Можно ли и в этом случае говорить об истине? Мне кажется, это торжественно звучащее слово, подразумевающее некую абсолютность и незыблемость, тут не очень подходит. Можно ли назвать истиной закон сохранения энергии? Да, нам пока что не удалось найти ни одного примера его нарушения. Но значит ли это, что мы никогда не обнаружим, что этот закон – всего лишь частный случай более общего закона и соблюдается только в определенных условиях? В конце концов, ньютоновская механика тоже когда-то казалась нам универсальной.
В такой ситуации величать истиной можно разве что ту цель, к которой мы стремимся, создавая все более и более точные модели окружающего мира. Насколько нам удастся к этой цели приблизиться – скажем, удастся ли нам создать годную квантовую теорию гравитации? Бесполезно гадать об этом наперед: если достигнем – тогда и узнаем.
Понятно, что карта никогда не превратится в местность – иными словами, наши модели никогда не будут стопроцентно точными. Но повод ли это сбрасывать науку с корабля современности? Конечно, нет – потому что лучшего способа предсказания поведения мира у нас все равно нет.
В той речи Зализняка была еще и другая важная мысль – но ее я оставлю до следующего поста.