egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Ранние христиане активно обсуждали третью главу Книги Бытия, повествующую об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание. Пелагий настаивал, что грех этих двоих полностью искуплен жертвой Христа, так что их потомки могут достичь божественного совершенства – а значит, и полновесного счастья – если будут следовать христианским заветам: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5:48).


Меня занимало, почему столь оптимистическая точка зрения была категорически отвергнута Карфагенским собором в 418? Главным противником Пелагия выступил Августин, и, читая Даррина Макмэхона, проследившего, как менялось представление жителей Европы о счастье на протяжении истории, я, кажется, поняла, в чем дело. Потрясенный разорением Рима вестготами, Августин тщетно пытался ответить на вопрос, почему же праведная жизнь не вознаграждается? Почему, что они ни делают – не идут дела? А в безнадежной ситуации, когда ты убедился, что твои усилия не могут ничего изменить, сознание, что твои несчастья – вина не твоя, а кого-то другого, служит психологическим облегчением.

Только через тысячу лет Пико делла Мирандола осмелился усомниться в этом закрепленном авторитетом Церкви догмате. Адамов грех, длившийся конечное время, заслуживает временного же, а не вечного наказания, утверждал он в своих «900 тезисах», немедленно осужденных Папой как еретические. А tabula rasa Джона Локка уже была решительным отвержением якобы врожденной склонности людей ко злу.

Но доктрина первородного греха обрела второе дыхание у безбожника Руссо, обвинившего человечество в утрате первоначальной невинности под воздействием эгоизма и гордыни, вооруженных разумом.


Даррин Макмэхон рассказывает о меняющихся представлениях о счастье на протяжении человеческой истории на World Governments Summit (2017)

Page 1 of 6 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] >>

Date: 2024-10-30 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment), Психология (https://www.livejournal.com/category/psihologiya?utm_source=frank_comment), Религия (https://www.livejournal.com/category/religiya?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2024-10-30 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] partizan-1812.livejournal.com
Понятие первородного греха не блаж. Августином введено и не сводится просто к 'склонности человека ко злу'.
Мне кажется мнение Пелагия было не совсем таким, как Вы передаете. Хотя я не поручусь, не изучал особенно глубоко.
Пелагий, насколько мне помнится, отрицал необходимость жертвы Христа для искупления первородного греха, т.е. имел очень неортодоксальное мнение о самой природе первородного греха. Христос, по мнению Пелагия, не искупление первородного греха совершил, а задал человекам верное направление, показал идеальный пример для совершенствования. Если я не ошибаюсь и передаю все правильно, то это, конечно, совсем не христианское учение.

Edited Date: 2024-10-30 02:47 pm (UTC)

Date: 2024-10-30 02:44 pm (UTC)
From: [identity profile] riftsh.livejournal.com
> рассказывает о меняющихся представлениях о счастье

Почему ты вбила себе в голову, что должна быть счастливой?©

Date: 2024-10-30 02:56 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Эти вещи за прошедшие века хорошо разобраны, например, в "Бревилоквиуме" Св.Бонавентуры.
Жертва Христа исправила природу человека в её высшем, так сказать, этаже, то есть душе (духе). Тело же остаётся до воскресения животным, как последствие первородного греха, и побуждает человека к скотству. Поэтому крещение снимает первородную вину (точнее, Бог берёт её на Себя), и человеку возвращается чистая совесть. Но поддаваясь позывам тела, он соскальзывает в грех, и эта, уже личная вина, причиной которой служат последствия первородного греха (то есть не сам грех, а его последствия), немедленно отягощает совесть и разрывает связь с Богом (от человека отступает благодать).
Спор же с пелагианами был о том, способен ли человек своими силами, без помощи Божьей, сохранить полученную благодаря крещению чистоту души, не соскальзывая в нравственную грязь. Августин справедливо прозревал, что дающие на это положительный ответ движимы гордыней.
Первоисточником же такого новозаветного понимания книги Бытия служат слова Апостола Павла:
### Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то́, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха. ### (Рим 7)
Edited Date: 2024-10-30 03:01 pm (UTC)

Date: 2024-10-30 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Это вроде в американской Конституции написано.)

Date: 2024-10-30 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] jackclubs2.livejournal.com

Первородный грех твердо укоренен в современной политической теории. Идет от Гоббса: поскольку человеческая природа испорчена, предоставленные сами себе люди, побуждаемые завистью, злобой и выдуманными обидами, погружаются в войну всех против всех, что делает жизнь "короткой и несчастной". Поэтому нужен король и иерархическое общество, чтобы пресекать.

Date: 2024-10-30 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] jackclubs2.livejournal.com

Ровно так. Потому что для Пелагия важна свобода воли. Он учил, что без свободы воли нет греха. Не могу сказать, что учение "не христианское", в современном католицизме очень похоже. Адам и Ева приобрели "похоть ко злу", но свобода воли существует.

Date: 2024-10-30 04:59 pm (UTC)
From: [identity profile] partizan-1812.livejournal.com
И даже католики :) не отменили первородный грех.

Date: 2024-10-30 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] lenivtsyn.livejournal.com
Августина не читал. А что - его правда потрясло разорение Рима? Вот именно в том смысле: "Почему праведная жизнь не вознаграждается?" Вестготы были христианами, а римские храмы и статуи - языческими, и римские христиане с радостью присоединились к завоевателям. По их тогдашнему мнению это было справедливое вознаграждение. О праведной жизни речь, конечно, не шла, вознаграждение - за грехи.

Date: 2024-10-30 05:22 pm (UTC)
From: [identity profile] jackclubs2.livejournal.com

Если я правильно помню — это не противоречит Пелагию, поскольку можно во всякий момент, по своей воле, обратиться за благодатью, поскольку "Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело (2 Кор. 9). То есть, пусть не своими силами, но по своей воле можно.

Date: 2024-10-30 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Тут всё упирается в то, что воля у согрешившего человека становится больной, рассеяной и слабой, так что протестанты, вслед за Лютером, считали её вообще ни на что хорошее не пригодной без Божьей благодати; католики, однако, в целом отстаивали определённую силу свободного суждения, которая остаётся у человека и в падшем состоянии; об этом была острая полемика Лютера ("О рабстве воли") с Эразмом Роттердамским, а спор на эти темы между самими католиками - иезуитами и янсенистами (последние были близки в этом вопросе к протестантам) - получил отражение в прекрасных, с литературной точки зрения (по крайней мере IMHO) "Письмам к провинциалу" Блеза Паскаля (Паскаль, близкий к янсенистам, считал иезуитов полупелагианами). Также см. материалы Тридентского Собора (есть полный русский перевод).

Date: 2024-10-30 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
О том, как надо обращаться, чтобы надеяться просимое получить, пишет Иаков в своём Послании.

Date: 2024-10-30 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
Очень подозрительно, когда человек знает ВСЮ мировую историю, а заодно и социологию, и психологию.

Date: 2024-10-30 06:32 pm (UTC)
From: [identity profile] jackclubs2.livejournal.com

Но современное католическое учение, если я правильно понимаю, как раз иезуитское.

Date: 2024-10-30 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Классический компендиум католического Учения - это "Сумма" Св.Фомы Аквинского, и в этом смысле оно скорее доминиканское :). (Тогда как, напр., Св.Бонавентура, на книгу которого я выше сослался, современник Св.Фомы, был [седьмым] генералом францисканского ордена). Иезуиты же появились тремя веками позже).
Но нынешний понтифик в самом деле из Общества Иисуса (впервые в истории).

Date: 2024-10-30 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Но тезисы Янсения, да, были осуждены, и таким образом иезуиты в том споре, можно сказать, победили.

Date: 2024-10-30 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Так и есть, Фрэнк!

Date: 2024-10-30 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, именно. Правда, не узнаю, откуда же эта цитата?

Date: 2024-10-30 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Конечно, саму идею первородного греха не Августин придумал. Вот что пишет Макмэхон:

"This was the doctrine of original sin, a doctrine hardly original to Augustine. Virtually all early Christians agreed that something fatal
had happened in the Garden of Eden, and that it was through our parents' fault that imperfection had entered the world. Yet they disagreed extensively over the ultimate consequences of this transgression and regarding its final effect on the human race. In one influential view — articulated by Augustine's theological contemporary and rival, the Roman Briton Pelagius — the Fall was not irrevocable but had been undone by Christ. Men and women did not carry sin in their bones, were not irreparably, congenitally marred. On the contrary, they were fully capable of perfection, and it was their duty to realize this end, heeding Christ's call to "be perfect, even as your father in Heaven is perfect" (Matthew 5:48). In the Pelagian view, this was an obligation that could be fulfilled.

Augustine objected deeply to this view, and it was largely as a result of his protracted battle against it that the church condemned "Pelagianism" as a heresy, with monumental consequences for the future of the West. According to Augustine, original sin was no minor transgression but a totally transformative act. Banished from the "unalloyed felicity" of Paradise, Adam and Eve had bequeathed to posterity the just punishment for their crime of pride, setting off a chain of disasters" that had permanently altered human beings for the worse. "The effect of that sin was to subject human nature to all the process of decay which we see and feel, and consequently to death also. And man was distracted and tossed about by violent and conflicting emotions, a very different being from what he was in paradise before his sin." [63]

Nowhere were human beings now self-sufficient, free of need; nowhere did they live as they wished. When they tried to love with purity, they felt jealousy and contempt. When they struggled for peace, hate reared in their breasts. Everywhere, we were at odds with ourselves. Even our bodies eluded our control. Augustine the young man and Augustine the wizened priest knew that lust "moves or fails to move" our members "by its own right." And though he paused with amusing deadpan to consider the case of those who can produce at will "musical sounds from their behind (and without any stink)," he understood that such impressive bodily control could do nothing to arrest the onset of disease, or to halt our sickness unto death. [64] We were not masters of our selves."

Date: 2024-10-30 07:52 pm (UTC)
From: [identity profile] riftsh.livejournal.com
Мысль об этом последнем исходе всю нашу жизнь утешала и успокаивала меня, и я нередко — в разные невыносимые периоды нашей жизни — предлагала О. М. вместе покончить с собой. У О. М. мои слова всегда вызывали резкий отпор [32]. Основной его довод: «Откуда ты знаешь, что будет потом… Жизнь — это дар, от которого никто не смеет отказываться…» И, наконец, последний и наиболее убедительный для меня довод: «Почему ты вбила себе в голову, что должна быть счастливой?» О. М., человек абсолютно жизнерадостный, никогда не искал несчастья, но и не делал никакой ставки на так называемое счастье. Для него таких категорий не существовало.

Н.Я.Мандельштам, Воспоминания, кн.1

Date: 2024-10-30 07:57 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А что же, Гоббс связывал испорченность человеческой природы именно с первородным грехом? Вроде бы он не был особо истовым христианином?

А что касается влияния этих представлений на политику, то, вообще говоря, вера в испорченную человеческую природу характерна только для консерваторов (https://egovoru.livejournal.com/25239.html); либералы верят в ее благость. A ближе всех к истине был, надо полагать, Шекспир:

На радость и печаль, по воле рока,
Два друга, две любви владеют мной:
Мужчина светлокудрый, светлоокий
И женщина, в чьих взорах мрак ночной.
Чтобы меня низвергнуть в ад кромешный,
Стремится демон ангела прельстить,
Увлечь его своей красою грешной
И в дьявола соблазном превратить.
Не знаю я, следя за их борьбою,
Кто победит, но доброго не жду.
Мои друзья - друзья между собою,
И я боюсь, что ангел мой в аду.

Но там ли он, - об этом знать я буду,
Когда извергнут будет он оттуда...

Ну, и Цветаева о том же:

На плече моем на правом
Примостился голубь-утро,
На плече моем на левом
Примостился филин-ночь.

Прохожу, как царь казанский.
И чего душе бояться —
Раз враги соединились,
Чтоб вдвоем меня хранить!

Date: 2024-10-30 08:05 pm (UTC)
From: [identity profile] skogar.livejournal.com
Вот и биологи подтягиваются к христианской тематике...

Date: 2024-10-30 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Вот что пишет Макмэхон о влиянии падения Рима на Августина:

"For if the fall of Rome revealed the fragility of all human things, it also exposed what Augustine called the "lust to domination" so long central to Roman rule and now turned back on itself. [60] In the awful specter of the rape and pillage of the eternal city, one witnessed directly the savagery and cruelty that surround us at all times. "Men are plundered by their fellow-men and taken captive, they are chained and imprisoned, exiled and tortured, limbs are cut off and organs of sense destroyed, bodies are brutally misused to gratify the obscene lust of the oppressor, and many such horrors are of a frequent occurrence." [61].

Date: 2024-10-30 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Так Макмэхон же вовсе не претендует на это. Напротив, взявшись за грандиозную задачу проследить эволюцию представлений о счастье, он заведомо оговаривает, что будет ограничиваться только европейской историей (начиная с греко-римской античности), потому что его компетенции недостаточно для более широкого охвата. Он по профессии именно историк Европы, как я понимаю.

Date: 2024-10-30 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо, теперь и я вспомнила - я прочла воспоминания Н.М. когда-то в юности. А в этом вопросе, видимо, сказывается хорошее знакомство О.М. с греко-римской античностью, которая отнюдь не считала счастье чем-то нам причитающимся.
Page 1 of 6 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 09:50 pm
Powered by Dreamwidth Studios