egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Есть художники, чьи произведения нам нравятся. А есть художники, пишущие так, как писали бы мы сами, если бы были художниками. Больше, чем кто-либо другой, моим alter ego был бы, наверное, Альбер Марке. Впервые я увидела его полотна девочкой все в том же Музее имени Пушкина изящных искусств, на задворках которого расположена наша школа. Тамошней замечательной коллекцией нового – для того времени – французского искусства мы обязаны С.И. Щукину. Он приобрел и несколько полотен Марке у галериста Эжена Дрюэ.


Никто не умел писать воду так, как Марке. Пытаясь сформулировать, чем же меня привлекает его живопись, я пришла к неожиданному «артиллерийскому» сравнению. Да, мы знаем много выдающихся маринистов: Тернер там, или Айвазовский, или по времени более близкий к Марке Клод Моне. Но их усилия – как стрельба картечью: может, какая-то одна картечина и попадает в цель, но большинство летит мимо. У Марке же мимо цели не летит ничего: каждый отдельный его мазок безупречно попадает в яблочко :)


Альбер Марке «Везувий» (1909) из коллекции ГМИИ им. Пушкина

Никакие репродукции не передают того эффекта абсолютно «живой» воды, который производят полотна Марке. Я провела много часов, рассматривая их вблизи и пытаясь понять, как он это делает – как достигает максимума результата при минимуме изобразительных средств. Мне обидно, что его имя пребывает как бы в тени – в том числе, в тени его знаменитого друга Матисса. Кажется, Марке был очень скромным человеком – может, это сыграло свою роль?


Симпатичное видео о ретроспективной выставке Альбера Марке
(сентябрь 2016 – январь 2017) из музеев и частных собраний
России и Франции в московском Музее им. Пушкина.
Может, кто-нибудь из вас на ней побывал?

Date: 2024-06-26 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Искусство (https://www.livejournal.com/category/iskusstvo?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2024-06-26 09:27 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Правильно, Фрэнк!

Date: 2024-06-26 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] latifaschwalbe.livejournal.com
Хорош, конечно. Хотя мой "мастер воды" — норвежский Фриц Таулов.

Date: 2024-06-26 09:28 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
О, а я о таком художнике даже никогда и не слышала! А какие его произведения Вам особенно нравятся?

Date: 2024-06-26 10:35 pm (UTC)
From: [identity profile] latifaschwalbe.livejournal.com
Ручей, Дордонь..
Вообще, как бывший начинающий художник, должна была бы отметить наиболее художественно ценные работы, но отдаю себе отчет, что как человеку мне нравится те, что ближе отзываются настроением (и некоторым сходством в этом же отношении с любимым художником Левитаном).

Date: 2024-06-26 10:41 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Посмотрела еще некоторые его работы в Википедии - мне кажется, он немного похож на Писарро?

Date: 2024-06-27 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] latifaschwalbe.livejournal.com
Может быть, но только с большей страстью изображать воду:)

Date: 2024-06-27 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, у Писсаро водных просторов я что-то не припомню :)

Интересно, что у Таулова совсем нет знаменитых норвежских фьордов - хотя, казалось бы, кому же их и писать, как не ему? Или такие его работы мне просто не попались? Сама я никогда не бывала в Норвегии (и вообще в Скандинавии), но моя побывавшая там подруга осталась под глубоким впечатлением. Она говорит, это вообще одно из самых замечательных мест на Земле :) А Вам доводилось бывать в Норвегии?

Date: 2024-06-28 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] latifaschwalbe.livejournal.com
Честно говоря, в живописи я дилетант полный, скорее поверхностный потребитель, поэтому сказать мало что могу, кроме полуинтуитивной оценки талантливого или нет)

И нет, я тоже никогда не была в Скандинавии, разве что краешком в природно неприветливом и полуголом уголке Дании, но одни только сутки. Подобный опыт очень быстро сообщил мне, что многие вещи, которые мне казались привлекательными на фотографиях, в реальности воспринимаются мною иначе. Это ни в коем случае не совет отказаться от экзотических путешествий, это просто я оказалась недостаточно открыта новому опыту) Поэтому теперь я по-прежнему с восторгом смотрю, например, на те же фото каньонов в Америке, но оставляю их только на волю воображению..

Мы с Вами уже не раз тут общаемся, а я даже не знаю как Вас зовут, нехорошо это как-то)

Date: 2024-06-28 11:56 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Подобный опыт очень быстро сообщил мне, что многие вещи, которые мне казались привлекательными на фотографиях, в реальности воспринимаются мною иначе"

Очень интересно - а что же это конкретно были за вещи? Меня пока Бог миловал - те места, в которых мне удалось побывать, меня не разочаровали :)

Я отправила Вам личное сообщение со своим именем - я как-то опасаюсь вывешивать его тут.

Date: 2024-06-29 10:37 pm (UTC)
From: [identity profile] latifaschwalbe.livejournal.com
Очень приятно, сообщение получила, спасибо! Читаю с задержкой, потому что в последние дни весь букет болезней обострился (но зато наметился путь к разрешению его части).

Опыт.. это было то, что люди называют жизненной мудростью. Я усвоила урок, что нельзя жить в мире субъективности и принимать ее за реальность, когда переехала за границу. Наверное, это был основной толчок в жизни к поискам объективности, какой мне не дала одна философия (а уже потом я поняла, что рациональный подход довольно универсален). Если конкретно: с местами все было нормально, проблема была в неверных ожиданиях, в завышенных ожиданиях, в незнании себя (особенно в новых условиях), в объективных трудностях (с чем сталкивается почти каждый эмигрант). Если все это уже пройдено хоть раз, следующее решение будет уже взвешено. Это касается не только переезда, но и путешествий. И даже отдельно взятой эстетической стороны. Лучше заранее как можно яснее понимать, чего сам(а) хочешь и что может дать реальность, чтобы было меньше разочарований. Культурные мифы, языковые барьеры и нечестность с самим собой (человек обманываться рад, хоть и редко с этим соглашается) — распространенные преграды.

Совсем конкретно к теме могу привести пример — буковые леса. До отъезда я никогда их не видела вживую, зато видела на фотографиях, на картинах, читала у писателей и воображала сама как художник. Как же они мне аукнулись, когда мне пришлось жить в их окружении) Через год мне было все равно насколько величаво они выглядят, я смотрела на них разве что как на древесину: лес без запахов, цветов, грибов, света, растительного разнообразия, с никогда не успевающей перегнить опавшей листвой и пр., и пр. вызывал лишь недоумение. Мил он был только тем, кого с ним что-то связывало. С тех пор я стала намного аккуратнее со своими экзотическими желаниями)

Date: 2024-06-30 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"проблема была в неверных ожиданиях, в завышенных ожиданиях, в незнании себя (особенно в новых условиях), в объективных трудностях (с чем сталкивается почти каждый эмигрант)"

У меня подобный шок вызвал Нью-Йорк. До переезда в него я уже прожила несколько лет в Германии, побывала в нескольких других европейских странах и почему-то думала, что Нью-Йорк должен выглядеть примерно так же. Увидев же кварталы разрушающихся зданий, горы мусора и толпы бездомных, я не знала, что и подумать. К счастью, за четыре года жизни там я сумела оценить и прелесть этого города (https://egovoru.livejournal.com/4099.html) :)

Что же касается буковых лесов, то у меня не было никакого заранее сформированного представления о них, поэтому, когда я увидела их в Марбурге, они мне очень понравились. Но в тамошних буковых лесах много света, как в наших сосновых борах. А где же Вам попадались мрачные?

Date: 2024-07-02 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] latifaschwalbe.livejournal.com
В Нижней Саксонии, в окрестностях Оснабрюка. Возможно, там просто неудачное (для меня) стечение природно-географических причин — почв, влажности, температур.

Это большое преимущество — открытость новлму и способность (относительно быстро) находить в окружающей обстановке плюсы прекрасное. Мне плнадобилось четыре года, чтобы скорее смириться с тем, что не нравилось, чем увидеть мир под другим углом зрения. Забыться, отвлечься на что-то внутреннее, далёкое от осязаемого.

Наверное даже не стоит спрашивать, насколько такие разнообразные переезды и связанный с ними опыт расширили восприятие — полагаю, это у всех так, в каком-то смысле без выбора :)

Date: 2024-07-03 02:16 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Вот в Оснабрюке я никогда не была, а ближайший к нему виденный мною город - это Бремен, который мне чрезвычайно понравился (в том числе, тамошними Бременскими музыкантами и вообще городской скульптурой). Но мне в Германии вообще мало что не нравилось - разве что футбольные болельщики :)

Полагаю, восприятие окружающего мира сильно зависит и от нашего внутреннего состояния на тот момент.

Date: 2024-06-28 08:06 am (UTC)
From: [identity profile] latifaschwalbe.livejournal.com
Художнику наверное тоже приходится совмещать свои возможности с желаниями. Что нравится, чему выучился, что хорошо получается — то и изображает. Универсалы, конечно, тоже бывают, но их существенно меньше.

Date: 2024-07-08 08:11 am (UTC)
From: [identity profile] photolallia2012.livejournal.com

У Писарро есть мокрые парижские улицы (тоже именно это в нем завораживает с детства)

Date: 2024-07-10 10:53 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Верно, но все-таки не река как таковая и не море. Про Писсаро у меня есть отдельный пост (https://egovoru.livejournal.com/203954.html) :)

Date: 2024-07-14 08:53 am (UTC)
From: [identity profile] photolallia2012.livejournal.com

Спасибо, про жизнь Писарро вообще ничего не знаю, портрет интересный... У меня не столь мрачное впечатление, правда.

Date: 2024-07-14 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Согласна, у художника на портрете выражение лица скорее просто растерянное, как будто его внезапно окликнули, но мне уж очень нравится это стихотворение :)

А что касается жизни Писсарро, то она необычна тем, что он ведь родился в Вест-Индии, на острове Сент-Томас (что рядом с Пуэрто Рико). Тогда этот остров принадлежал Дании, но родители Писсарро каким-то образом на нем оказались. В юности П. провел два года в Венесуэле, прежде чем отправиться в Париж.

Date: 2024-07-15 08:56 am (UTC)
From: [identity profile] photolallia2012.livejournal.com

Да-а, по его колориту не догадаешься! Хотя... возможно, у него есть южные пейзажи, надо поискать...

Date: 2024-06-26 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
Обожаю Марке и в детстве пыталась перерисовать именно эту его картину. Из альбома "Эрмитаж".

Date: 2024-06-26 09:30 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Почему "Эрмитаж" - она же в Пушкинском музее?

Ну и как, получилось перерисовать?

Date: 2024-06-27 04:02 am (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
Второй вопрос относится к философским. Для чего люди искусством занимаются. Я испытывала счастье, когда рисовала, всматриваясь в оригинал. И была довольна результатом. И горда. Хотя и осознавала, что это просто так. Ну, это как если бы художник попробовал бы сыграть сонату Бетховена. Могло бы как-то получиться, конечно, но на сцену выпускать нельзя, а для себя — ради бога.
Первый вопрос — да, перепутала! В Эрмитаже его "В Неаполе". Везувий на фоне, то же место, лодки другие. Можете бросать в меня камни. Но мне наш ленинградский больше нравится! Там человечек на лодке! Стоячий!
Edited Date: 2024-06-27 04:05 am (UTC)

Date: 2024-06-27 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, эрмитажный "Неаполитанский залив" тоже замечательный, добавим его сюда:

Image


А копирование полотен великих художников - отличный способ по-настоящему проникнуться их произведениями. Кстати, как и переписывание великих стихов от руки - тоже очень полезное упражнение :)

А у Марке есть еще вот такой Везувий:

Image


И вот такой:

Image


Не знаю только, где эти полотна находятся.

Date: 2024-06-26 09:24 pm (UTC)
From: [identity profile] old-grumbler.livejournal.com
Не знал такого художника, спасибо, что просветили.
P.S. Силуэт Везувия на картине сильно напоминает силуэт Эльбруса... впрочем, это объяснимо вулканическим происхождением конусов обоих.

Date: 2024-06-26 09:33 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Вот я и говорю, что Марке как-то незаслуженно мало известен. Тот же Моне будет на любом столбе со своими унылыми водяными лилиями, а где Вы видели Марке? Музей, конечно - молодец, что устроил выставку, но это же капля в море.

Date: 2024-06-26 09:37 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Силуэт Везувия на картине сильно напоминает силуэт Эльбруса"

И Фудзияму тоже - по той же причине :)

Image

Date: 2024-06-26 10:05 pm (UTC)
From: [identity profile] old-grumbler.livejournal.com
Нет, у Фудзиямы одна четко выраженная вершина, в отличие от раздвоенного Эльбруса. Везувий, впрочем, выглядит раздвоенным лишь с определенного ракурса... хотя и Эльбрус из Домбая, например, виден "в профиль" (только Западная вершина) — но, таким его себе не представляют, Эльбрус в культуру вошёл именно как "двухглавый" (стихи Пушкина, etc.)

Date: 2024-06-26 10:33 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, у Фудзиямы только одна вершина, но конусообразность все же похожая.

Date: 2024-06-26 10:39 pm (UTC)
From: [identity profile] old-grumbler.livejournal.com
Ну, мне именно "раздвоенность" вкупе с конусообразностью напомнила Эльбрус — но, это лично мои впечатления.

Date: 2024-06-26 10:49 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Надо сказать, на Google Earth (https://earth.google.com/web/@40.79923855,14.43954723,398.36721952a,17844.87949868d,35y,-144.13858195h,45.08815819t,0.00000082r/data=OgMKATA) как-то не очень понятно, где же там у него вторая вершина?

Date: 2024-06-26 11:19 pm (UTC)
From: [identity profile] old-grumbler.livejournal.com
У Везувия? Там, как я понял, не столько вторая вершина, а скорее отрог, но с определенных ракурсов смотрится как вершина.
...Да, в общем, всё это не так важно, это скорее мои личные "прибамбасы восприятия".

Date: 2024-06-27 12:07 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, там вроде такая каемка, как будто край более широкого кратера.

Date: 2024-06-29 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] mishemplushem.livejournal.com
А я про Марке даже мнения высказать — собственно, даже сформировать — не могу, он со мной с детства: всегда, сколько себя помню, на стенке висела репродукция этой картины:

Я благодаря ей начал понимать, зачем живопись вообще нужна, то есть не понимать опять же, а как бы с ней жить... и потом его, Марке, везде высматривал, и в Эрмитаже сразу к нему бежал, и в других музеях, хотя вообще-то мои любимые художники совсем другие.

Date: 2024-06-29 10:54 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ну да, это же эрмитажный "Неаполитанский залив", его уже упоминали тут по другой ветке! Вам повезло расти с такой репродукцией! А в Эрмитаже еще его "Гамбургский порт" есть, с пароходиком на переднем плане:

Image


Оказывается, Марке в 1934 приезжал в СССР.

Date: 2024-06-30 10:44 am (UTC)
From: [identity profile] ablertus.livejournal.com
Поймал себя на мысли, что передать тихий плеск и легкую рябь спокойной воды гораздо труднее, чем буйство шторма и огромные волны. Это как улыбка Джоконды рядом с лицами грешников в аду на картинах Босха.
Edited Date: 2024-06-30 10:44 am (UTC)

Date: 2024-06-30 11:51 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Может быть, даже не труднее передать, а труднее произвести впечатление на зрителя? Изображение шторма, каким бы оно ни было, вызывает у зрителя сильные эмоции уже просто тем, что оно - изображение шторма, т.е., опасности; а спокойная вода сама по себе никаких особенных эмоций у нас не вызывает?

Date: 2024-07-08 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] photolallia2012.livejournal.com
Абсолютно согласна! Меня заворожили вначале репродукции (удивительно, что был свой шарм в Марке на советских открытках с репродукциями 60-х годов, на серовато-коричневом тонком картоне), а потом уже стала ходить в музеи и сравнивать оригиналы и репродукции.
Edited Date: 2024-07-08 08:14 am (UTC)

Date: 2024-07-10 10:55 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Рада, что Вам тоже нравится этот художник! А что же, на этой выставке в Музее им. Пушкина Вам не удалось побывать? Похоже, никто из моих читателей там не был :(

Date: 2024-07-11 09:18 am (UTC)
From: [identity profile] photolallia2012.livejournal.com

Не довелось....

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 03:48 pm
Powered by Dreamwidth Studios