Свою собственную гипотезу культурной эволюции он излагает в книжке, показавшейся мне очень интересной. Главный вопрос, на который он пытается ответить – тот же, что занимал и Энгельса: каковы причины образования государства в ходе человеческой истории? «Основная идея этой книги состоит в том, что переход человечества от малочисленных групп охотников-собирателей и земледельческих поселений к огромным обществам со сложными институтами управления и комплексной высокопродуктивной экономикой совершился под воздействием конкуренции между группами, обычно принимавшей форму войны».
Главный фактор, обеспечивающий победу в конкуренции между группами – это кооперация внутри группы, позволяющая, среди прочего, увеличить ее размер без распада на части. Турчин замечает, что забота об общем благе не всегда противоречит личной выгоде – и приводит в пример договоренность о езде только по правой или левой полосе дороги. Но ведь эта договоренность приводит к ограничению свободы – свободы ездить по другой полосе? Полагаю, можно смело утверждать, что любая кооперация достигается определенной ценой для вступающих в нее индивидуумов: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Соответственно, решение кооперироваться или нет зависит от того, как, по мнению индивидуума, соотносятся потенциальные выгоды кооперации и цена, которую ему придется за это заплатить. (Это при условии, конечно, что индивидуум является рациональным агентом).
Но соотношение интенсивности конкуренции (давления отбора) между индивидуумами внутри группы и между группами – не единственный фактор, влияющий на развитие событий. Другой такой фактор – соотношение разнообразия групп и разнообразия индивидуумов внутри группы. В самом деле, если разнообразия нет, то никакого отбора и не будет.
Так что же, Турчин прославляет войну как двигатель прогресса? Нет, он подчеркивает, что созидательная роль войны проявляется только тогда, когда она приводит к вытеснению одних культурных особенностей другими. Он не согласен с оценкой Стивена Пинкера, что число военных жертв уменьшалось в процентном отношении на протяжении всех последних 10 тысяч лет человеческой истории. Так было только последние 5 тысяч лет, считает Турчин, со времени образования больших государств – и надеется на продолжение этой тенденции в будущем. Предыдущие же 5 тысяч лет характеризовались усилением воинственности.
Раньше считали, что изобретение земледелия привело к возникновению государства, но с открытием памятников вроде Гебекли-Тепе стали думать, что последовательность событий была обратной. Вот какой сценарий предлагает Турчин. Потепление климата привело к увеличению плотности населения и усилению воинственной межгрупповой конкуренции за природные ресурсы. Внутригрупповое сплочение на основе коллективных ритуалов способствовало увеличению размеров групп и победе в этой войне. Земледелие же стало вынужденной мерой по обеспечению продовольствием поблизости от укрепленных поселений в условиях, когда далекие охотничьи походы стали опасными. Анализ ископаемых скелетов выявляет ухудшение здоровья земледельцев по сравнению с охотниками, но земледельческие группы вытеснили охотничьи благодаря своей большей численности.
подход к истории (интервью 2010 года)
Спасибо уважаемому
anti0h за рекомендацию книжки Турчина! А всем интересующимся рекомендую серию из трех постов anti0h (первый вот здесь, остальные следуют за ним) с гораздо более подробным разбором этой книжки.