egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Беспокойство по поводу снижения рождаемости – это, как правило, беспокойство по поводу снижения рождаемости в своей стране. Оно и понятно: от войны пока никто не застрахован, а число граждан, которых страна может поставить если не под ружье, то к станку – одно из главных условий победы. Но поскольку увеличить число своих граждан стремится каждая страна, это приводит к типичной трагедии общин.


Технический прогресс позволил нам до поры до времени отодвинуть мальтузианские пророчества: улицы Лондона не переполнились лошадиным навозом, и мы приучили себя жить в условиях, которые Дерсу Узала считал неприемлемыми. Но вместимость планеты не беспредельна, и рано или поздно мы столкнемся – если уже не столкнулись – с тем, что следующие поколения не смогут обеспечить себе столь же комфортную жизнь, как предыдущие. Да, теоретически человечество может распространиться за пределы Земли, но ясных перспектив этого пока что-то не видно.

У беспокойства по поводу рождаемости есть и другая сторона. Текущая экономическая система построена на кредите, а значит, представляет из себя схему Понци: займи сегодня, отдавай завтра. Она рушится, когда число пенсионеров превышает число работников, а завоз рабочей силы из стран другой культуры порождает множество проблем, которые, как свидетельствует исторический опыт, могут привести и к полной смене цивилизационной модели. Направление миграционных потоков ясно показывает, какая из существующих моделей зарекомендовала себя как самая удачная, и потерять ее было бы жалко: цивилизации рушатся легко, а создаются тысячелетиями.

Мне и близко не хватает ни образования, ни управленческого опыта, чтобы предлагать возможные пути решения этой глобальной проблемы. Тем не менее, рискну упомянуть два в дискуссионном порядке, как тему для обсуждения. Во-первых, это реформа экономики с целью уменьшить ее зависимость от кредита – да, ценой снижения производительности и, возможно, отмены пенсий как института? Пора вспомнить золотое правило Сомса Форсайта: тратить меньше, чем зарабатываешь. Во-вторых, изменение иммиграционной политики с целью лучшей ассимиляции «понаехавших»: если угодно, возвращение к идее «плавильного котла».

У сторонников неограниченного роста населения есть и такой аргумент: одна голова – хорошо, а много – лучше. Дескать, чем больше на планете людей, тем больше вероятность, что кому-то из них придет в голову гениальное решение наших проблем. С этим трудно спорить, но все же, мне думается, важно не только число, но и качество голов: образованный человек скорее найдет решение, требующее образования, чем необразованный. Так что неплохо бы вспомнить принцип – лучше меньше, да лучше – и озаботиться улучшением уже имеющихся голов. То есть, еще дальше продвинуться по пути К-стратегии, которую человечество как вид уже и так практикует.


Карикатура Popa Matumula с сайта Toonpool (2011)

Этот пост написан специально для уважаемого [livejournal.com profile] abolin, настолько обеспокоенного снижением рождаемости, что он сводит к этой теме любое обсуждение.

Page 1 of 14 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] >>

Date: 2025-07-02 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo/?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2025-07-02 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Мне представляется, что проблема в большей степени связана с политическим устройством, чем с чем-либо другим. Современные либеральные демократии базируются на идее равенства, что в частности приводит к тому что:


1. Люди корректно рассчитывают, что даже если они на старость ничего не накопят, их будут кормить и лечить бесплатно, за счет налогов на работающих


2.Люди приезжающие из других стран работать имеют по факту кучу прав и их нужно или интегрировать или они начнут создавать проблемы. Грубо говоря, представьте себе, что Вы пригласили себе домой мастера сделать ремонт. Он к Вам пришел, сделал ремонт и ушел после того как Вы заплатили ему деньги. Все. Он не претендует на то чтобы с Вами жить, кушать вместе с Вами на кухне и т.д. Поэтому Вам без разницы чем он занимается в нерабочее время. Но это очевидное неравенство, В Вашем доме вы двое не равны. Ну, Вы понимаете аналогию....


Я к тому, что проблема в уменьшении рождаемости — проблема либерального подхода.


Date: 2025-07-02 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
>>он сводит к этой теме любое обсуждение

Вы разве много слышали моих разговоров?

Date: 2025-07-02 03:22 pm (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
>>Мне и близко не хватает ни образования, ни управленческого опыта, чтобы предлагать возможные пути решения этой глобальной проблемы

Любопытно видеть, как в одной теме Вы старательно разъясняете мощность "Естественного отбора", а в другой (этой) теме — похоже что предполагаете, будто никакого "естественного отбора" вроде как и нету, только "образование и управленческий опыт"...

Date: 2025-07-02 03:24 pm (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
>>Люди корректно рассчитывают

наивно рассчитывают

>>проблема в уменьшении рождаемости — проблема либерального подхода

Конечно нет
Вы же не предполагаете, что динозавры или мамонты вымерли от либерализма?

Date: 2025-07-02 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Ну людям вымирание пока не грозит.

Date: 2025-07-02 03:31 pm (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
Конкретные популяции — вполне вымирают. Японцы вышли на уровень в миллион ежегодной убыли
Что-то вроде вымирания "отдельных видов" медведей

Date: 2025-07-02 03:44 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Но вымирание отдельных популяций — вещь очень распространенная

Date: 2025-07-02 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
Да, конечно
Но занимательно видеть, как биологи затрудняются поставить популяции "людей" в ряд с популяциями "других видов"

Если Вы про то, что вымирание отдельных популяций не обязательно угрожает всему виду, то — разумеется

Технически — имеется фактор, который у многих особей снижает фертильность, вплоть до полной стерильности. Но — не у всех
Далее — либо фактор подавит и фертильность потомства, либо выделится усточивое поголовье
...либо — ослабеет фактор

Date: 2025-07-02 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] mercibo.livejournal.com
Беспокойство от снижения рождаемости в своей стране связано даже не с возможной войной, а с давлением других, более многочисленных народов, готовых приехать и заместить местных. В том числе заместить их культуру, традиции, язык, а в конечном счёте политико-экономическое (скорее всего худшее) устройство.
Страхи перед вымиранием на мой взгляд сильно преувеличины. После разворота тенденций роста пройдёт ещё немало времени, прежде чем численность человечества снизится до комфортных одного-двух миллиардов (уровень начала XX века, когда не было недостатка даже в гениальных физиках). За это время дискуссии в обществе будут несомненно продолжаться, ситуация мониториться, настроения меняться, так что к нужному моменту человечество сумеет подойти подготовленным.
А вот безудержный рост - путь в никуда. Вот уже европейцы начали задыхаться от толп туристов до того, что готовы протестовать.

Date: 2025-07-02 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
>>готовы протестовать

Ну, как "протестует" этот дом престарелых  (the median age of the population in Western Europe is approximately 43.6 years) мы только что видели на примере истории с Gaîté Lyrique

Date: 2025-07-02 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] anti0h.livejournal.com

"тратить меньше, чем зарабатываешь", — я не представляю, кто в США мог бы такое предложить, учитывая насколько единодушно все последние президенты увеличивают госдолг. Вне зависимости их от их "партийности". Плюс вы учитывайте, что долг бывает разный. Если США берут в долг под 1% (условно — на бонды), то сами выдают кредиты уже под 10-20% (для тех, кто на периферии мир-системы). И вот теперь приходит кто-то к президенту и говорит, что этот денежный пылесос (на котором держится половина доминирования США) нужно выключить только потому, что там плебс больше не хочет размножаться.. Какова вероятность что он согласится? =)) Особенно учитывая что отключение пылесоса неизбежно вызовет кризис, который в первую очередь и ударит как раз раз по этому самому плебсу...

Date: 2025-07-02 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] chigrishonok.livejournal.com
В общем-то, СССР, на пути к коммунизму, вполне справлялся и с проблемой рождаемости/смертности, и с проблемой "плавильного котла". В РФ до сих пор нигде нет гетто. Никакого. Может быть, благодаря советской политике. Может, быть благодаря русскому пофигистичному характеру, может быть, благодаря пространствам.

Date: 2025-07-02 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] chigrishonok.livejournal.com
А зачем США нужен этот госдолг?

Date: 2025-07-02 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] chigrishonok.livejournal.com
представьте себе, что Вы пригласили себе домой мастера сделать ремонт.

Это гастарбайтер. арбайтер. остарбайтер, если на то уж пошло. т е — раб практически, а ему идти некуда.

Date: 2025-07-02 06:04 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

ну да, хотя он все таи не раб, свободный же.

From: [identity profile] ablertus.livejournal.com
Очень спорное утверждение. До 20 века миграционные потоки шли из Европы в Новый Свет и в колонии. И в Россию приезжали, кстати. Так чья модель была "удачнее"? Условная ацтекская или испанская? Вопрос, не имеющий однозначного ответа и не очень политкорректный. Но с точки зрения ЕО удачнее та модель, носители которой дают больше потомства и осваивают большие территории.

Date: 2025-07-02 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
Может быть

Date: 2025-07-02 06:14 pm (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
>>справлялся и с проблемой рождаемости/смертности

конечно нет

Date: 2025-07-02 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Иудео-христианская традиция всегда считала само собой разумеющимся, что, находясь в согласии с законом Божьим, люди обретают путь жизни, а отрываясь от Бога и Его законов, попадают на путь смерти.
Так что было бы, напротив, в высшей степени изумительно, если бы человечество, отвергнув союз с Богом, продолжало бы пребывать в благополучии, вместо того, чтобы обнаружить себя в беспросветном тупике.
Сами средства, которые на пути атеизма предлагаются, как решения проблем, оказываются лишь новыми чудовищными преступлениями, и регулирование рождаемости путём абортов ничем не лучше геноцидов вроде Холокоста.

Date: 2025-07-02 08:23 pm (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
>>человечество, отвергнув союз с Богом

Концепция (всемогущего) Бога, с которым (ветхому человеку) якобы возможно или вступать в союз или этот союз отвергать — весьма любопытна

Date: 2025-07-02 08:53 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"СССР, на пути к коммунизму, вполне справлялся и с проблемой рождаемости/смертности"

Что значит "справлялся"? Если мы посмотрим на цифры (вот из этого источника (https://www.statista.com/statistics/1033851/fertility-rate-russia-1840-2020/)), то увидим, что рождаемость в СССР падала в течение всего периода его существования, от его образования до его распада, как это характерно для любой модернизирующейся страны.

Image (https://www.statista.com/statistics/1033851/fertility-rate-russia-1840-2020/)
Find more statistics at Statista (https://www.statista.com)

Date: 2025-07-02 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Правильно, Фрэнк!

Date: 2025-07-02 08:55 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Указанная концепция именуется свободой человека.

Date: 2025-07-02 08:57 pm (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
>>характерно для любой модернизирующейся страны

Вернее так: характерно для любой страны усваивающей "европейскую культуру"
Page 1 of 14 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 11:55 pm
Powered by Dreamwidth Studios