egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Фрэнсис Фукуяма наиболее известен своим «Концом истории», где он приветствует распад советского блока. Но еще интереснее его книжка о том, что для успешного экономического развития страны требуется определенный уровень доверия между ее неродственными гражданами. Почему, понятно: доверие позволяет сэкономить на правовой регламентации отношений индивидов, преследующих личные цели. Но как же его достичь – иными словами, как приумножить социальный капитал?


Когда социальное поведение моделируют как повторяющуюся дилемму заключенных, самой выигрышной стратегией оказывается «ты мне – я тебе», то есть воспроизведение предыдущего решения оппонента: он пошел на сотрудничество, и ты делаешь то же самое, он предал – и ты предаешь. А вот когда в игру вводят элемент «недопонимания» – ошибку в сообщении результатов решения одного игрока другому – то оказывается, что более выгодно время от времени идти на сотрудничество независимо от предыдущих действий оппонента – то есть, проявлять не справедливость, а милосердие.

Более того, чтобы стратегия повторения вообще заработала, необходимо, чтобы первый шаг непременно был выбором сотрудничества – иначе социальное взаимодействие заглохнет, не успев начаться. Надо думать, фукуямовское доверие и есть тот фактор, который в реальной жизни определяет, каким будет первый шаг первого игрока?


Фото с сайта Bird Feeder Hub

Date: 2015-08-08 06:21 am (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Теперь следует проверить теорию Фукуямы на бактериях. По-моему теория игр должна хорошо сработать для описания эволюции сообщества бактерий.

Date: 2015-08-08 12:27 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Бактерии, между прочим, и сексом занимаются.

Date: 2015-08-08 01:03 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да и вообще, пропасть между бактерией и человеком не так велика, как между бактерией и камнем ;)

Date: 2015-08-08 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Это как раз сомнительно.
Люди, бывало, общались с камнями. А чтобы кто-то общался с бактерией - такого не припомню.

Date: 2015-08-08 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Наши способности общаться не поддаются ограничению ;) Как известно, мы разговариваем со своими машинами, компьютерами и т.п. Некоторые уверяют, что могут общаться даже непосредственно с Богом - а уж по сравнению с этим, общение с бактерией - это вообще пара пустяков ;)

Date: 2015-08-09 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Общение возможно с реальными существами, а не с абстракциями. Никто не общается с треугольником. Бактерия - по сути абстракция, подобно электрону. Реальной она может восприняться, когда лежит, живая, в поле зрения микроскопа... то есть почти что никогда.
Максимум, что я могу вспомнить - это стихи И.Бродского, обращённые к мухе.

Date: 2015-08-09 08:43 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Бактерия - по сути абстракция"

Помилуйте, ну какая же абстракция? К сожалению, в комментарий вроде бы нельзя непосредственно вставить видео (или, во всяком случае, я не знаю, как), так что могу дать только ссылку (https://youtu.be/rjUBkUDNSzY). Конечно, главная звезда того фильма - эвглена, зеленая в центре, но длинные бесцветные нити, ползающие вокруг - это как раз и есть подвижные бактерии.

Я вообще очень рекомендую этот Microscopic World на ютьюбе - там у них есть потрясающей красоты ролики. Например, вот этот (https://youtu.be/qYo0upHaz_4) - инфузория туфелька в поляризованном свете. Как новогодняя елка, а?

А вот (http://www.pravda.ru/news/interesting_news/29-04-2011/1075421-stihi-0/) - пример весьма нетривиального общения человека с бактерией ;)
Edited Date: 2015-08-09 08:57 pm (UTC)

Date: 2015-08-10 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Спасибо за ссылки.
Как бы то ни было, камень ближе к человеку, чем бактерия. История камня соразмерна по масштабу человеку (не личной истории человека, которая существенно короче, но человек компенсирует за счёт памяти), а личная история бактерии (если она у неё вообще есть) человеку несоразмерна. Поэтому с камнем общение возможно,а с бактерией - нет.

Date: 2015-08-10 11:11 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, у бактерий маловато времени для накопления личной истории: скажем, кишечная палочка делится каждые 20 мин в оптимальных условиях ;)

Date: 2015-08-10 01:40 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Видео в комментарий раньше вроде можно было вставлять.
Надо для этого просто скопировать код. Код же можно получить, если нажать правую кнопку мыши, когда курсор находится на видеоролике.

Date: 2015-08-10 11:06 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Я попробовала сделать так, но вставляется только ссылка, причем в явном виде. Еще я пробовала сделать так: сначала вставить видео через соотв. кнопку как бы в новый пост, а потом перенести в комментарий - с картинками это работает, а с видео - нет :(
Edited Date: 2015-08-10 11:09 pm (UTC)

Re: Проверка

Date: 2015-08-11 10:51 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Здорово, сработало! А как же Вы это сделали?

Re: Проверка

Date: 2015-08-12 01:20 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Если Вы правой кнопкой мыши нажмёте на видео, то появится меню, в котором надо выбрать "Копировать HTML-код". Дальше просто вставить код в комментарий (я сейчас заменяю угловые скобки на фигурные и ставлю пробелы перед точками внутри интернет-ссылки, потому что по настройкам, которыми Вы пользуетесь в Вашем ЖЖ, комментарий со ссылкой может быть заскринен ):
{iframe width="560" height="315" src="https://www .youtube .com/embed/rjUBkUDNSzY" frameborder="0" allowfullscreen}{/iframe}
Edited Date: 2015-08-12 01:21 pm (UTC)

Date: 2015-08-12 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Возможно, ссылки с "Ю-Тюба" не цензурируются: проверка
https://www.youtube.com/embed/rjUBkUDNSzY

Date: 2015-08-12 11:57 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, все нормально. С тех пор как я, по Вашей подсказке, исправила настройку журнала, он более не отправляет гиперссылки в "подозрительные сообщения" :)

Date: 2015-08-12 11:55 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
У меня эта кнопка называется, видимо, "Copy embed code" - в следующий раз попробую ее.

Date: 2015-08-08 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
В том-то и дело, что в данном случае это была не теория, а самая что ни на есть практика: разные стратегии игры проверяли на опыте - я говорю о знаменитых турнирах Роберта Аксельрода (https://egtheory.wordpress.com/2015/03/02/ipd/) в конце 1970-х. Правда, насколько я поняла, участниками соревнования были все же не реальные люди, а компьютеры - на них гоняли программы, присланные соревнующимися.

Date: 2015-08-08 06:12 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Однако какое отношение все это имеет к человеческому обществу?

Date: 2015-08-08 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Этак Вы скажете, что и считать надо не калькулятором, и даже не столбиком на бумаге, а исключительно в уме - иначе результаты будут считаться недействительными ;)

Date: 2015-08-08 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Может быть, я не совсем ясно представляю себе, что такое "теория игр", но в моем понимании - да, она конечно может оказаться полезной и для описания эволюции, и не только бактерий. Вот (http://link.springer.com/article/10.1007%2FBF02214234), например, пишут, что поведение гуппи хорошо описывается моделью "ты мне - я тебе" (т.е., "tit for tat", TFT): "Results indicate that guppies are capable of recognizing and remembering their partner's behaviour and seem to employ TFT-like strategies over the course of many inspection visits".

Date: 2015-08-09 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Вопрос состоит в том, что из этого следует. Вот есть простенькая математическая моделька и она даже что-то описывает, причем как у гуппи, так и у людей. Какой из этого следует вывод? Почему хорошо образованные интеллектуалы с таким восторгом обсуждают применение простеньких математических моделек, описанных Фукуямой, к человеческому обществу?

Вот кстати цитата на эту тему из ван Фраассена:

‘Of course the story is apocryphal, that a professional gambler funded a mathematician to analyze horse-racing, and was thoroughly unhappy with the report that began “Let each horse be a perfect sphere, rolling along a Euclidean straight line …”. But is that so far from real examples of mathematical modeling?’

Date: 2015-08-09 12:02 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Почему хорошо образованные интеллектуалы с таким восторгом обсуждают применение простеньких математических моделек, описанных Фукуямой, к человеческому обществу"

Я думаю, во-первых потому, что простота кажется нам эстетически привлекательной, и всякий раз, когда мы обнаруживаем, что простая модель может правильно описать (предсказать поведение) сложной системы, мы испытываем эстетическое удовлетворение ;)

Ну, а во-вторых, и, наверное, в главных, мы надеемся, что модели помогут нам принимать правильные решения в сложных реальных ситуациях. Ведь теория игр, если я правильно понимаю, оформилась как отдельная область прикладной математики именно при моделировании поведения экономического рынка. Или, скажем, Нобелевская премия Джона Нэша - ведь она была именно по экономике, и вряд ли ее присудили, если бы описанное им равновесие было бы совершенно бесполезным?

Что же касается Фукуямы, то он-то как раз никаких моделей не употребляет - по крайней мере в той книжке, о какой идет речь ;) Просто я подумала, что модель "tit for tat", с ее начальным выбором кооперации, хорошо стыкуется с тем, что описывает Фукуяма в качестве необходимой социальной предпосылки для успешного экономического развития.

Date: 2015-08-08 08:49 am (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
Ну, в общем, без всякой гордости могу признаться, что ни фукуя этого ничего не читав, я - методом проб и ошибок - пришёл к тому же результату.)
Прощать (не забывая) лучше не потому даже, что это "красиво", "по-христиански", а просто потому, что в среднем - на длинной дистанции - это лучше работает, результативнее.
А злопамятные и радеющие "за справедливость" вечно в хронических тупиках - сами себя загнали.

Date: 2015-08-08 12:45 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Согласна с Вами, что сама мысль о прощении - не нова ;) И дело даже не только в прощении уже совершившего проступок, а в способности поверить в то, что чужой человек - не твой родственник! - тебя не обманет.

Книжка Фукуямы была интересна мне тем, что он пытается доказать, с фактами в руках, экономическую выгодность этой позиции. В частности, мне запомнилось его объяснение экономического успеха Японии по сравнению с Китаем (книжка написана в 90-е): у японцев исторически сложился социальный институт приемных сыновей, а у китайцев его не было. Вообще, он там в основном рассуждает именно в этой плоскости: превращение семейного бизнеса в более открытый, включающий неродственников.

Кстати сказать, русский перевод фукуямовского "Доверия" открывается по ссылке из текста поста - он пишет, на мой взгляд, вполне читабельно. Возможно, более образованному читателю его мысли не покажутся особо оригинальными, но мне они были интересны. В "Конце истории" он, собственно, подробно разбирает представления Гегеля о взаимоотношениях господина и раба, и особенно - интерпретацию этих взглядов Александром Кожевым (Кожевниковым). Я не читала ли того, ни другого, поэтому фукуямовский ликбез пришелся мне очень кстати ;) Настолько, что я даже прочла еще две книжки последнего - по-русски их все издали как-то разом, хотя на самом деле он писал их на протяжении нескольких лет ;)
Edited Date: 2015-08-08 01:49 pm (UTC)

Date: 2015-08-08 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Про дилемму заключенных, правда, у Фукуямы нет - просто я подумала, что в своей книжке он исследует как раз то, что определяет, каким будет первый шаг игрока в социальном взаимодействии в реальной жизни - в компьютерной-то симуляции алгоритм "ты мне - я тебе" заведомо предусматривает первым шагом кооперацию ;)

Date: 2015-08-08 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
Ну, Вы же мне всё уже рассказали, зачем мне эта Фукуяма?)

Date: 2015-08-08 02:38 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Более того, Вы ведь все это знали еще до меня ;)

Date: 2015-08-08 02:39 pm (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
И это ещё приятнее. С определённого возраста, знаете ли, новые знания уже не радуют: старые - куда лучше.)

Date: 2015-08-08 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Надо сказать, что действие разных стратегий социального взаимодействия очень наглядно проявляются в ЖЖ-дискуссиях - и, к сожалению, очень многие их участники в качестве первого хода выбирают отнюдь не кооперацию :(
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] gomazkov referenced to your post from О рентабельности милосердия (http://gomazkov.livejournal.com/172902.html) saying: [...] мне информация в посте одной моей просвещённой френдессы: http://egovoru.livejournal.com/70836.html [...]
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] jorkoffski referenced to your post from Ты вспомни, изменщик коварный (http://jorkoffski.livejournal.com/1419467.html) saying: [...] Оригинал взят у в Ты вспомни, изменщик коварный [...]

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 08:52 pm
Powered by Dreamwidth Studios