egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Подростки ориентируются на сверстников, и хорошая школа – это не только хорошие учителя, но и одноклассники, из которых я особенно благодарна Жене Петраш. Из ее гостеприимного дома мы не вылезали и как-то раз – в день ее рожденья? – безнаказанно разрисовали стену в прихожей гигантской фреской «Безумного чаепития». Я дивилась тому, что папа-физик по утрам делал зарядку, нисколько не смущаясь присутствием ночевавших в доме Жениных подруг – мои-то родители, познакомившись в спортивной школе, подобные упражнения давно забросили.


Женина мама, биолог по образованию, работала в пищевой промышленности – в сети есть ее патенты на хлебо-булочные изделия, а тогда, как рассказывала нам ее дочь, она занималась разработкой рецептуры кетчупа. Всегда одетая с безупречным вкусом – у нее была «своя» портниха, что казалось мне отблеском каких-то «бывших» времен. К выпускному вечеру эта портниха соорудила Жене потрясающее платье – шедевр минималистской моды. Но, когда все остальные девочки явились в пышных «принцессинских» нарядах, без слез, увы, не обошлось. Да, как молоды мы были :)

Каждый сезон Жениным семейством приобреталось несколько абонементов в Консерваторию – дирижер Геннадий Рождественский пользовался особой любовью. Именно Жене я обязана знакомством с его творчеством, да и самим приобщением к классической музыке. Опять же вслед за ней я вызвалась навещать В.В. Литвинова, когда-то работавшего в нашей школе, а после смерти жены скучавшего без компании (детей у них не было). Его рассказы о встречах с Маяковским, Цветаевой, Мейерхольдом немало способствовали восстановлению распавшейся связи времен. Но главное, по Жениному примеру я стала помогать в воспитании следующих поколений биошкольников.

Не только мы, но и замечательный самодеятельный композитор Петр Старчик, домашние концерты которого устраивали родители другого моего одноклассника, любил слушать, как Женя исполняла его песни – из-за необыкновенно приятного, действительно виолончельного, тембра ее голоса. (А сейчас она поет в церкви – заглавие поста выбрано не случайно). Отличал ее и наш учитель физкультуры – за то, что она занималась в секции художественной гимнастики. В общем, «комсомолка, спортсменка и просто красавица». В комсомол мы, впрочем, не рвались и присоединились только в десятом классе, убоявшись, что без этого не возьмут в университет, но Женя, одно время носившая щегольскую кожаную курточку и заплетавшая косы, прочно ассоциировалась у нас с окуджавской «комсомольской богиней».

После биофака Женя поступила в аспирантуру в одну из лучших лабораторий Института молекулярной биологии, но через пару лет убедилась, что научная работа недостаточно ее привлекает, и стала профессиональным школьным учителем. Главным образом благодаря ей наш биокласс, несколько раз поменяв школу, набирает учеников и поныне. Мало у кого бескорыстное желание опекать тех, кто нуждается в опеке, выражено так же сильно, как у нее.

EP.jpg

Слева – фото, снятое кем-то из наших одноклассников
(1981, Трухачевская развилка под Серпуховом);
справа – фото незнакомого мне биошкольника [livejournal.com profile] lagart0
из его поста о летней школьной практике на Белом море (2012)

Page 1 of 5 << [1] [2] [3] [4] [5] >>

Date: 2025-10-06 02:02 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Музыка (https://www.livejournal.com/category/muzyka/?utm_source=frank_comment), Образование (https://www.livejournal.com/category/obrazovanie/?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2025-10-06 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] liber-polly.livejournal.com

Я на год раньше поступала на биофак. Не поступила- для иногородних нужно было на полбалла больше. Поступила тогда в Питере.
Я сама ездила школьницей с первокурсниками биофака на ББС. Перцов был совсем не старый и приходил петь часто в наши комнаты. Давно как!

Date: 2025-10-06 04:50 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Оглянись, незнакомый читатель,
Ты не так уж возможно и стар,
Чтоб напомнить душе об утрате,
Посмотри в небольшой мемуар.
Ничто никогда не проходит бесследно
И рифма ужасная к слову бессмертно

Как молоды мы были — Как? Молоды мы были?
Когда в поход ходили и пели у костра.

Date: 2025-10-06 10:13 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Неплохо, Фрэнк!

Date: 2025-10-07 02:14 am (UTC)
From: [identity profile] mishemplushem.livejournal.com

как прекрасно всё замыкается.
Хороший одноклассник, который обязательно нужен в жизни человеку, превращается в хорошего учителя, который тоже человеку обязательно нужен.

Date: 2025-10-07 06:35 am (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
...Евгения Петраш

Учитель биологии в школе №179 — о практической пользе предмета

"...Каждый из нас — биологический объект, и все, что происходит с нами, — биологические процессы"

Date: 2025-10-07 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] anti0h.livejournal.com

Повезло вам!
Я вот до сих пор помню, как был счастлив, что школа наконец закончилась, и можно про неё забыть как про страшный сон и никогда тут больше не появляться. От институтских преподавателей кстати, даже в нашей провинции, были совершенно другие ощущения. Они хотя бы к студентам как к людям относились... а не как к объектам педагогической работы.

Date: 2025-10-07 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, мне со школой исключительно повезло - причем я, как и все мы, отлично понимала это еще тогда, когда в ней училась. Многие мои одноклассники потом говорили мне, что в своих прежних школах были белыми воронами, а вот здесь, наконец, почувствовали себя среди своих :)

Кстати сказать, у этого были и негативные последствия - обучение на биофаке МГУ, куда из нашего класса в первый год поступило 10 человек (и еще 4 - в последующие), показалось мне, по сравнению со школьным, из рук вон плохо поставленным. На самом же деле оно было просто другим, и я оказалась к этому не готова.

А в Вашей школе плохими были именно учителя? В моей прежней учителя-то как раз были вполне на уровне. Ужасны были ученики, потому что к 6-7 классу они уже вообще не хотели учиться и всячески саботировали процесс.

Date: 2025-10-07 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Круговая порука добра :)

Edited Date: 2025-10-07 10:29 am (UTC)

Date: 2025-10-07 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
И не говорите: описанное в посте я помню как будто вчера, а ведь через два года мы будем праздновать день нашего класса уже в 50-й раз! Воистину - прав провизор, увы, года :)

А Вы поддерживаете отношения со своими одноклассниками?

Date: 2025-10-07 10:41 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"для иногородних нужно было на полбалла больше"

Ого, а я даже не знала о такой дискриминации! Не помню, чтобы такое было в наш год - или, может, я просто не обратила внимания, поскольку для меня это было не актуально?

А Вы поддерживаете отношения со своими одноклассниками? А с сокурсниками?

Что же касается Белого моря, то наших школьников (как и нас в свое время) возят не на ББС, а в Ковду (предыдущая станция поезда перед Поякондой), где основательница биокласса, Г.А. Соколова, когда-то купила дом в деревне, который поколения биошкольников превратили в мини-биостанцию.

Date: 2025-10-07 10:43 am (UTC)
From: [identity profile] anti0h.livejournal.com

Не могу, сказать, что учителя были прям плохими (хотя для меня наверно до сих пор хороший учитель это что-то из разряда мифов древней греции;). Они были нормальными, просто они требовали быть нормальным и от всех остальных. В общем обычная школа на пролетарской окраине облцентра.
А касательно учеников, у Чайфа есть такая песенка, "Псы с городских окраин", вот она хорошо передаёт атмосферу.

Date: 2025-10-07 11:38 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Дети московских пролетарских окраин - да и центра, если уж на то пошло! - мало отличались от тех, о которых песня. В 57-й школе ведь был и "обычный" класс (наряду с математическим и биологическим) для окрестных детей, которые учились в ней с 1-го класса (и заметьте, что школа-то расположена в самом центре города, буквально напротив Кремля!). Так вот, эти "обычные" детишки встречали новоприбывших в 8-й класс "спецшкольников" тем, что ловили их в подворотнях и избивали (к счастью, это касалось только мальчиков; не помню каких-то происшествий с девочками в мое школьное время). Но в нашем классе оказалась пара-тройка ребят, уже прошедших предварительную закалку, и они смогли показать, кто в этом доме хозяин. Насколько я знаю, после сравнительно короткого начального периода борбы за власть сосуществование стало вполне мирным.

А как же Вам самому удалось не поддаться? Я, увы, к 7-му классу начала сдаваться и тоже немного забросила учебу, так что переход в биологический класс, где все хотели учиться, оказался для меня спасением.

Date: 2025-10-07 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] liber-polly.livejournal.com

С несколькими однокурсниками, да. Они ко мне в Париж (а раньше в Ванкувер) заезжают. Но дружу с несколькими друзьями, с которыми была в Чашниково и ББС, когда мне было 14, а им 18

Date: 2025-10-07 12:18 pm (UTC)
From: [identity profile] anti0h.livejournal.com

"Дети московских пролетарских окраин - да и центра, если уж на то пошло! - мало отличались", — Да, пролетариат интернационален, в этом отношении уж точно. =)) А про "Посёлки средней полосы" кстати есть отличная баллада у Бранимира (даже более брутальная).


"удалось не поддаться", почему вы решили что не...? Я в школе никогда особо не учился. Просто класса до 8го я туда хотябы ходил, хотя и читал фантастику под учебником. А потом и ходить стал не так что бы регулярно.
Я до сих пор считаю, что институт массового образования не имеет с учёбой ничего общего. Это перенос фабричных технологий производства в гуманитарную область, для изготовления стандартных граждан. Зубофф, кстати в Надзорном капитализме, пишет об этом достаточно прямо, приятно было обнаружить подтверждение своих выводов.

Date: 2025-10-07 12:33 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Ну, я женился на однокласснице. Это считается, что я поддерживаю отношения?

Date: 2025-10-07 12:34 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Здорово! Я вот тоже гораздо теснее общаюсь с одноклассниками, чем с сокурсниками :)

А каким образом Вы тогда оказались в Чашниково?

Date: 2025-10-07 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"институт массового образования не имеет с учёбой ничего общего"

Мне все чаще стало приходить в голову, что главная цель школы - это не обучение, а надзор за детьми. Родители-то на работе, на нянек и гувернеров денег у них нет, так что единственный выход - это школа.

Но Вы все-таки не ответили на мой вопрос: каким образом Вам самим удалось избежать влияния разлагающего окружения? Что Вас удержало - родители, книги, что-то еще?

Date: 2025-10-07 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А у нас в классе было аж целых 5 "внутренних" браков - можете себе представить? Правда, впоследствии два из них развалилось - но три все еще держатся :)

А кроме жены, видитесь с кем-нибудь из одноклассников? Мы-то уже в первый год решили, что у нас будет свой ежегодный "Лицея день заветный" - только не 19-е, а 6-е октября. В этот день мы в первый раз собрались вместе на какое-то празднование - это был день рождения девочки, которая потом очень быстро из класса ушла (она вообще-то больше интересовалась театром, чем биологией, и потом нашла что-то более для себя подходящее). Сейчас, конечно, наш праздник частично проводится в сети :)

Date: 2025-10-07 12:48 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Я еще в школе был слегка замкнутым и собственные интересы ставил выше общественных, за что был исключаем из пионеров, но обратимо, поскольку отчетов в 100% охвате учащихся пионеризацией никто не отменял.

Так что скорее не поддерживаю.

Date: 2025-10-07 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А как думаете, инроверты больше склонны к сетевому общению, чем экстраверты?

Date: 2025-10-07 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] amin-abu-kitab.livejournal.com
Ого, а я даже не знала о такой дискриминации!

Ну как же... Конкурс для иногородних определялся количеством доступных мест в общежитии. Бывало, что и посильнее отличался, чем в полбалла. Сильно посильнее.

Date: 2025-10-07 01:04 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Разумеется, да. Сетевое общение дает мнимую уверенность в том, что общение полностью контролируется только одной стороной и может быть прекращено в одностороннем порядке.

ЗЫ Кроме того, замыкание окружающего мира на себе и дисплее с клавиатурой (а теперь уже можно просто на дисплее и голосовом наборе текста) — что может быть интровертистее?

Date: 2025-10-07 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] Алексей Орлов (from livejournal.com)
>> Ого, а я даже не знала о такой дискриминации!

А само наличие "биоклассов" не следует считать дискриминацией? В ЖЖ не так мало биологов советского происхождения, и все до единого воспитывались на школьной еще инфраструктуре. Выборка нерепрезентативна, разумеется :)

Можно прикинуть, какой процент биологов-первокурсников пришел "с улицы"?

Date: 2025-10-07 01:15 pm (UTC)
From: [identity profile] Алексей Орлов (from livejournal.com)
Клавиатура много интровертистее голосового набора.
Page 1 of 5 << [1] [2] [3] [4] [5] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 15th, 2026 01:55 am
Powered by Dreamwidth Studios