Есть ценностей незыблемая скала
Dec. 3rd, 2025 09:00 amПо мнению Инглхарта, шкала ценностей определяется степенью безопасности нашего существования, особенно в период взросления. Экзистенциальная угроза, сопровождавшая человечество на протяжении большей части его истории, способствует сплочению вокруг лидера, ксенофобии и окостенению культурных норм. Беспрецедентное послевоенное благополучие привело к переходу на следующий уровень пирамиды Маслоу (Инглхарт называет его «постматериалистическим»): когда выживание стало восприниматься как данность, на первое место среди ценностей вышла индивидуальная свобода, что способствовало росту демократии и толерантности к чужестранцам и другим меньшинствам. Однако с приходом к власти Рейгана и Тэтчер распределительная политика закончилась. Хотя валовой внутренний продукт продолжал расти, его львиная доля стала переходить в карманы самых богатых, а положение большинства населения ухудшилось – что и вызвало откат на предыдущую ступеньку по шкале ценностей.
Инглхарт базировал свою схему на эмпирических результатах, собранных проектом World Values Survey, основателем и директором которого он был. Но у меня все же возникли вопросы. Во-первых, послевоенное экономическое благополучие переживали только США, Европа же лежала в руинах («Германия, год нулевой» Роберто Росселлини дает представление о состоянии побежденных; но и у победителей дела обстояли немногим лучше). Сдается мне, не благополучие привело к послевоенному росту демократии, а ужас от того, к чему приводит ее отсутствие. Откат же начался, когда военные реалии стали забываться.
Во-вторых, Рейган и Тэтчер не захватили власть военным переворотом, а были избраны большинством населения (как и Трамп). Но, если имущественное расслоение порождает экзистенциальную тревогу, то зачем же выбирать лидеров, политика которых эту тревогу только усиливает?
Возможно, я что-то упустила в рассуждениях Инглхарта, потому что прочесть его книжку целиком мне не хватило терпения. Тема ее – интересная и важная, но автор по десять – нет, двадцать! – раз повторяет там одну и ту же мысль, одними и теми же словами, и читать это невозможно. Его статья в соавторстве с Пиппой Норрис содержит более компактное изложение его идей.
в Высшей школе экономики в Москве (2017)