egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Так что же, по мнению Джозефа Хенрика, столкнуло Европу с проторенного веками традиционного пути и перевело на новые рельсы, приведшие к современному миру? В двух словах – христианская Церковь. «Темное Средневековье» было временем постепенного перекраивания европейской психологии по новым лекалам. Хенрик приводит внушительный список церковных эдиктов, направленных на преобразование семьи – первого общественного института, с которым сталкивается каждый новорожденный.


Дохристианская жизнь европейцев, как и жизнь народов в других частях света, была организована по принципу семейных кланов. Принадлежавшие к одному клану проживали большими семьями, включавшими несколько поколений, совместно владели имуществом, женились на кузенах, практиковали многоженство, особенно если вставала проблема с наследниками – Церковь же запретила все это. Почему вдруг? Хенрик уклоняется от ответа, предпочитая анализировать не причины, а следствия.


Mиниатюра 14-го века, запечатлевшая свадьбу Алиеноры Аквитанской и Людовика VII в 1137 г. А в 1152 г. этот брак был расторгнут по настоянию Бернарда Клервоского, который счел недопустимым их даже достаточно отдаленное кровное родство – они были детьми троюродных братьев, с общим пра-прадедушкой Робертом II Благочестивым (фото Ann Ronan Pictures/Print Collector/Getty Images из статьи Matthew Rosza)

Первым очевидным следствием христианской «программы семьи и брака», как называет ее Хенрик, было колоссальное обогащение Церкви – ведь за право нарушить запрет можно было взимать мзду. Меня поразили конкретные цифры: в 900-м году Церковь владела 35% всей земли в Германии и 44% – во Франции, а к 16-му веку Церкви в Германии принадлежала уже половина земель (так что не приходится удивляться, что именно там и началась Реформация). Что же, ради этого церковники и внедрили «семейную программу»? Но тогда почему именно такую – ведь деньги можно брать за отступление от любых правил?

Как бы то ни было, другим следствием этой программы стало постепенное разрушение вертикали клановой системы и ее замена системой горизонтальных связей между не состоящими в родстве. Светские владыки – в частности, Карл Великий – своими указами подкрепляли волю Церкви в обмен на ее благословение. А вот, например, Южная Италия не вошла в империю Карла – так не в этом ли и кроются истоки итальянской мафии как пережитка клановой системы?

Italy.jpg

Иллюстрация из книжки Хенрика: сравнение частотности браков между кузенами как меры клановости общества (слева) и безвозмездной сдачи донорской крови как меры готовности поделиться с незнакомцами (справа) в провинциях современной Италии. Автор утверждает, что это различие сохраняется даже после коррекции на уровень доходов, образования и т.д.

Психологические особенности, коррелирующие со степенью клановости и длительностью господства Церкви в стране происхождения их родителей, прослеживаются даже у детей американских иммигрантов, несмотря на усвоение ими языка и обычаев новой страны. Православная Церковь слабее контролировала семейную жизнь своих прихожан, чем Западная, в результате чего в православных землях клановая организация общества сохранилась лучше, а психологические сдвиги, вызванные ее разрушением, проявляются в меньшей степени. Протестантизм же – особенно унитарианство – напротив, способствовал закреплению того комплекса психологических особенностей, которые привели к появлению капитализма, науки и либеральной демократии, как, собственно, уже заметил Макс Вебер. (Обратной стороной медали стало увеличение числа самоубийств в протестантских странах по сравнению с католическими – прежде мне не попадались такие данные. Не всякий выдерживает прямой контакт с Богом).

Допустим, Хенрик прав, и христианство действительно сыграло решающую роль в становлении западно-европейской цивилизационной модели. Но как быть тем народам, до которых христианство не дошло, или у которых оно не прижилось? Вводить христианскую «программу семьи и брака» светскими законами. Именно такими законами Хенрик объясняет успешное усвоение западной модели Японией, Южной Кореей и Китаем. А вот в мусульманских странах эта модель не приживается потому, что ислам и светская власть сохраняют неизменной клановую структуру общества. Недостаточно провести выборы и созвать парламент: если у населения страны нет соответствующих психологических предпосылок, демократические институты в ней работать не будут.

На протяжении всей книжки Хенрик подчеркивает, что для поддержания морали в обществе важно не только самому не нарушать нормы, но и быть готовым наказывать тех, кто их нарушает (причем, даже не мстить за прегрешения против тебя лично, а одергивать третьи лица, когда они того заслуживают). Не всякий готов взвалить на себя это бремя: вот я, например, ленюсь фотографировать номерные знаки нарушителей дорожного движения и отсылать фото куда следует, хотя я и обеспокоена безопасностью на дорогах. Но христианство-то как раз не поощряет подобное поведение – ведь с точки зрения христианина, грешника так и так накажет Бог, а человеку заниматься этим негоже. Или я неправильно это понимаю?

Page 1 of 8 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] >>

Date: 2025-04-23 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment), Религия (https://www.livejournal.com/category/religiya?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2025-04-23 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
А в древнем Риме разве было многоженство?

Date: 2025-04-23 02:40 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

То что клановость мешает развитию рынка — это однозначно.


"Православная Церковь слабее контролировала семейную жизнь своих прихожан, чем Западная, "


Автор приводит какие-то доказательства?


"Психологические особенности, коррелирующие со степенью клановости и длительностью господства Церкви в стране происхождения их родителей, прослеживаются даже у детей американских иммигрантов, несмотря на усвоение ими языка и обычаев новой страны. Православная Церковь слабее контролировала семейную жизнь своих прихожан, чем Западная, в результате чего в православных землях клановая организация общества сохранилась лучше, а психологические сдвиги, вызванные ее разрушением, проявляются в меньшей степени. Протестантизм же – особенно унитарианство – напротив, способствовал закреплению того комплекса психологических особенностей, которые привели к появлению капитализма, науки и либеральной демократии, как, собственно, уже заметил Макс Вебер."


Вопрос про курицу и яйцо. Рынок уменьшает роль клановости. Если мы с Наташей оба заболеем, мы закажем еду на дом (мы так даже здоровые делаем :)). А вот в отсутствии рынка я наверное просил бы маму о помощи. У протестантов рынок развит, у жителей стран где распространено православие — нет. Сыграла ли свою роль в этом религия или татаро-монгольское иго или еще что — не знаю.


График про Италию очень интересный, но опять таки, есть ли причинно-следственная связь? Каждый человек путешествующий по Италии не мог не заметить, что разница между Южной и Северной Италией — как между Челябинском и Калининградом :)). Разумеется, на юге Италии нужна клановость чтобы разбираться с враждебными кланами. Но сдача крови — это очень специфическое занятье, оно вполне может быть нужно человеку чтобы почувствовать себя хорошим, компенсировав недостаток религиозности. Я сильно подозреваю, что карта распределения секулярности будет близка к распределению сдачи крови.

Edited Date: 2025-04-23 02:41 pm (UTC)

Date: 2025-04-23 03:04 pm (UTC)
From: [identity profile] firanx.livejournal.com
Церковный эдикт, запрещающий внукам жить в одном доме с дедами и бабками, звучит странно, не ожидал бы.

Date: 2025-04-23 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Однако непонятно, почему переход произошел именно в 17-ом веке. Более того императоры и Папы все время враждовали, поэтому утверждение "Карл Великий – своими указами подкрепляли волю Церкви в обмен на ее благословение" не следует воспринимать всерьез. Там скорее император пытался поставить того Папу, который был ему нужен.

Date: 2025-04-23 04:22 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Большие семьи включали опасность частых инцестов, как следствия многочисленных браков между близкими родственниками дядями-тетями и племянницами-племянниками, не говоря уже о всяких кузинах-деверях и прочих родственниках. Что видимо имело некоторую пользу. Но, главным плюсом церкви с 15-16 веков и позже было, на мое имхо то, что она своим примером дала возможность всем странам, на примере института папства увидеть, что передача власти возможна на демократических выборных принципах, в отличии от системы майората по наследству.

ЗЫ И на этом месте выросла наша демократическая цивилизация.
Edited Date: 2025-04-23 04:22 pm (UTC)

Date: 2025-04-23 05:00 pm (UTC)
From: [identity profile] anti0h.livejournal.com

"следствием христианской «программы семьи и брака»,.. было колоссальное обогащение Церкви ", — основными источниками обогащения церкви были церковная десятина и дарственные и завещания на землю. Из-за этого её концентрация у церковноиков дошла до того, что веке в 13 по всей Европе правители стали принимать законы против церковного "права мёртвой руки".


"Не всякий выдерживает прямой контакт с Богом", — это прям хорошо, сразу вспоминается сцена с Метатроном из Догмы!


"успешное усвоение западной модели Японией, Южной Кореей", — о да! Поэтому в Японии половина экономики до сих пор строится вокруг дзайбацу, а в Корее — вокруг чеболей. Как-то это не очень вписывает в парадигму отказа от клановости. =))


Если уж говорить о влиянии христианства на государство, то вряд ли главная часть этого процесса происходила через эррозию клановых структур (даже если допустить её наличие и прямую причинную связь с христианством). Вообще обычно говорят, что монотеизм способствует построению единого государства, как минимум формируя его идеологию (1 бог на небе — 1 царь на земле). Хотя те кто так говорят, видимо не очень знакомы с древней историей Израиля..;) Тут во многом зависимость обратная, кмк. Христианская церковь, как институт, строилась как имперская идеология. При этом собственно Рим она спокойно пережила. И построенные вокруг неё государства регулярно реинкарнировали эту имперскую модель с поправкой на местный национальный колорит. Вот и всё..

Edited Date: 2025-04-23 05:09 pm (UTC)

Date: 2025-04-23 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] anti0h.livejournal.com

Если вспомнить, что про борьбу за инвеституру, то там кто кого и как только не пытался ставить =)) Но с благолепной картинкой "подкрепления воли" реальность конечно имеет мало общего.

Date: 2025-04-23 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
А далее было вообще Авиньонское пленение Папы.

В этом отношении сказать, что кланы не играли роли во всей этой борьбе, вряд ли возможно.

Date: 2025-04-23 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] alaev.livejournal.com
- ... практиковали многоженство, особенно если вставала проблема с наследниками – Церковь же запретила все это. Почему вдруг? Хенрик уклоняется от ответа, предпочитая анализировать не причины, а следствия.

Вы будете смеяться, но кое-что у Церкви прямо прописано в тех. документации:

- Посему оставит человек отца своего и мать и
прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.


Про трое (четверо, пятеро) одна плоть тут подчёркнуто ничего не говорится. Хендрик, возможно, не столько уклоняется от ответа, сколько предполагает в читателях некоторый уровень грамотности. С кузенами ситуация не столь однозначна.

В целом же для тех.документации характерно игнорирование кланов и обращение нравственного кругозора на всё общество в целом.

- И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Date: 2025-04-23 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] adlov.livejournal.com

Да, прослеживается траектория осмысленного движения: племя — клан/расширенная семья/familia — нуклеарная семья — одиночка. Интересно, что будет после одиночек.

Date: 2025-04-23 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] alaric-.livejournal.com

Мне кажется, что "первичное накопление" богатства церковью — это всё же не взимание мзды за нарушения запретов, а дарственные и завещания.


Но прочитав этот текст, я задумался над другим на тему семей. Почему в христианской культуре пропала традиция усыновлений, которая была достаточно популярна в том же Древнем Риме? (Да и в некоторых других не христианских странах, скажем, в Японии?) Кажется, усыновить кого-то в отсутствие наследника даже не является нарушением христианских запретов.


Интересным вопросом на другую затронутую тему мне кажется вопрос, почему католическая церковь смогла получить и сохранить такую огромную власть, а православная церковь или скажем какие-то религиозные организации в не христианских странах, — нет? Некоторые люди, как я понимаю, утверждают, что идея демократии укоренилась на Западе именно потому, что там длительное время было два "центра силы" — государство и церковь, ни один из которых не мог одержать окончательной победы, поэтому пришлось так или иначе учиться идти на какие-то компромиссы, вырабатывать длительные договорённости и так далее. В других же местах такого не было, в любом подобном конфликте рано или поздно одна из сторон добивалась фактически полной победы. И тут возникают вопросы, а что на самом деле причина, а что следствие? Даже в контексте этого текста — другие церкви хуже контролировали семейную жизнь прихожан, и потому там осталось больше клановости, или наоборот, у других церквей было меньше возможностей контролировать семейную жизнь прихожан из-за того, что у неё было меньше власти, и людям приходилось полагаться лишь на клан, как хоть какой-то противовес центральной власти?

Date: 2025-04-23 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
А какие именно европейцы в дохристианские времена практиковали многоженство?

Date: 2025-04-23 08:40 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
У них настолько не было многоженства, что даже законов никаких не было против двоеженцев, например. Я просто в свое время типа интересовалсяю

Date: 2025-04-23 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Отлично, Фрэнк!

Date: 2025-04-23 08:45 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Многоженства не было, но конкубинат был широко распространен среди обеспеченных слоев. Браки между кузенами были разрешены законом.

Date: 2025-04-23 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
Не было такого закона.

И расскажите мне про общества, в которых запрещен конкубинат.

Date: 2025-04-23 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
Точнее, не так. Расскажите мне про общества, в которых не распространен конкубинат.

Date: 2025-04-23 08:51 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
Короче, если изложение в посте корректное, то этот Хенрик — очередной мастер [хорошо если] художественного свиста.

Конкубинат, кстати, вообще никакого отношения к наследованию не имел. В этом, в частности, его отличие от брака.
Edited Date: 2025-04-23 08:52 pm (UTC)

Date: 2025-04-23 09:08 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Автор приводит какие-то доказательства?"

Вот что он пишет:

"However, by comparison with the Western Church’s expanding set of marital prohibitions and escalating sanctions, the Orthodox Church only sluggishly followed the MFP, especially as it developed in the Merovingian Dynasty. Marriage to first cousins wasn’t prohibited until 692. This prohibition was expanded to include second cousins in the eighth century, but never to third cousins. At the same time, the Eastern Church’s monitoring and enforcement efforts didn’t keep pace with those of the Western Church".

"Вопрос про курицу и яйцо"

Автор понимает, что корреляция - еще не значит причинность, но считает, что некоторые исторические данные позволяют их различить. В частности, он утверждает, что многочисленные политические образования, входившие в Св. Римскую империю, принимали протестантизм или оставались католическими исключительно по произволу своих правителей, то есть случайно, а значит, этот параметр можно считать независимой переменной.

"Я сильно подозреваю, что карта распределения секулярности будет близка к распределению сдачи крови"

Может быть, где-то есть такие данные? В этой статье (https://www.researchgate.net/publication/348277606_Religious_Attendance_and_COVID-19_Evidences_from_Italian_Regions) есть такие карты. Левая действительно похожа на (зеркальную) карту сдачи крови, а на правой, кажется, просто не хватает данных для наиболее религиозных провинций.

(Почему-то не удается вставить картинку; вот ее адрес (https://www.researchgate.net/profile/Salvatore-Ercolano/publication/348277606/figure/fig2/AS:977016924954629@1609950395892/Heath-maps-comparing-the-religiosity-deciles-in-2018-and-in-2020-per-different-Italian_W640.jpg)).

Edited Date: 2025-04-23 09:12 pm (UTC)

Date: 2025-04-23 09:21 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Таких эдиктов вроде бы действительно не было, а вот какие были (из книжки Хенрика):

TABLE 5.2. KEY MILESTONES IN THE MARRIAGE AND FAMILY PROGRAM (MFP)24

Year Prohibitions and Declarations on Marriage from the Church and Secular Rulers

305–6 Synod of Elvira (Granada, Spain) decrees that any man who takes the sister of his dead wife as his new wife (sororate marriage) should abstain from Communion for five years. Those marrying their daughters-in-law should abstain from Communion until near death.25

315 Synod of Neocaesarea (Turkey) forbids marrying the wife of one’s brother (levirate marriage) and possibly also sororate marriage.

325 Council of Nicaea (Turkey) prohibits marrying the sister of one’s dead wife as well as Jews, pagans, and heretics.

339 The Roman Emperor Constantius prohibits uncle-niece marriages, in accordance with Christian sentiments, and imposes the death penalty on violators.

384/7 The Christian Roman Emperor Theodosius reaffirms prohibitions against sororate and levirate marriages and bans first cousin marriage. In 409, the Western emperor Honorius softens the law by allowing dispensations. It is not clear how long this persisted in the West. The dissolving Western Empire makes continued enforcement unlikely.

396 The Eastern Roman Emperor Arcadius (a Christian) again prohibits first cousin marriage, but without the harsh penalties. In 400 or 404, however, he changes his mind, making cousin marriage legal in the Eastern Empire.

506 Synod of Agde (France, Visigoth Kingdom) prohibits first and second cousin marriage, and marriage to a brother’s widow, wife’s sister, stepmother, uncle’s widow, uncle’s daughter, or any kinswoman. These are defined as incest.

517 Synod of Epaone (France or Switzerland, Burgundian kingdom) decrees that unions with first and second cousins are incestuous and henceforth forbidden, although existing unions are not dissolved. The synod also forbids marriage to stepmothers, widows of brothers, sisters-in-law, and aunts by marriage. Many subsequent synods in the area of what would become the Carolingian Empire refer to this synod for incest regulations.

527/31 Second Synod of Toledo (Spain) prescribes excommunication for all engaged in incestuous marriages. The number of years of excommunication should equal the number of years of the marriage. This is affirmed by synods in 535, 692, and 743.

538 First documented letter between a Frankish king and the pope is about incest (marriage to the wife of a deceased brother). The pope disapproves, but he leaves decisions about Penance to the bishops.

589 Reccared I, the Visigothic King (Spain), decrees the dissolution of incestuous marriages, punishing offenders with exile, and the transfer of their property to their children.

596 The Frankish King Childebert II decrees the death penalty for marriage to one’s stepmother but leaves the punishment of other incest violations to the bishops. If the convicted resists the Church’s punishment, his property will be seized and redistributed to his relatives (creating incentives to report violators).

627 Synod of Clichy implements the same punishment and enforcement procedures as those decreed by King Childebert II in 596. A systematic collection of incest legislation is compiled around this time and becomes part of the Collectio vetus Gallica, the oldest collection of canons from Gaul.

643 Lombard laws of Rothari forbid marriage to one’s stepmother, stepdaughter, and sister-in-law.

692 At the Synod of Trullo (Turkey), the Eastern Church finally forbids marriage to one’s first cousins and corresponding affinal kin. This prohibits a father and a son marrying a mother and a daughter or two sisters, and two brothers marrying a mother and a daughter or two sisters.

И там еще много страниц, я утомилась копировать :)

Date: 2025-04-23 09:25 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Однако непонятно, почему переход произошел именно в 17-ом веке"

Почему в 17-м? Церковь начала реформировать семью гораздо раньше. Хенрик приводит многостраничный список конкретных церковных (и вдохновленных Церковью светских) эдиктов, часть которого я процитировала по другой ветке (https://egovoru.livejournal.com/230857.html?thread=24152009#t24152009).

Date: 2025-04-23 09:33 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Большие семьи включали опасность частых инцестов, как следствия многочисленных браков между близкими родственниками"

То есть, Вы полагаете, Церковь начала запрещать близкородственные браки именно из-за этого?

"она своим примером дала возможность всем странам, на примере института папства увидеть, что передача власти возможна на демократических выборных принципах, в отличии от системы майората по наследству"

Да, Копайлот мне сказал, что римский епископ с самого начала был выборной должностью, но, вообще говоря, были и другие примеры выборных должностей в том же Риме - проконсулы, например. А видели новый сериал как раз на эту тему, с Файнсом в главной роли? Я пока не собралась посмотреть.

Date: 2025-04-23 09:42 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"основными источниками обогащения церкви были церковная десятина и дарственные и завещания на землю"

Даже если и так, то взятки за разрешение нарушить семейные эдикты все равно ведь способствовали обогащению Церкви.

"Поэтому в Японии половина экономики до сих пор строится вокруг дзайбацу, а в Корее — вокруг чеболей"

А что же, эти дзайбацу и чеболи - родственные кланы или просто корпорации, куда могут входить и неродственники?

"обычно говорят, что монотеизм способствует построению единого государства, как минимум формируя его идеологию"

Мне попадалось и обратное утверждение, что монотеизм - следствие абсолютистского государственного устройства, хотя это и не очень вяжется с его возникновением у пастушеских племен.

"Христианская церковь, как институт, строилась как имперская идеология"

Да, но Хенрик вроде бы не об этом, а о влиянии Церкви на семью.

Date: 2025-04-23 09:46 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, в христианстве (а точнее, в павликианстве - то есть, значительная роль в этом принадлежит апостолу Павлу) действительно с самого начала подчеркивалась важность новой общности - христианской конгрегации - по сравнению с семьей, Хенрик это тоже отмечает.
Page 1 of 8 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 01:43 pm
Powered by Dreamwidth Studios