский (который кажется мне очень проницательным критиком), ведь он пишет: "Дух дышит, где хочет, и вот под вульгарною личиною сноба сильный и властный поэт. Бог дал ему, ни с того ни с сего, такую певучую силу, которая, словно река, подхватит тебя и несет, как бумажку, барахтайся сколько хочешь: богатый музыкально-лирический дар." :)

Что же касается меня, то я с самого начала, даже в юности, почувствовала у Северянина явную самоиронию, и никогда не воспринимала все эти его "кабриолеты" всерьез ;) Может, толпы дам-современниц и закатывали глаза на его "концертах" (на то они и дамы?), но сам-то он - и мы вместе с ним сейчас - ведь отлично понимаем, что все это - насмешка над собой? Если угодно, его стихи - это уже пародия, пародия без оригинала ;) А Вам и сейчас кажется, что он это - на полном серьезе?

Кстати, я не догадывалась, что, как я прочла в присланном Вами очерке Чуковского, Северянин - автор слова "бездарь", теперь уже прочно вошедшего в язык: "У Северянина мне, например, понравилось его прехлесткое слово бездарь."

А вот сейчас только мне пришло в голову, что у Северянина ведь был последователь и в советскую эпоху - только, увы, лишенный какой бы то ни было самоиронии, но так же, как и Северянин, большой любитель эффектного антуража. Не буду называть его имени - Вы и сами догадаетесь, по знаменитой пародии на него Леонида Филатова:

Мне говорил портовый грузчик Джо,
Подпольный лидер левого движенья:
«Я плохо понимайт по-русски, Женья,
Но знаю, что Таганка — хорошо!»

Потягивая свой аперитив,
Мне говорил знакомый мафиозо:
«Таганка, Женья, это грандиозно!
Мадонна, мне бы этот коллектив!..»

Душою ощущая ход времен,
Забитая испанская крестьянка
Сказала мне по-русски: «О, Таганка!
Проклятый Франко, если бы не он...»

Звезда стриптиза, рыжая Эдит,
Сказала, деловито сняв рейтузы:
«Ты знаешь, Женя, наши профсоюзы
Считают, что Таганка победит!..»

О том же, сохраняя должный пыл,
Мне говорили косвенно и прямо —
Рабиндранат Тагор, и далай-лама,
И шахиншах... фамилию забыл...

Поскольку это шло от естества
И делалось отнюдь не для блезира —
Спасибо вам, простые люди мира,
За ваши безыскусные слова!

Меня пытал главарь одной из хунт,
Он бил меня под дых и улыбался:
«Ну что, таганский выкормыш, попался?
А ну положь блокнот и стань во фрунт!..»

Таганка, ты подумай, каково
Мне в сорок лет играть со смертью в прятки!..
Но я смолчал. Я сдюжил. Все в порядке.
Они про вас не знают НИ-ЧЕ-ГО!

Edited Date: 2015-11-27 03:54 pm (UTC)

Date: 2015-11-27 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"своими расплывчатыми эпитетами"

А не могли бы Вы привести какие-нибудь конкретные примеры его эпитетов, которые кажутся Вам "расплывчатыми"? Вот Григорию Дашевскому не понравилось "морево" (в защиту этого слова я и написала этот пост). А что не понравилось Вам?

Date: 2015-11-28 01:20 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Нет, Гриша все-таки молодец: посмотрите видео в комментариях к следующему посту: они там примерно на 6-й минуте обсуждают Северянина, и он говорит: "Люди могут научиться находить глубину в чем угодно" (он имеет в виду не С., а "Дыр бул щыл", но все равно - мне эта мысль чрезвычайно нравится ;)

Но вот его стихи мне, надо сказать, не то что не нравятся, но кажутся слишком сложными. Долго выбирала что-то для заглавия, пока не наткнулась на то, что в конце концов использовала: это точно передает мои собственные ощущения.

Date: 2015-11-28 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] nebos-avos.livejournal.com
Стихи хорошие, но меня не зацепили - "не мои" они.

Date: 2015-11-28 07:33 am (UTC)
From: [identity profile] nebos-avos.livejournal.com
*Может, толпы дам-современниц и закатывали глаза на его "концертах" (на то они и дамы?), но сам-то он - и мы вместе с ним сейчас - ведь отлично понимаем, что все это - насмешка над собой?*

В этом отношении его стихи хороший пример поэзии с семантическим запасом: чтобы ирония стало слышной, немало понадобилось лет. Так, видимо, произойдет (а может, уже произошло) и со "Средь шумного бала". Удивляюсь, как прежде насмешки не замечали, например, в "Мне стан твой понравился тонкий". Кабы заметили, так не переложили бы на душешшипательный романс.

Date: 2015-11-28 01:21 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
И понятно, почему так происходит: со времен "Бала" уже столько понаписано "тонких станов", что все эти эпитеты стали совершенно заезженными, их стало трудно принимать всерьез ;)

"Бал" пока спасает наша способность к переключению на другую, условную волну: примерно как в опере, когда Ромео оказывается лысым, а Джульетта - необъятных размеров, некоторые из нас все же способны наслаждаться их прекрасным пением ;) Но в какой-то момент такое абстрагирование становится невозможным, и произведение (или исполнение) начинает восприниматься как пошлое - или пародийное ;)
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

March 2026

S M T W T F S
123 4567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 6th, 2026 06:13 am
Powered by Dreamwidth Studios