Не плачь, мой друг, еще не вечер
Feb. 11th, 2026 08:00 amС тех прошло много лет, но точно такое же впечатление бодрого оптимизма произвела на меня и недавняя книжка Васильева о коллективном уме. Жанр ее я определяю как гимн – гимн человеческой способности мыслить и действовать совместно. Неплохо бы почаще напоминать о ней друг другу в наше время очередного обострения противоречий между странами богатыми и бедными, между мегаполисами и периферией – и между получившими образование и теми, кому это не удалось (таковы три главных «трагических разлома» современного мира по мнению Пола Коллиера, на которого ссылается Васильев).
Еще Аристотель уподобил государство человеческому организму, а Васильев предлагает метафору «верхума» – коллективного ума – для описания сложных отношений человека и общества. «Верхум – это эффект разума вне человеческого мозга. Это способность социума мыслить подобно тому, как мыслит отдельный человек. Верхум работает, когда люди обмениваются идеями. Он генерирует, хранит и раздает знания. Человек наделен разумом, а общество – верхумом». Более того, верхум обладает также личностью, волей и сознанием – недаром мы говорим: «рынки нервничают», «нация проснулась», «государство заботится о своих гражданах» и т.д.
Необходимое условие существования верхума – комплекс институтов, структурирующих человеческие отношения; достаточное условие – комплекс информационных технологий, обеспечивающих эффективный обмен идеями. Совокупность институтов и технологий образуют культурный уклад социума. Мне понравилась предлагаемая Васильевым классификация укладов: культура подчинения (доминирующая в армии), культура обмена (создающая рынок), культура участия (характерная для научного сообщества) и культура доверия (без которой невозможно обучение), создающие и распространяющие мемы. Контрапунктом к ним выступает культура критики, обеспечивающая эффективную работу генеративных культур путем отбраковки неудачных мемов. (Под «мемами» Васильев понимает не гуляющие по интернету картинки, а передаваемые от человека к человеку идеи). Понравилась мне и его догадка, что бог (и Бог) – это и есть пока только частично осознавший себя верхум.
Новой информации в этой книжке для меня было немного, поскольку я и сама прочла две трети источников, на которые опирался автор при ее написании. Но вот о том, что Норберт Винер, отец кибернетики, считал, что целенаправленность – это прямое следствие наличия в системе отрицательной обратной связи, я не знала. А если так, то ответ на вопрос из предыдущего поста, есть ли у термостата цель – по Винеру, утвердительный.
Васильев пишет, что еще в юности ознакомился с идеей Карла Поппера о трех мирах, и эта его книжка – в значительной мере развитие попперовских представлений. Я согласна, что обобществленные мысли (мемы) заслуживают выделения в категорию, отдельную от частных мыслей индивидуума, как он воспринимает их «изнутри». Но все-таки утверждения типа «Мем – это идея, которая существует вне мозга», царапают мой слух, хотя я и понимаю, что имеет в виду автор.
Мне больше нравится думать о мыслях как о процессах, а не как о вещах; а процессы – не существуют, а протекают. Где протекают? В человеческих мозгах (или, лучше сказать, организмах – извлеченного из тела мыслящего мозга пока никто не видел). Да, мы можем записывать мысли на разных внешних носителях вроде бумаги или компьютерной памяти, что помогает нам обмениваться ими, но запись мысли – это еще не мысль. Без интерпретатора – другого человека – запись мысли никогда не превратится в мысль. Но, поскольку книжка Васильева – не философский трактат, а развернутое описание предлагаемой им метафоры, я охотно прощаю ему эту поэтическую вольность :)
Спасибо уважаемому
sergepolar за рекомендацию книжки! Ее текст можно бесплатно скачать по первой гиперссылке из поста – автор договорился об этом с издательством.