egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Об американском Дне благодарения, празднуемом сегодня, я впервые узнала – как, наверное, и многие из вас – из рассказа О. Генри. Помните? «У меня будет пурпурное платье ко Дню благодарения – шью у портного». Всего несколько страниц, но как они написаны! «Вот почему Мэйда – девушка с большими карими глазами и волосами цвета корицы <...> обратилась к Грэйс – девушке с брошкой из искусственных брильянтов и с ароматом мятных конфет в голосе» – и нам сразу все понятно и про эту Мэйду, и про эту Грэйс :)


Универсальный магазин – едва ли не первое в истории заведение, после борделя и театра, где женщина могла самостоятельно заработать на жизнь. Эти тургеневские о. генриевские девушки – а их у него множество, разбредшихся по разным рассказам – первопроходцы, провозвестницы новой эры. Остатки того Нью-Йорка начала 20-го века еще можно отыскать кое-где в нижнем Манхэттене, а британский сериал «Mr. Selfridge / Мистер Селфридж» воссоздает мир тогдашнего универмага на телеэкране.

Чикагский предприниматель переезжает в Лондон, намереваясь открыть в имперской столице самый лучший в мире магазин. Кажется, настоящий Гарри Гордон Селфридж был все же не таким жовиальным, каким его сыграл Джереми Пивен (да и внешнего сходства там маловато), но пассионарность своего персонажа и его способность за деревьями видеть лес актер передал замечательно. Именно Селфриджу принадлежит девиз «Покупатель всегда прав»; дошли до нас и другие его формулы: «Начальник внушает страх – лидер внушает энтузиазм»; «Начальник знает, что надо делать – лидер показывает, как» и т.д.

Он даже написал книжку, «Романтика коммерции», посвятив ее «торговцам и коммерсантам всего мира, или тем среди них, кто любит свое призвание и почитает себя счастливым, будучи способным следовать его причудливой, но манящей стезей; тем, кто считает работу занятием славным и желанным, а безделье – непродуктивным и нежелательным; тем, чьи совместные усилия делают мир оживленнее, счастливее, богаче и способнее предоставлять нам жизненные блага». Во как!


«Mr. Selfridge» (2013-2016), трейлер первого сезона.
В главной роли – Джереми Пивен

Подозреваю, это людей вроде Селфриджа имела в виду Айн Рэнд, когда писала своего «Атланта». Я далека от мысли, что только они заслуживают рая, но и от презрения к «торгашам», внушенного мне советским детством, я давно отказалась :)


Документальный фильм о Селфридже и его магазине


Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Date: 2024-11-28 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Кино (https://www.livejournal.com/category/kino?utm_source=frank_comment), Культура (https://www.livejournal.com/category/kultura?utm_source=frank_comment), Литература (https://www.livejournal.com/category/literatura?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2024-11-28 02:07 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Правильно, Фрэнк!

Date: 2024-11-28 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
У О. Генри есть ещё рассказ ко Дню Благодарения про Старого Джентльмена, который три дня не ел.

Date: 2024-11-28 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Да и вообще предприниматели — с ними тяжело рядом находиться, характеры не сахар, иногда кажутся сумасшедшими и садистами, но мир вокруг себя они заставляют шевелиться.

Date: 2024-11-28 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А вот этого рассказа я не читала или не помню. Как он называется?

Date: 2024-11-28 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Признаться, я с этой категорией людей лично мало знакома, но некоторые исторические фигуры кажутся мне не такими уж злодеями :) Надо сказать, Селфридж в фильме не показан прямо уж пай-мальчиком, ни в личном, ни в профессиональном отношении. Но общее впечатление от героя фильма все-таки положительное. Фильм поставлен по биографической книжке, но я ее не читала и не знаю, насколько она точна.

А каков Ваш личный опыт общения с предпринимателями? Вы же, как я понимаю, связаны с ними по работе?

Date: 2024-11-28 04:00 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Десять лет был их тенью в молодости — тогда и понял, что жить жизнью, как у них, для меня не является целью и идеалом. При всем признании их сильных сторон.
Они как циклоны или смерчи в природе — после них пейзаж изменяется.

Возможно, это впечатления от периода первоначального накопления капитала.
Edited Date: 2024-11-28 04:03 pm (UTC)

Date: 2024-11-28 04:06 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Без предпринимателей мир не выглядел бы так комфортно.

Date: 2024-11-28 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] nick-55.livejournal.com
Если бы О'Генри (или переводчики?) задумались бы над тем, что, на самом деле, означает словосочетание "искусственные брильянты", то получается их тогдашний производитель решил бы ту же самую задачу, что и Овсей Лейпунский через несколько десятков лет:)

Date: 2024-11-28 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Мне кажется, принципиальный момент - движим ли человек только жаждой наживы, или его главная цель - все же нечто другое, созидательное. Вот у Селфриджа, судя по всему, такая другая цель была - создать лучший в мире универмаг. Конечно, никакая благородная цель не оправдывает бессовестных средств, но все же ее наличие важно.

Date: 2024-11-28 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ну да, Селфридж так и пишет в своем предисловии: "оживленнее, счастливее, богаче и способнее предоставлять нам жизненные блага".

Но тут еще вот какой момент: предприниматель предпринимателю рознь. Есть предприниматели, которые производят материальные ценности (раньше их называли промышленниками или заводчиками), а есть предприниматели, которые, как Селфридж, эти ценности только продают. Последние подвергаются особенно жесткой критике как паразиты. А оправдана ли она?

Date: 2024-11-28 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Если Вы имеете в виду камни, созданные в лаборатории, то их, кажется, называют синтетическими, а не искусственными? О. Генри, я полагаю, имел в виду стеклянные имитации :)

Date: 2024-11-28 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Странный вопрос. Те, кто производит, не смогли бы выжить без тех, кто продает. Критика торговли идет только от кабинетных мыслителей, которые мало что понимают в происходящем в мире.

В целом это относится к разделению труда, без которого современное общество было бы невозможно.

Date: 2024-11-28 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] tijd.livejournal.com
Психолог Джон Гартнер написал в свое время популярную книжку "The Hypomanic Edge: The Link Between (A Little) Craziness and (A Lot of) Success in America”. Она задумывалась, как книжка о предпринимателях, но позже он ее расширил на других американцев, начиная с Христофора Колумба. Если гипермания — это болезнь (маниакальная стадия биполярного расстройства), то гипомания — черта характера, которая характеризуется неусидчивостью, громадьем планов, верой в исключительность своих способностей и т.п. Такое шило в жопе характерно для предпринимателей, а также для эмигрантов всех мастей и их потомков, поэтому в США эти черты особенно широко распространены.

"My first thesis was that entrepreneurs, the people who generate the most wealth for a society, are much more likely to have what I called a hypomanic temperament. People with this biologically based temperament have, as a stable trait, heightened energy, drive, ambition, confidence, creativity and risk tolerance and are thus more likely to be the kind of charismatic visionary leaders who start enterprises of all types, including businesses. My second thesis was that America has a higher proportion of hypomanics than other nations because we are a nation of immigrants, and immigrants are unusual people (making up only 1% of the world population) who are a as a group more ambitious, restless, energetic, and optimistic than average, with the get up and go to get up and come here. Supporting this idea, studies have found immigrants to be unusually high in bipolar disorder. People like this generate wealth, and so nations who have a lot of them have more money."
https://www.psychologytoday.com/intl/blog/the-roving-psychologist/201103/hypomanic-nation

В последние годы Гартнер вместе с некоторыми другими психологами и психиатрами бил тревогу по поводу Трампа.

"Trump is what we would clinically describe as "hypomanic." Trump is a man who is sending out messages on what used to be Twitter and also on his Truth Social platform at three in the morning, sometimes dozens of them in a row. A hypomanic personality has certain strengths and weaknesses. But a lot of it is like a vector of force that depends on where you direct it. Trump has directed his energy in purely destructive and hateful ways. What appears to be endless reserves of energy feeds the incorrect impression that somehow Trump is stronger because he has the vitality of someone who is in a crazed state, who's running amok. There's energy in that apparent crazy behavior. But in the end that is not the type of person who we want as a leader. <…>
As I’ve written about, Trump has a hypomanic temperament as his baseline, but it can become inflamed to the point where he does appear to bear psychotic delusions of grandeur. With Trump, in my opinion, we are seeing this second, very unhealthy and dangerous manifestation of hypomania. There is also a sense of entitlement. Oftentimes arrogance goes with temperament. Charisma as well and a high sex drive. There is also a high drive for dominance. There is also something else very concerning and potentially quite dangerous about hypomania. Those who have that type of personality are also prone to severe hypomanic episodes which escalate in a crisis or when they fixate on something they find exciting. Then they can become even more reckless, impulsive and irritable. Such personalities like Trump show even worse judgment in such moments."
https://www.salon.com/2024/02/23/dr-john-gartner-on-a-tale-of-two-brains-bidens-brain-is-aging-brain-is-dementing/

А теперь к ебанутому Трампу прибавился ебанутый Макс. Психологам найдется работы…

Date: 2024-11-28 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] tijd.livejournal.com
Не смотрел сериал про Селдриджа. Среди сериалов, основанных на реальной истории изобретательных предпринимателей, рекомендую датский "Carmen Curlers".



В Дании больше человек смотрело только финал чемпионата мира по футболу.

Классическая реальная история американского предпринимателя художественно рассказывается в фильме Копполы "Tucker: The Man and His Dream" https://en.m.wikipedia.org/wiki/Tucker:_The_Man_and_His_Dream



Ключевой эпизод — речь главного героя (Престона Такера) в суде, где он пытается спасти свою автомобильную компанию.

Preston Tucker: [making his closing arguments to the jury] ... When I was a boy, I used to, uh... I used to read all about Edison, and the Wright brothers... Mr. Ford, they were, they were my heroes... 'rags to riches' that's not just the name of a book; that's, what this country was all about!... We invented the free enterprise system, where anybody, no matter who he was, where he came from, what class he belonged to... If he came up with a better idea, about ANYTHING, there's no limit to how far he could go... I grew up a generation too late I guess because now the way the system works... The loner; the dreamer; the CRACKPOT, who, comes up with some CRAZY IDEA that everybody LAUGHS at, that LATER, turns out to REVOLUTIONIZE THE WORLD... HE'S SQUASHED, FROM ABOVE, BEFORE HE EVEN GETS HIS HEAD OUT OF THE WATER, BECAUSE THE BUREAUCRATS, THEY'D RATHER KILL A NEW IDEA THAN LET IT ROCK THE BOAT!... IF BENJAMIN FRANKLIN WERE ALIVE TODAY, HE'D BE THROWN IN JAIL FOR SAILING A KITE WITHOUT A LICENSE!
[jury laughs]
Preston Tucker: ... It's true!... We're all puffed up with ourselves now because we invented *the bomb*... Dropped the... Beat the daylights out of the Japanese; the Nazis... But if 'big business' closes the door on THE LITTLE GUY WITH A NEW IDEA, WE'RE NOT ONLY CLOSING THE DOOR ON PROGRESS, BUT WE'RE SABOTAGING EVERYTHING THAT WE FOUGHT FOR!... EVERYTHING THAT THE COUNTRY STANDS FOR! And one day, we're gonna find ourselves at the bottom of the heap, instead of king of the hill, having no idea how we got there; buying our radios and our cars from our former enemies!... I don't believe that's gonna happen; I *can't* believe it, cuz... if I ever, stop believing in plain old common horse-sense of the American people... there's no way I could get out of bed in the morning... Thank you.

Во время выпуска фильма (в 1988) национальная гордость американцев была действительно ущемлена тем, что приходилось покупать машины и радиоприемники у японцев.

Date: 2024-11-28 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] nick-55.livejournal.com
Теперь Вики называет "синтетическими", а раньше "искусственными". Теперь не только в лабораториях, но и есть промышленное производство.
Одну из новых технологий разрабатывает коллега этажом ниже. Работает по-честному - когда обнаружилось, что, на самом деле, алмазной фазы нет, забрал статью из австрийского журнала перед самой публикацией. А что дальше будет - пожелаем ему успехов...

Date: 2024-11-28 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Одно другому не мешает, а даже помогает. Жажда наживы — другое название для стремления к счастью

Date: 2024-11-28 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Я тоже называю это шилом в заднице, из того же материала, что и герои-завоеватели ранне.

Date: 2024-11-28 05:41 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com

Во имя традиции, https://poesias.ru/proza/ogenri/ogenri10004.shtml. Поразительно, конечно, что мы знаем эти тексты так хорошо. Возможно перевод лучше оригинала.

Date: 2024-11-28 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Критика торговли идет только от кабинетных мыслителей"

Ну, не знаю, можно ли назвать "кабинетными мыслителями" Маркса с Энгельсом? Последний ведь был сыном фабриканта и хорошо знал то, о чем говорил. Ну, а уж советское презрение к "торгашам" Вы и сами наверняка помните.

Date: 2024-11-28 06:11 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Такое шило в жопе характерно для предпринимателей, а также для эмигрантов всех мастей и их потомков"

Ну так, подобный драйв - свойство вообще всех людей, что-либо совершивших. Разве это не относится к ученым, художникам - да и вообще всем искателям и творцам, даже на более скромных поприщах? Чтобы сделать что-то - изменить что-то в окружающем мире - нужно иметь соответствующую мотивацию, а под лежачий камень и вода не течет.

Предпринимательская деятельность, однако, может оказаться ловушкой, потому что успех в ней вознаграждается непропорционально высоко. Из-за этого она привлекает не только людей, мечтающих, как Селфридж, создать самый лучший в мире магазин, но и людей, мечтающих заполучить как можно больше денег любой ценой.

"А теперь к ебанутому Трампу прибавился ебанутый Макс"

А кто такой Макс? Не могу догадаться, о ком Вы :(

Date: 2024-11-28 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Среди сериалов, основанных на реальной истории изобретательных предпринимателей, рекомендую датский "Carmen Curlers""

Спасибо за рекомендацию - не знала о таком сериале! Правда, в последнее время я так обленилась, что избегаю фильмов на непонятных мне языках, даже если они с субтитрами - но можно сделать и исключение :) К тому же, я, кажется, никогда не видела ни одного датского фильма.

Date: 2024-11-28 06:18 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"А что дальше будет - пожелаем ему успехов"

Да, это ведь очень нужное дело: алмазы - не только ценный мех драгоценности, но и важный компонент промышленного оборудования. А Вы сами тоже имеетe отношение к их выращиванию?
Edited Date: 2024-11-28 06:18 pm (UTC)

Date: 2024-11-28 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Конечно, желание увеличить свое благосостояние - самое естественное. Но, мне кажется, для некоторых - а может быть, даже и для большинства? - людей оно не является единственной или даже главной движущей силой. Многие, как Селфридж, хотят нечто создать, а не просто заработать.

Date: 2024-11-28 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
А что, Маркс и Энгельс критиковали торговлю? В том же СССР были продавцы. Разве к ним плохо относились?

>советское презрение к "торгашам"

Я бы предположил, что это идет от российской интеллигенции, то есть, как раз от кабинетных мыслителей, которые боролись с мещанством и все такое.
Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 15th, 2026 01:55 pm
Powered by Dreamwidth Studios