egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru
Issa

Большинство читающих по-русски познакомились с этим творением Иссы, вероятно, через роман Стругацких, использовавших перевод Веры Марковой как эпиграф. В моем же случае это была более ранняя повесть Сэлинджера в переводе Риты Райт-Ковалевой:


О, улитка,
Взбираясь к вершине Фудзи,
Можешь не торопиться!



Этот перевод немного ближе к оригиналу (я не поленилась заглянуть в японский словарь), но звучит как-то уж слишком подозрительно похоже на «тише едешь — дальше будешь». Мне нравится в нем то, что акцент ставится не на конечную цель, а на сам процесс движения (и Дао сразу приходит на ум). Однако у Иссы-то важность цели четко обозначена постановкой названия священной горы на ключевое последнее место. У него там нечто вроде (с соблюдением счета слогов 5-7-5):

Улитка-крошка
Медленно взбирается
(Тихо-тихо в(с)ползает?)
На Фудзияму.

«Крошку» пришлось вставить, потому что японская «улитка» — аж пятисложная, так что занимает целую строчку. Не думаю, что это сильно искажает смысл — Исса, вероятно, как раз и имел в виду противопоставление малости улитки и огромности горы. Подозреваю даже, что в японском языке может обнаружиться и отдельное слово для обозначения больших улиток, в отличие от маленьких. «Тихо-тихо» мне нравится больше, чем «медленно», потому что у Иссы там стоит именно повтор, но «всползает» звучит неуклюже, а оставить просто «вползает» — нельзя, потому что вползать можно только «в», но никак не «на». Наклонение японского глагола я распознать не умею, но подозреваю, что у Иссы — именно констатация факта, а не призыв.

Никаким даосом он, кажется, не был, но зато был еще и замечательным художником, как свидетельствует хотя бы вот этот автопортрет. Надпись там примерно такая: «Даже сочувствующего зрителя пробирает невольный холодок, — сказал о своей внешности Исса». А по-моему, по внешности он был — вылитый Евгений Леонов.

Говоря же о переводе, уже с английского, не могу удержаться, чтобы не пнуть ту же Риту, сподобившуюся перевести название другой повести Сэлинджера как «Симор: Введение». Introduction здесь — вовсе не «введение», а «знакомство». По поводу же введения уже высказался Довлатов (весьма ценивший Риту как переводчицу):


— Недавно прочел «Технологию секса». Плохая книга. Без юмора.
— Что значит — без юмора? Причем тут юмор?
— Сам посуди. Открываю первую страницу, написано — «Введение».
Разве так можно?

Кроме того, ведь имя Seymour уже утвердилось в русском языке как «Сеймур» (именно так по-русски звучит, например, фамилия третьей жены Генриха VIII).
Что же до чтения «Повестей о Глассах» в подростковом возрасте, то вот к чему оно приводит.

А вот вариант перевода «Улитки» для 21-го века :)

Date: 2013-10-27 05:45 pm (UTC)
From: [identity profile] danoonah.livejournal.com
в смысле бывали мы на этих фудзи?.. гора и в африке гора )

Date: 2013-10-27 06:16 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ну, что Вы!

Цитирую того любителя хайку, на которого ссылаюсь в тексте:

"Для синтоистов гора Фудзи - обитель великой богини Коноханасакуя-химе, храм которой построен близ ее вершины. Для буддистов она - резиденция Дайничи Ньораи 大日如来, Будды Всеосвещающего Знания, и ее снежная вершина символизирует высшую степень медитативной сосредоточенности 禅定".

Date: 2013-10-27 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] danoonah.livejournal.com
ну тогда так: когда я забрался на фудзи я не увидел ничего кроме снега. слепящий глаза свет и пронизывающий ледяной ветер. потоптавшись я заспешил в обратный путь. тогда на середине пути я встретил улитку карабкающуюся вверх. тебе все еще нужно туда? не торопись )

Date: 2013-10-27 06:34 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, отличный вариант!

А вот еще один - более пространный и не без влияния "Песни о Соколе": http://haiku.ru/frog/ulitka.htm

Date: 2015-07-11 12:31 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Посмотрите ссылку из только что добавленной к основному тексту последней строчки: думаю, Вам понравится!

Date: 2015-07-11 08:11 am (UTC)
From: [identity profile] danoonah.livejournal.com
....и увидел он, что это хорошо )

Date: 2013-10-27 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Я вот узнал про улитку Фудзи от Б.Г.

http://youtu.be/S_IrwIBv_h8

Date: 2013-10-27 09:14 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо - это тоже интересная вариация на тему, я о ней не знала! И, заметьте, он использует перевод Марковой, как и Стругацкие - так что наверняка узнал про улитку от них, а в своем тексте поминает и вовсе Басе.

А вот еще пишут про ту улитку (https://haikudaily.livejournal.com/4103.html), что там нет предлога в том месте, где он вроде бы должен быть, так что не очень понятно, куда она, собственно, взбирается?
Edited Date: 2018-02-18 03:04 pm (UTC)

Date: 2021-06-13 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Я вот узнал про улитку Фудзи от Б.Г."

Случайно обнаружиласЬ еще куча улиток (https://bes-p.livejournal.com/187169.html) :)

Date: 2021-06-14 05:30 am (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Спасибо, здорово.

Date: 2021-06-15 02:21 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Мне особенно понравилось самое последнее, которое не пародия, а вполне годится как перевод, хотя и несколько вольный (но с соблюдением правильного для хайку числа слогов):

Улита едет
По склону Фудзиямы.
Когда-то будет.

Правда, неплохо?

Про автора, Анатолия Фиолетова, я помню из Катаева (тот вспоминает Фиолетова в "Алмазном моем венце"). А в Вики я прочла, что, оказывается, Фиолетов (Шор) был младшим братом "Остапа Бендера", т.е., человека, послужившего прототипом этого литературного персонажа.

Date: 2021-06-15 07:30 am (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Действительно хорошо.

Date: 2017-01-29 09:19 pm (UTC)
From: [identity profile] jack-johnson-v.livejournal.com
Кроме Стругацких и Сэлинджера есть у Пелевина ещё её упоминание в Empire V:

Кончая школу, я задумался о выборе профессии. Из глянцевых журналов и рекламы были ясны ориентиры, на которые следовало нацелить жизнь, но вот методы, которыми можно было добиться успеха, оказались строго засекречены.
— Если количество жидкости, проходящее по трубе за единицу времени, остается прежним или растет по линейному закону, - часто повторял на уроке учитель физики, - логично предположить, что новых людей возле этой трубы не появится очень долго.
Теорема звучала убедительно, и мне захотелось отойти от этой трубы как можно дальше вместо того, чтобы рваться к ней вместе со всеми. Я решил поступить в институт стран Азии и Африки, выучить какой-нибудь экзотический язык и уехать на работу в тропики.
Подготовка стоила дорого, и мать наотрез отказалась оплачивать репетиторов. Я понимал, что дело было не в ее жадности, а в скудости семейного бюджета, и не роптал. Попытка вспомнить об отце окончилась обычным скандалом. Мать сказала, что настоящему мужчине следует с самого начала пробиваться самому.
Я был бы рад пробиваться - проблема заключалась в том, что было непонятно, куда и как. Мутный туман вокруг не оказывал сопротивления - но найти в нем дорогу к деньгам и свету было мало надежды.
Я провалил первый же экзамен, сочинение, которое почему-то писали на физфаке МГУ. Тема была "Образ Родины в моем сердце". Я написал про мультфильм, где коротышки пели про кузнечика, про распиленную шайбу со словом "СССР" и ссучившихся китов… Я, конечно, догадывался, что при поступлении в такой престижный вуз не следует говорить правду, но выхода у меня не было. Погубила меня, как мне сообщили, фраза: "И все-таки я патриот - я люблю наше жестокое несправедливое общество живущее в условиях вечной мерзлоты". После слова "общество" должна была стоять запятая.
Во время прощального визита в приемную комиссию я увидел висящий на двери рисунок с изображением веселой улитки (она, как и отец на фотографии из интернета, улыбалась явно кому-то другому). Под ней было стихотворение древнеяпонского поэта:


О, Улитка! Взбираясь к вершине Фудзи, можешь не торопиться…


Вынув ручку, я дописал:


Там на вершине Фудзи улиток полно и так.

Date: 2017-01-29 09:36 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо за еще один экземпляр в коллекцию - я этого упоминания не знала, поскольку не поклонница Пелевина.

Date: 2022-03-27 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] maxnicol.livejournal.com
там на вершине
фудзи улиток полно
и без вот этой

Date: 2022-03-27 09:36 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да. А как Вам нравится фиолетовское:

Улита едет
По склону Фудзиямы.
Когда-то будет.

Хотя это, конечно, не перевод, а вариация на тему :)

Date: 2022-03-27 09:51 pm (UTC)
From: [identity profile] maxnicol.livejournal.com
Это очень хорошо )
Люблю игрушки с аллюзиями

Date: 2019-01-27 07:47 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А что Вы скажете об уместности этого эпиграфа у Стругацких? Мне-то судить трудно, поскольку этого знаменитого романа я так и не прочла, а вот случайно наткнулась на такую беседу Парамонова с Генисом (https://www.svoboda.org/a/27609767.html) на "Свободе":

Борис Парамонов: И еще: сбивают с толку эпиграфы к роману: стихи Пастернака о птичке в бору и японская притча об улитке, не понимающей, где и куда она ползет. То ли апофеоз той же деревенщины, то ли отнесение к каким-то уже сверхисторическим, космическим силам, которые и будут решать в конце времен.

Александр Генис: А мне кажется, что стихи, из которых родилось название, чрезвычайно важны для замысла книги. Дело в том, что «Улитка на склоне» описывает частный случай универсальной проблемы. Контакт между прошлым и будущем питает внутренний конфликт между тем, кем мы были, тем, кем стали, но, главное, тем, кем будем. Встречаясь с палеолитом детства, мы не можем найти ему места в настоящем, точно также, как нам некуда себя деть в том будущем, где нас нет. Об этом всегда писал Бродский:

Так солдаты в траншее поверх бруствера
Смотрят туда, где их больше нет.

Перед открывающейся с этой точки перспективы меркнет любой фантастический вымысел. Ведь в войне с будущим у нас нет шансов ни понять, ни уцелеть. Так что Улитке с Фудзиямы еще повезло: она не знает, что ползет по склону вулкана.

Date: 2019-01-30 06:31 pm (UTC)
From: [identity profile] jack-johnson-v.livejournal.com
Мне кажется что Генис, как талантливый человек, увидел в этом произведении не только то, что не видел я, но и, вероятно, то, что не видели сами Стругацкие.

Date: 2021-06-13 08:10 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Случайно обнаружиласЬ еще куча улиток (https://bes-p.livejournal.com/187169.html) :)

Date: 2021-06-15 09:22 am (UTC)
From: [identity profile] jack-johnson-v.livejournal.com
Это прекрасно. :)

2011 год... Даже не верится.

Date: 2022-05-20 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] vsopvs.livejournal.com
у Стругацких еще Найто Дзёсо стих встречается в Попытке к бегству. помню его с тех самых 10-ти лет :))) по-моему исключительно уместно для этой книги:

И поля и горы -
Снег тихонько все украл...
Сразу стало пусто!

ну и про улитку - тоже по-моему более чем уместно. можно интерпретировать и втолковывать смысл и объяснения до бесконечности - но я прочел в том возрасте, когда этим не занимаещься, просто чувствуешь нутром :)

отдельно хочу вам сделать комплимент за исходный пост и остальные комментарии в этой теме.

Date: 2022-05-20 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Мне самой в этом моем посте больше всего нравится автопортрет Иссы - скажите, правда же он похож на Евгения Леонова (актера)?

Date: 2022-05-20 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] vsopvs.livejournal.com
автопортрет замечательный, на Леонова похож, правда.

но еще больше, по-моему - на Швейка :)

Date: 2022-05-20 08:20 pm (UTC)

Date: 2022-05-20 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Кстати, моя улитка на аватаре - именно из Иссы :) То есть, нынешняя она - с вывески какого-то швейцарского питейного заведения, но это - в честь иссовой. Девочкой я так ей впечатлилась, что нарисовала себе такой экслибрис :)

Date: 2022-05-20 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] vsopvs.livejournal.com
мне это понятно очень даже :)

Неполный, слабый перевод

Date: 2017-04-13 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] ek_21 referenced to your post from Неполный, слабый перевод (http://lingvoistorii.livejournal.com/1322214.html) saying: [...] в начале слова у нас еще не бывало :) А еще я, наконец, поняла, чем именно мне так не нравится [...]

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

March 2026

S M T W T F S
123 4567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 5th, 2026 02:26 pm
Powered by Dreamwidth Studios