Овец от козлищ
Dec. 14th, 2014 06:46 pmРазделение людей на «высоковольтных» и «низковольтных» по «силе жажды жизни» кажется мне не слишком целесообразным. Спору нет, любая деятельность требует энергии – и духовной, и даже просто физической, но ведь недаром говорят: «Твою бы энергию, да в мирных целях»? Иными словами, надо еще учитывать, на что конкретно эта энергия тратится.
А вот категории «уравнителей» и «состязателей», которые Ефимов вводит уже внутри «высоковольтных» для обозначения их политических пристрастий – по-моему, удачная находка. Во всяком случае, это точнее, чем обычно используемые этикетки «либералов» и «консерваторов», не говоря уже о «демократах» и «республиканцах», за которыми тянется длинный шлейф истории. А причиной предпочтения той или иной идеологии он считает принадлежность к «хозяевам знаний» или «хозяевам вещей».
«Главная особенность трудовой деятельности хозяина знаний: материал, с которым он работает – то есть понятия, слова и цифры, которыми он должен оперировать – легко подчиняются его воле. <...> Если что-то пошло не так, он легко отбрасывает ошибочный расчёт, зачёркивает неудачную формулировку, стирает цифры и слова с доски или экрана и тут же начинает всё сначала. <...> В отличие от него, хозяину вещей приходится распоряжаться машинами, грузами, кораблями, людьми. Материал, с которым он имеет дело, обладает невероятной, огромной силой сопротивления. <...> Хозяин вещей знает, что любая ошибка в задуманном деле может оказаться непоправимой. Он, действительно, должен семь раз отмерить, прежде чем отрезать.»
На мой взгляд, при таком раскладе логично ожидать, что «хозяева знаний» будут реформаторами, а «хозяева вещей» – консерваторами. Но вот почему особенности труда первых, которые подчеркивает Ефимов, должны склонять их к поддержке уравнительного принципа, я как-то не улавливаю. К тому же, сам автор представляет собой исключение из своего собственного правила: будучи писателем, т.е., определенно «хозяином знаний», он, тем не менее, ратует за принцип состязательный. Однако эмпирические исследования действительно выявляют положительную корреляцию между уровнем образования и либеральными наклонностями.

Нью-Йорк, март 1990 года
(фото с сайта, посвященному Иосифу Бродскому)