Нельзя сказать, что это не беспокоило партию и правительство, но многочисленные «продовольственные программы» одна за другой проваливались. Что тоже, наверное, не удивительно, принимая во внимание психологические последствия колхозного рабства. Но вызывает недоумение, почему мысль о налаживании экспортного промышленного производства так и не посетила умы советских вождей? Ведь другие страны «догоняющего» развития – та же Япония, а за ней Юго-Восточная Азия и потом Китай – начинали именно с этого, при том, что их исходный индустриальный уровень был даже ниже, чем у дореволюционной Российской империи.
То, что дыру в бюджете решили заткнуть нефтью, когда она обнаружилась в Западной Сибири, не удивляет – но поражает святая вера в то, что небывалые цены на нефть 1970-х годов останутся навечно. Впрочем, Гайдар отмечает постоянное снижение образовательного уровня руководящих органов партии, ссылаясь на справочник А.Д. Чернева.
Опять же, понятно, почему советское руководство, уже в ходе кризиса, до последнего момента отказывалось отпустить розничные цены: в конце концов, низкие цены и были главным фактором легитимности навязанной обществу коммунистической власти. Но вот то, что оно до последнего момента – буквально до 1991 года – продолжало финансировать зарубежные коммунистические партии, на фоне диких очередей за любым товаром в стране, рационально объяснить невозможно.
Книжка Гайдара представляет собой сборник пространных цитат из официальных правительственных документов с его краткими комментариями, так что читать ее нелегко. Конечно, написана она с целью оправдать последующие собственные действия автора на посту ельцинского министра, но, тем не менее, впечатление она производит сильное. Спасибо уважаемому
sergepolar за наводку!

(из статьи Elena Holodny на World Economic Forum)