egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Творчество Сальвадора Дали и большинства других сюрреалистов кажется мне формальным упражнением, чтобы не сказать фиглярством, хотя их интерес к бессознательному и чужестранным культурам я разделяю. Другое дело – Рене Магритт: он стоит особняком, несмотря на то, что одно время водился с Андре Бретоном и его компанией. А уж если сближать Магритта с каким-то другим художником, то с Маурицем Эшером, хотя тот и был графиком, а Магритт – живописцем: детское удивление парадоксальностью мира не покидало обоих до конца дней. А третьим тут напрашивается Зенон с его Ахиллесом и черепахой, хотя он и вовсе не был художником :)


Незадолго до смерти Магритт решил вывести восемь своих полотен в третье измерение, заказав их бронзовые отливки. Был среди них и «Терапевт» 1937 года. Мэтр представил восковые прототипы и лично контролировал процесс, но, увы, не дожил до его завершения: первая выставка этих скульптур в Брюсселе состоялась в 1968 уже без него.

Французский нефтяной магнат барон Жан-Мари-Жозеф Меню де Мениль, ставший Джоном де Менилом после эмиграции в США во время Второй мировой войны, дружил с Магриттом и поддерживал его финансово. (В 1965 Магритт даже приезжал в гости в Техас, и его водили на родео – в сети есть фотографии его в ковбойской шляпе). Бронзовый «Терапевт», вместе с внушительной коллекцией полотен Магритта, включающей знаменитую «Голконду», дождь из людей, хранится сегодня в частном музее, организованном де Менилом в Хьюстоне.


Рене Магритт «Le thérapeute» / «Терапевт» 1967
(фото Paul Hester)

Критики размышляют: почему терапевт безголовый? Почему у него вместо груди клетка? Почему птицы не улетают, ведь дверца открыта? Мне же вспоминается Мандельштам, написавший задолго до этого:

Божье имя, как большая птица,
Вылетело из моей груди.
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади...

Я неравнодушна к автопортрету как жанру, и мое любимое полотно Магритта – это «La Clairvoyance» / «Ясновидение» 1936 года. Никому не удалось сказать выразительнее: «Я художник, я так вижу» :)


Автопортрет Рене Магритта (1936) из собрания Уилбура Росса,
еще одного почитателя-миллиардера, периодически выставляющего
этот холст в разных музеях (фото Arthive)

А вам что нравится у этого художника – если вообще что-то? A может, кто-то был и в его музее в Брюсселе?

Date: 2025-07-23 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Искусство (https://www.livejournal.com/category/iskusstvo/?utm_source=frank_comment), История (https://www.livejournal.com/category/istoriya/?utm_source=frank_comment), Культура (https://www.livejournal.com/category/kultura/?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2025-07-23 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Очень хорошо, Фрэнк!

Date: 2025-07-23 02:40 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com

Да, у Магритта каждая картина — шедевр афористичности. Вот, например:



Но я и Сальвадора Дали люблю. Его фантазии украшают нашу жизнь:





Edited Date: 2025-07-23 02:47 pm (UTC)

Date: 2025-07-23 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Согласна, у двух последних картин идея неплохая, но тут подкачало само исполнение - у этой живописи какой-то неистребимый налет искусственности, как у творений ИИ. Не знаю, то ли дело в "анилиновой" цветовой гамме, то ли еще в чем-то. У Магритта такого никогда не бывает. Не могу сказать, что мне нравятся прямо все без исключения его картины, но у Дали мне не нравится ни одна из тех, что я видела, хотя бы и в репродукциях. Не нравятся мне и фильмы, которые он (Дали) делал с Бунюэлем - тоже воспринимаются как какой-то нарочитый выпендреж, épater le bourgeois. Я почему-то очень негативно отношусь к épater le bourgeois, когда оно является самоцелью.

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2025-07-24 12:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2025-07-24 01:14 am (UTC) - Expand

Date: 2025-07-23 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] urease.livejournal.com
Да эта у Магритта у меня самая любимая

Date: 2025-07-23 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] urease.livejournal.com
Дали феноменально декоративен. Это очень здорово.

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2025-07-23 06:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] urease.livejournal.com - Date: 2025-07-24 02:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2025-07-24 02:11 am (UTC) - Expand

Date: 2025-07-23 02:44 pm (UTC)
From: [identity profile] Алексей Орлов (from livejournal.com)
Неплохо, даже очень. Но чем не упражнение?

Date: 2025-07-23 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Под "упражнением" я имела в виду формализм, то есть, увлечение формой в ущерб содержанию. Типа, вот, посмотрите как здорово я умею, и еще вот так, и вот так. А Вы любите творчество Дали и Ко?

Date: 2025-07-23 03:09 pm (UTC)
From: [identity profile] isinda-bubuev.livejournal.com
Ваабще ни чего не нравится, сей товаришь сильно заморачивается сценарием произведения,
и полностью игнорирует собственно красивую подачу зрителю. Я например раз 5 смотрел в детстве "17 мгновений весны",
т.е. для меня ето явно художественный шедевр, но вобще не помню, не уловил сценария, о чем фильм
что там пилили меж собой Далас с Борманом и с Плейшнером, до сих пор в полных непонятках.. Магрит для тех, кто может подробно рассказать
на каких военно-политических играх базируются "17 мгновений весны".

Date: 2025-07-23 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] Алексей Орлов (from livejournal.com)
Неожиданно. Пожалуй, соглашусь.

Date: 2025-07-23 05:57 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"сей товаришь сильно заморачивается сценарием произведения,
и полностью игнорирует собственно красивую подачу зрителю"

Согласна, Магритт - художник очень "церебральный": большинство его полотен, если не все - это иллюстрации какой-то вполне конкретной идеи, которую можно сформулировать и словами. Иногда эта идея совершенно понятна зрителю, как в случае "Ясновидения", иногда - не столь понятна, как у "Терапевта", но чувствуется, что идея там все равно присутствует. Не могу сказать, что мне нравятся прямо все без исключения полотна Магритта, но есть несколько, которые кажутся мне очень интересными. А Дали, Миро, де Кирико и другие Вам нравятся?

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2025-07-24 12:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2025-07-24 01:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2025-07-24 02:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] isinda-bubuev.livejournal.com - Date: 2025-07-24 06:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2025-07-24 11:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] isinda-bubuev.livejournal.com - Date: 2025-07-24 02:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2025-07-25 11:49 am (UTC) - Expand

Date: 2025-07-23 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com

Мне он всегда казался не художником, а генератором идей. Идеи прекрасные, но его картины можно же словами пересказать / перерисовать карандашом — и они от этого не станут хуже. Собственно, это не критика, это скорее признание того, что он — настоящий современный художник, для которого идея существенно важнее реализации.


Кода в Париже была его большая выставка, я сходил, но даже в ЖЖ не написал, потому что сказать же по этому поводу нечего. Его картины можно посмотреть в интернете, они же ни при каком качестве не меняются.

Date: 2025-07-23 06:05 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"он — настоящий современный художник, для которого идея существенно важнее реализации"

Согласна, и даже сама хотела написать в посте, что, если уж "клеймить" художника какими-то "измами", то надо бы зачислить Магритта не в сюрреалисты, с которыми у него мало общего, а в концептуалисты, потому что именно это слово напрашивается для характеристики его творчества. Да, большинство, если не все его полотна - это иллюстрация какой-то конретной идеи, иногда очевидной зрителю (как у "Ясновидения"), иногда не очень (как у "Терапевта"), но все же само просутствие идеи всегда угадывается.

А вот с тем, что ту же идею легко сформулировать словами, я, наверное, не готова согласиться. Возьмем то же "Ясновидение": да, можно сказать, что тут нарисован художник, который, глядя на яйцо, рисует птицу, но обратите внимание, какое напряженное у него выражение лица! Спрашивается, почему? Мне кажется, это важно, что лицо у него именно такое, но почему, я не смогла бы объяснить.

А какая идея, по-Вашему, породила "Терапевта"?

Date: 2025-07-23 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] urease.livejournal.com
В том-то и дело что когда его картины прорывают ментальную границу в эмоции получается очень здорово.

Date: 2025-07-23 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] jackclubs2.livejournal.com

А я вот люблю Дали. Он очень музыкальный. А Магритт — статичен. У него все картины как раскрашенные деревянные статуи.

Date: 2025-07-23 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, у Дали много поклонников - в том числе и среди комментаторов этого поста. Но интересно, что Вы заговорили о музыкальности - может, мне потому и не нравится Дали, а нравится Магритт, что я-то совсем не музыкальна? Справедливости ради замечу, что мне и у Магритта нравится далеко не все, но у Дали - ничего из того, что я видела хотя бы в репродукциях. А как Вам Миро, де Кирико и иже с ними?

(no subject)

From: [identity profile] jackclubs2.livejournal.com - Date: 2025-07-24 04:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jackclubs2.livejournal.com - Date: 2025-07-24 04:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2025-07-25 12:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jackclubs2.livejournal.com - Date: 2025-07-25 12:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2025-07-25 12:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jackclubs2.livejournal.com - Date: 2025-07-25 02:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2025-07-25 11:52 am (UTC) - Expand

Date: 2025-07-23 09:23 pm (UTC)
From: [identity profile] mevuelvoguajiro.livejournal.com

ну как же можно магритта с дали сравнивать.
магритт художник, а дали — жулик, прошу прощения.

Date: 2025-07-23 09:27 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Но у Дали тоже много поклонников - в том числе здесь среди комментаторов :)

А у Магритта Вам какие работы больше всего нравятся?

(no subject)

From: [identity profile] mevuelvoguajiro.livejournal.com - Date: 2025-07-23 09:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2025-07-23 09:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mevuelvoguajiro.livejournal.com - Date: 2025-07-23 09:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2025-07-23 09:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mevuelvoguajiro.livejournal.com - Date: 2025-07-23 09:43 pm (UTC) - Expand

Date: 2025-07-24 12:41 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com

Магритт – один из моих любимых художников. Где-то далеко в планах у меня разобрать поглубже его картины и написать по ним сюрреалистический роман. Если до Брюсселя доедем, в его музей сходим, хотя я соглашусь, что его картины хорошо и в интернет-репродукциях смотрятся. В Хьюстоне в Менил-коллекшн были. Недавно в венской Альбертине вот такие «черепашки-ниндзя» попались:



Я понимаю, что это яблоки. Но здесь вообще такая концентрация магриттовских образов, знакомых по другим картинам.

Date: 2025-07-24 01:21 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Где-то далеко в планах у меня разобрать поглубже его картины и написать по ним сюрреалистический роман"

Интересная идея - надеюсь, Вы осуществите ее когда-нибудь!

Согласна, что картины Магритта не обязательно видеть в натуре, репродукции тоже дают о них довольно адекватное представление. Кстати сказать, до подготовки этого поста я не знала, что Магритт большую часть жизни изготовлял плакаты и этим в основном и зарабатывал, особенно в молодости - а между тем, его живопись именно близка к плакату, где тоже важна сама идея. С другой стороны, Тулуз-Лотрек вот тоже много занимался плакатом, но у него это не идея, а линия :)

А Дали и другие сюрреалисты Вам нравятся?

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2025-07-24 01:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2025-07-24 11:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2025-07-24 04:32 pm (UTC) - Expand

Date: 2025-07-24 01:31 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А брюссельский музей может оказаться интересным. Подозреваю, там вряд ли есть какие-нибудь знаменитые полотна - их давно растащили по свету, но там могут быть какие-нибудь ранние опыты и т.д. Вот в музее Пикассо в Барселоне мне показались очень интересными его ранние работы: такие совсем простенькие маленькие эскизы, совершенно ученические, но когти льва и в них уже видны (по крайней мере задним числом :)

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2025-07-24 01:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2025-07-24 11:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] homaaxel.livejournal.com - Date: 2025-07-24 11:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2025-07-24 12:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] homaaxel.livejournal.com - Date: 2025-07-24 04:41 pm (UTC) - Expand

Date: 2025-07-24 04:11 am (UTC)
From: [identity profile] riftsh.livejournal.com
Когда я сделал свой нынешний юзерпик больше 30 лет назад, несколько человек меня поздравили с удачной вариацией на тему картины Магритта. Проблема была в том, что эту картину я до того не видел и не понимал о чем они говорят.

Date: 2025-07-24 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ну так давно известно, что великие умы мыслят одинаково :)

Date: 2025-07-24 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] homaaxel.livejournal.com
Я посмотрела документально-художественный фильм, посвященный его жизни и творчеству, поэтому в его музей в Брюсселе принципиально не пошла.

Date: 2025-07-24 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ого, а что же такого разоблачающего было в этом фильме?

(no subject)

From: [identity profile] homaaxel.livejournal.com - Date: 2025-07-24 11:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2025-07-24 12:12 pm (UTC) - Expand

Date: 2025-07-27 06:19 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Я вообще к изобразительному искусству довольно равнодушно.

Date: 2025-07-27 12:02 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Что ж, бывает. Зато Вы, наверное, любите музыку?

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-07-27 12:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2025-07-27 12:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-07-27 12:49 pm (UTC) - Expand

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 08:52 pm
Powered by Dreamwidth Studios