Средь шумного бала, случайно
Sep. 10th, 2013 02:02 am
Оказалось, что способность увидеть нечто справа резко возрастает, если создать у опрашиваемых ощущение, что ситуация выходит из-под их контроля. В аналогичном опыте обнаружилось, что она четко коррелирует со степенью их веры в НЛО.
Но позвольте, воскликнет тут всякий. Ведь это – задачка с заранее известным (экспериментатору) ответом, а в реальной-то жизни никто не знает, есть ли черная кошка в той темной комнате, где нам предлагают ее искать? И тот, кто первый уловил закономерность на фоне случайностей – это и есть ученый, а тот, кто впервые увидел образ там, где до него видели только хаос – это художник.
Проблема же состоит в том, как сделать, чтобы то, что видишь ты, увидели и другие. И, к сожалению, слишком уж часто она решается так: «Ах, ты не видишь здесь того же, что вижу я??? Так на костер тебя!» (Вариант – к стенке...)
P.S. Должна признаться, что я-то на правой картинке прекрасно вижу либо лежащую борзую, либо, при другом раскладе – нечто вроде тасманийского сумчатого дьявола. Более того, я и на левой картинке вижу вовсе не Сатурн, а крокодила в шляпке :)
no subject
Date: 2013-09-10 02:56 pm (UTC)зачем?
no subject
Date: 2013-09-10 11:21 pm (UTC)no subject
Date: 2013-09-11 09:27 am (UTC)no subject
Date: 2013-09-11 10:39 am (UTC)И все-таки мне думается, что любой творец творит для аудитории, а утешения вроде того, что награда в самом тебе, требуются только тогда, когда возникают сомнения в том, что твой труд кому-нибудь нужен. Правда, не стану утверждать, что цель здесь - именно понимание; возможно, это - признание, о котором говорил Гегель.
"Деятелю науки понимание если и важно, то в кругу коллег - до мнения обывателя ему, как правило, нет дела".
Ну, это Вы уж слишком сурово. А как же все те деятели, кто пишет популярные книжки? Да и из студентов далеко не все становятся учеными, и в этом, как напомнил мне в свое время один кембриджский коллега, и есть главный смысл преподавания (http://egovoru.livejournal.com/10196.html).
no subject
Date: 2013-09-11 12:41 pm (UTC)Попытаюсь восстановить по память - но уж когда "остыну".
no subject
Date: 2013-09-12 02:42 pm (UTC)А вот сообщение собственно научное, коего цель исключительно информационная, предназначено таки для коллег, о чем можно судить даже по его специфической стилистике.
Что до искусства, то сужу по себе как отставном поэте. Чесслово, никогда мотивом не было для меня упование на то, "что твой труд кому-нибудь нужен"! Оценка со стороны "собратьев по перу" -да, она была мне важна. Так ведь предмет оной - качество исполнения. А если бы кто из них заговорил о "нужности" (как ее ни понимай), из числа "экспертов" я бы его, наверное, исключил. Потому как первое, что профессионала отличает от графомана, так это именно мотивация труда. Лучше многих, считаю, ее выразила Цветаева: делаю вещь ради самой вещи.
И так не у меня одного. Дело тут, видимо, в самой природе поэтического текста. На этот счет процитирую филолога Е.Невзглядову.
Известные поэтические сравнения стихотворчества с пением имеют, оказывается, точный смысл с точки зрения лингвиста: речь и в самом деле употребляется в функции пения — она перестает быть адресованной. Песня, хотя ее можно спеть кому-то, лишена той адресованности, которая характерна для речи, поскольку мотив уничтожает фразовое ударение.
В лирике нередко фигурирует одна лишь стиховая интонация, полностью вытеснившая фразовую, и тогда ее неадресованный характер легко улавливается. Такие предложения, как: “Был вечер. Плакала трава...” (Фет) или: “Не слышно птиц. Бессмертник не цветет” (Мандельштам), — когда они составляют стиховую строку, невозможно произнести тоном сообщения, с отчетливым мелодическим разделением на субъект и предикат, каким обычно произносятся такие конструкции в прозе, это разрушило бы стихи...
Интонация, образуемая чисто ритмическими, “музыкальными” ударениями, отрицает собеседника; сравним ее с повествовательным, адресованным перечислением: напишу письмо, пойду на почту, отправлю корреспонденцию... Если мы с такой интонацией прочитаем пастернаковские определения (круто налившийся свист, таянье сдавленных льдинок... и т.д.), они покажутся нелепыми и смешными. Это определение поэзии работает только при специфически стиховом произнесении.
Разумеется, повествовательная интонация может сохраняться в стихотворной речи; так и происходит в повествовательных жанрах — поэмах, дружеских посланиях, мадригалах и т.д., когда необходимость в ней обусловлена повествовательным содержанием... Но наличие размера ощущается только благодаря ритмическим, бессмысленным ударениям, создающим специфически стиховую интонацию неадресованности.
Другое дело, что "взамен" роли адресата читателю поэт "предлагает" большее - роль соавтора. В какую тот может войти благодаря артикуляторному заражению поэтической речью, оно же, по Невзглядовой, "присвоение". Но и этого эффекта автор нацелен достичь применительно опять же к самому себе: вызывает ли написанное лично у меня желание взять его на язык.
no subject
Date: 2013-09-13 02:06 am (UTC)Но, похоже, Бог - он на то и Бог, что "другие люди" там тоже где-то закопаны. Вот, Вы же сами пишете: "читателю поэт "предлагает" большее - роль соавтора". Ведь предлагает все-таки, а не плюет на него с высокой колокольни? И потому: "и долго буду тем любезен я народу", хотя и "живи один".
no subject
Date: 2013-09-13 05:59 am (UTC)no subject
Date: 2013-09-13 06:22 am (UTC)Если у писателя нет читателей, то он все равно будет писать - в этом Вы, конечно, совершенно правы. Потому ли, что иначе он не может (как полагаете Вы), или потому, что он надеется, что, если не здесь, то - там, если не сейчас, то - когда-нибудь, но читатели у него появятся (как думаю я) - это, в сущности, не важно. В конце концов, творчество уж точно принадлежит к области сакрального. (Мне вообще страшно понравилась эта Ваша категория).
На костер же посылает совсем другая фигура - "тот, кто знает, как надо". И кто же это, как по-Вашему?
no subject
Date: 2013-09-13 08:30 am (UTC)В остальном расхождений у нас вроде бы нет.
no subject
Date: 2013-09-13 12:12 pm (UTC)