egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Выросшие в СССР помнят ленинскую формулу: «Для революции недостаточно того, чтобы низы не хотели жить, как прежде. Для нее требуется еще, чтобы верхи не могли хозяйничать и управлять, как прежде». Оно и понятно: низы-то всегда недовольны, так что дело не в низах. Петр Турчин, в 2010 году предсказавший грядущую политическую нестабильность в США, объясняет текущий кризис перепроизводством элит, ведущим к дезорганизации общества.


Кого Турчин называет «элитой»? Людей, обладающих влиянием на других людей – что может обеспечиваться разными обстоятельствами, от размера банковского счета до числа читателей блога. Конечно, пряников сладких всегда не хватает на всех, но лодку расшатывает, когда числo претендентов на верхние места социальной пирамиды начинает резко превышать число самих этих мест.

Возьмем всплеск терроризма в Российской империи после отмены крепостного права. Освобождение крестьян лишило помещиков источника дохода, так что их дети повалили в университеты с целью поступить на государственную службу. За время с 1860 по 1880 число выпускников университетов возросло вчетверо, а вот число желанных чиновничьих позиций увеличилось только на 8%. Стоит ли удивляться, замечает Турчин, что студенты и недавние выпускники составили 61% нигилистов?

Меня, однако, смущает вот что. Турчин исходит из того, что иерархическая пирамида любого общества содержит фиксированное число мест на верхних этажах. А разве это так? На протяжении истории человечества мы видим постепенное усечение пирамиды: от единолично правящих египетских фараонов к конституционной монархии и к современной республике с ее разделением трех ветвей власти. Разумеется, происходит это не само собой, а усилиями этих самых перепроизведенных элит – в частности, заставивших Иоанна Безземельного подписать Великую хартию вольностей. Не говоря уже о том, что перепроизводство обеспечивает конкуренцию, а без конкуренции любая элита вырождается.

Ну, а какие же превентивные меры предлагает Турчин? Прогрессивное налогообложение и государственный контроль системы высшего образования, дабы число выпускников вузов не превышало способности экономики использовать их по специальности. Живо помня трудности трудоустройства по окончании биофака, я была согласна с последним, пока не побеседовала с регенсбургским студентом, бастующим против закрытия факультета социологии. Деканат мотивировал это закрытие именно тем, что выпускники, дескать, не могут найти работу, но студент настаивал, что поиски работы – это личное дело выпускников, а университет обязан предоставить им образование, какое они выбрали, и не может покушаться на их свободу.

Для своих прогнозов Турчин использует и другие, более традиционные, показатели состояния общества, вроде степени имущественного неравенства. Вот как выглядит график изменений доли общего годового дохода, достававшейся верхним 10% населения США. Я добавила к нему годы правления президентов и соединила точки начала и конца каждого правления, чтобы оценить суммарный эффект. Пресловутая рейганомика, действительно, способствовала увеличению неравенства, но посмотрите на сегменты Клинтона и Обамы! Турчин пишет, что демократическая партия, когда-то отстаивавшая интересы пролетариата, уже давно превратилась в партию верхних 10%, так что рабочие, голосующие за Трампа, голосуют не за него, а против демократов (что, впрочем, не делает их выбор более понятным).

Income.jpg

Доля годового дохода, перешедшая в карманы самых богатых 10% населения США (график World Inequality Database с моими цветными добавлениями)

Спасибо уважаемому [livejournal.com profile] abolin за информацию о концепции Турчина.

Page 1 of 9 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] >>

Date: 2025-05-07 02:20 pm (UTC)
From: [identity profile] sudzume.livejournal.com
Видимо, Турчин считает, что иерархическая структура общества - треугольник.
(Вверху один, внизу много) Дэвид Джоунс думает, что это прямоугольник,
в крайнем случае - трапеция (Книга "Изобретения Дедала").
В "Законах Паркинсона" тоже что-то об этом есть.

Ещё надо учесть последействие власти: Половину стока президент расхлёбывает
то, что наделал его предшественник, а половину - готовит подлянку следующему.
Всё сложно.

Date: 2025-05-07 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
>>иерархическая пирамида любого общества содержит фиксированное число мест на верхних этажах. А разве это так?

Это неизвестно. Так как неизвестна "иерархическая пирамида". Это же абстракция — знаковое (словесное или графическое изображение) рефлексии человеком/группой устройства "реальности"
Это можно проверить — пронаблюдав (в реальности) ситуации, примерно (словами) описанные Хармсом:

Писатель
Я писатель!

Читатель
А по-моему, ты говно!
....
Химик
Я химик!
Физик
А по-моему, ты говно!

Вы же

Объективная "элита" отбирается "законами природы" (естественным отбором): это выжившие и давшие наибольший объём фертильного потомства
....не только биологически, но и "культурно", т.к. у человека "культура" — образовала дополнительный "геном"

Date: 2025-05-07 02:31 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Разве не разночинцы были нигилистами? Разве дети помещиков не были дворянами?

Date: 2025-05-07 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ну вот, теперь сам ЖЖ начал скринить Ваши комментарии :)

Date: 2025-05-07 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] loki-0.livejournal.com
По-моему, там речь о динамическом равновесии (и его нарушении, соответственно). Вопрос не в том, фиксировано ли количество элитных позиций, а в том, соответствует ли оно количеству претендентов, - что, в свою очередь, определяется существующими механизмами воспроизводства элит.

Date: 2025-05-07 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com
“Петр Турчин, в 2010 году предсказавший грядущую политическую нестабильность в США, объясняет текущий кризис перепроизводством элит, ведущим к дезорганизации общества.”

До смерти Рузвельта главными элитами США был промышленный капитал, реально строивший и развивавший экономику страны

Перепроизводства таких элит никогда не бывает

А потом элитой стали люди, не имевшие отношения к национальному промышленному капиталу. И принялись направлять ресурсы страны на развитие внешних конкурентов

И вот таких элит, сколько бы их не было, всегда — перепроизводство

Date: 2025-05-07 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Люди с благородной родословной тоже изредка шли в нигилисты - достаточно вспомнить князя Кропоткина. Тургенев с большой симпатией описывал дворянских девушек, пошедших в революцию. (Его товарищи по цеху тоже - "Обрыв" Гончарова).

Date: 2025-05-07 03:20 pm (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
Это, похоже, реакция на "обсценную лексику" Хармса
Edited Date: 2025-05-07 03:20 pm (UTC)

Date: 2025-05-07 03:43 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Да, конечно, но ведь речь идет про пропорции. Утверждение, что террористы состояли преимущественно из детей дворян (это следует из написанного в заметке), вряд ли пройдет.

К слову сказать, насколько я понимаю, Кропоткин как анархист не был нигилистом.

Date: 2025-05-07 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] antonkachinskiy.livejournal.com

Прогрессивное налогообложение и государственный контроль системы высшего образования, дабы число выпускников вузов не превышало способности экономики использовать их по специальности.


Можно проще — просто отзывать дипломы у тех кто не работает по специальности. И все :)

Date: 2025-05-07 04:06 pm (UTC)
From: [identity profile] mercibo.livejournal.com
Мне под элитой хочется понимать людей, во-первых, обладающих высоким моральным и этическим авторитетом, во-вторых, обладающих талантами и обширными знаниями, в-третьих, глубоко понимающих суть происходящего в стране и мире, думающих и говорящих о том, что надо сделать, чтобы добиться максимального процветания.
Это люди уровня Сахарова и Лихачёва.
То, что сейчас принято называть "элитой", часто вызывает недоумение.

Date: 2025-05-07 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Нигилизм, кажется, тогда значил то же, что сегодня материализм.
Поскольку Кропоткин был атеистом, то, наверно, его можно так назвать.

Date: 2025-05-07 04:21 pm (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
Наверняка
...учитывая, как сочувственно сам Кропоткин описывал "нигилистов":
https://kropotkin.site/zapiski-revolyucionera-4-12

Много вопросов

Date: 2025-05-07 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com
А цифры на графике — это собственность или личное потребление ?
Потрачено на золотые унитазы — или вложено в бизнес и рабочие места ?

И "верхний дециль" — это не миллиардеры.
Это средний (и даже мелкий) бизнес, это профессор, успешный инженер и врач.
Успешный (не всемирно известный) артист и футболист.

По Вашему графику представитель "верхнего дециля" полвека назад имел доход в 3 средних, а сейчас — в 5.
Кстати, это нетто или брутто ?
Налоги учитываются ?
И не было ЛИ полвека назад у "верхнего дециля" — больше неучтенных доходов ?

Турчин пишет, что демократическая партия, когда-то отстаивавшая интересы пролетариата, уже давно превратилась в партию верхних 10%, так что рабочие, голосующие за Трампа, голосуют не за него, а против демократов (что, впрочем, не делает их выбор более понятным).
Не "верхних 10%", а "верхних 0.1% + нижних 20%, которые вовсе не рабочие, а велферщики.
Эти люмпены куплены "верхушкой" (которая умеет пользоваться оптимизацией и оффшорами для ухода от налогов) — на деньги среднеклассника-налогоплательщика, который работает за легальную зарплату и платит "по закону".
И эта верхушка, повторяю, — не 10%.
Можно найти где-то данные о доходах "верхнего промилле", 1 из 1000 ?

Кстати, прекрасный способ рисовать графики описан во многих книгах по "лапшеведению".
Начинать вертикальную ось не с нуля.
Производит впечатление (на невнимательного читателя) — гораздо более сильного роста, чем есть на самом деле.

Петр Турчин, в 2010 году предсказавший грядущую политическую нестабильность в США,
Ее предсказывают все, кому не лень, начиная с В.И. Лысого.
А "грядущая" — это на сколько лет вперед ?


Date: 2025-05-07 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] amin-abu-kitab.livejournal.com
Какой же князь нигилист?.. Анархизм и нигилизм это два, а не одно. И даже не родственники.

Date: 2025-05-07 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Коллега Аболин ниже привёл ссылку в пользу сближения этих вещей.

Date: 2025-05-07 05:27 pm (UTC)
From: [identity profile] amin-abu-kitab.livejournal.com
Цитата из Ленина указывает вовсе не на это. Это развитие идеи Маркса о противоречии между новым уровнем производительных сил и старыми производственным отношениями. Кто тут чем доволен или не доволен, это десятое следствие из сложившейся революционный ситуации. Английские пастухи вовсе не были недовольны своими овца. Оргородничество устроили ради того, чтобы превратить их в пролетариат. И они этим были ни разу не довольны.

Date: 2025-05-07 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Полностью согласна с Вашим замечанием насчет президентов - оценить эффект их правления не так-то просто, поскольку многое определяется состоянием страны, которую они получают. Тем не менее, этот график кажется мне наводящим на размышления.

А вот "Изобретения Дедала" я не только не читала, но до Вашего комментария и не подозревала об их существовании. Как я поняла из аннотаций, в этой книге в основном идет речь о технических идеях, а каким образом автора занесло в анализ структуры общества? И на чем основан его вывод?

Date: 2025-05-07 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
По мнению современников:

" I once asked Prince Kropotkin, the Russian nihilist, ... "
Elizabeth Cady Stanton, Statement to United States House of Representatives Judiciary Committee, 1892

Date: 2025-05-07 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
>>многое определяется состоянием страны

Практически всё
Президент, в первую очередь, — нечто вроде "флага", обеспечивающего ориентацию ширнармасс (страны), а не "мотор" или "руль"

Date: 2025-05-07 06:04 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Строго говоря, Турчин утверждает, что среди студентов было много детей разорившихся помещиков, а среди террористов - много студентов. Для того, чтобы заключить из вероятностных соображений, что среди террористов было много детей разорившихся помещиков, нужно убедиться, что студенты разного социального происхождения с одинаковой вероятностью превращались в террористов. А может, это было вовсе не так?

Я попробовала задать Копайлоту прямой вопрос, какой процент детей разорившихся помещиков был среди российских террористов 19-века, но он не сумел на него ответить. Примером террориста из дворян может служить покушавшийся на Александра II Дмитрий Каракозов, по крайней мере согласно вот этому источнику (https://mediasalt.ru/dmitriy_karakozov__plamennyy_borec_s_samoderzhaviem):

"Во время следствия оказалось, что задержанного зовут Дмитрий Владимирович Каракозов и он происходит из дворян Саратовской губернии".

Date: 2025-05-07 06:22 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, именно так - напряжение в обществе создает несоответствие числа претендентов и числа мест. Но это не снимает моего замечания, что социальные преобразования в сторону увеличения равенства и происходят за счет этого несоответствия. А не будь его, мы бы, вероятно, и сейчас жили бы под фараонами :)

Date: 2025-05-07 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Качественный состав элит Турчин совсем не анализирует; его занимает только количественное несоответствие.

В его определении элиты слово "влияние" можно заменить словом "власть", чтобы стало понятнее, о чем идет речь. Если я Вас правильно поняла, система, где власть в обществе принадлежит промышленному капиталу, кажется Вам предпочтительнее нынешней? Это напоминает мне Айн Рэнд.

Date: 2025-05-07 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com
Власть в США принадлежала промышленному капиталу до середины 20-го века, и страна за это время превратились в первую экономику мира. А после того, как к власти пришли глобалисты и принялись растрачивать ресурсы страны на геополитические авантюры, доля США в мировом ВВП упала с 50% до 15-20%, и продолжает снижаться, как и реальный уровень жизни населения
Edited Date: 2025-05-07 07:32 pm (UTC)

Date: 2025-05-07 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Мы все учились поневоле
(тому виною был марксизм)
Все мысли были под контролем,
Все строили социализм,
У всех в сознании пропитан
Был равноправий строгий дух.
Вся неприязнь была к элитам,
Поскольку выбора из двух
Диалектическая двойка
Не позволяла никогда —
Ты или базис, иль надстройка,
Все остальное ерунда.

А в партию путь всем открыт,
Не то, что заговор элит.
Page 1 of 9 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 10:54 pm
Powered by Dreamwidth Studios