egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Метафизическая идея прогресса – направленного изменения к лучшему – в приложении к человеческому обществу включает, во-первых, оценочное суждение о том, что такое хорошо, а во-вторых, убеждение, что сознательными усилиями человек может повлиять на свою судьбу. Грекам, верящим в фатум, неподвластный даже богам, идея прогресса была чужда – в их представлении мир деградировал или вращался по кругу. Линейное авраамическое время Божьей милостью двигалось к грядущему справедливому суду. Но начиная по крайней мере с Августина, христианин был наделен свободой воли, то есть, мог сознательно выбирать, воспользоваться ли ему этим божественным эскалатором или нет. Занятную вариацию на эту тему представлял собой марксизм. С одной стороны, он постулировал неизбежное восхождение общества по предопределенной лестнице экономических формаций, а с другой – требовал подтолкнуть его организацией революций.


Секулярная вера в прогресс – продукт века Просвещения. Согласно посмертно напечатанному трактату маркиза Кондорсе, развитие науки не только обеспечит человечеству материальное процветание, но и будет способствовать смягчению нравов, ведь корень зла кроется в невежестве. (Святая простота! – скажут иные сегодня). Автор жирондистского проекта конституции, в 1794 Кондорсе был арестован монтаньярами и погиб в тюрьме при невыясненных обстоятельствах. С той поры вера человечества в прогресс много раз ослабевала и снова усиливалась – в зависимости от текущих успехов.

А как обстоит дело сегодня? В 2017 году Центр Пью поинтересовался, как люди оценивают свое сегодняшнее состояние по сравнению с состоянием таких же людей, как они, 50 лет назад – и вот какая картина у них получилась.


Результаты Центра Пью
(были опрошены 43 тыс. человек в 38 странах мира)

Самую позитивную оценку дали жители Вьетнама, Индии и Южной Кореи, а самую негативную – Венесуэлы, Мексики и Иордании (Латинская Америка вообще, кроме Чили, выглядит нерадостно). Интересно, что во всех странах, кроме Турции и Нигерии, более высокая оценка коррелировала с более высоким уровнем образования. То ли образование способствует оптимизму, то ли оптимизм придает решимости получить образование?

Конечно, было бы еще интереснее выяснить, как сегодняшние люди оценивают будущие 50 лет, но таких данных мне не попалось. Если они есть у вас, поделитесь, пожалуйста, ссылкой!

Page 1 of 8 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] >>

Date: 2024-02-14 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2024-02-14 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] ald1976.livejournal.com
А каким образом можно адекватно оценить, что было 50 лет назад?

Простому, пусть и образованному и эрудированному, но не историку, человеку.

И как отделить объективное улучшение/ухудшение от "духа времени", чтобы не было эффектов типа "прошла зима, настало лето - спасибо партии за это" и
ильфо-петровской путаницы между счастьем и наличием радио?

Отсутствие консенсуса в США забавно, видимо кто-то не захотел признавать, что американцы, скорее всего, сказали, что предыдущее поколение жило лучше.

Date: 2024-02-14 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
видимо кто-то не захотел признавать, что американцы, скорее всего, сказали, что предыдущее поколение жило лучше.


Заговор, кругом заговор. То, что последние выборы народ голосует 50/50 прогрессисты/консерваторы, ничего не значит, ага.

Date: 2024-02-14 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Ну, на то время (Просвещения) действительно неграмотность была основным тормозом изменений политико-экономической реальности, и действительно — всеобщее образование изменило лицо мира, заставив его меняться быстрее. Сейчас же эта скорость изменений, вкупе с развитием медицины и улучшением качества жизни, стала фактором, влияющим на негативные ожидания от будущего: людей старшего возраста больше, они вполне активны, и возникает ситуация «бороду-то я сбрею, а умище куда дену?» — возрастной пессимизм и критичность ко всему новому распространяются все шире, а их носители не освобождают руководящие и направляющие места по здоровью и находят все больше сторонников среди ровесников.

Поэтому ожидания от будущих 50 лет, если они найдутся, неплохо бы рассмотреть по возрастным стратам.

Date: 2024-02-14 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] tijd.livejournal.com
Согласно посмертно напечатанному трактату маркиза Кондорсе

Кондорсе не только рассуждал про прогресс, но и способствовал ему — к примеру выступлениями в поддержку равноправия женщин, которые вдохновили других на борьбу за это равноправие https://gallica.bnf.fr/essentiels/anthologie/admission-femmes-droit-cite

В этом особенность идеи прогресса: он происходит, но не сам собой, а в результате борьбы с противодействующими ему силами. Если катить камень в гору, он будет постоянно пытаться скатиться вниз.

Историк Тимоти Снайдер объяснял, что идея о том, что прогресс происходит сам собой (politics of inevitability), так же вредна, как идея о том, что никакого прогресса не существует (politics of eternity) https://egovoru.livejournal.com/129885.html?thread=7900765#t7900765 В 2016 я не знал, как относится к предупреждениям Снайдера — все-таки необычно, когда историк берется рассуждать о текущих событиях. Но ныне понятно, что он был прав.

Непонятно, как люди, отрицающие прогресс, относятся к росту экономики (ВВП) в отдельных странах и в среднем в мире — в том числе на душу населения. Такой рост возможен за счет роста производительности труда, который в чистом виде отражает прогресс.



Но можно, конечно, стать пессимистом, зная, что по этому показателю РФ никогда не догонит Португалию.

Date: 2024-02-14 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] mercibo.livejournal.com
Среди современных (недавних) думателей вроде Рене Генона ещё живут традиционалистские идеи вроде платоновских о неуклонном нисхождении цивилизации с "золотого века" до полной деградации.

Date: 2024-02-14 04:14 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Согласен, поскольку сравнить по сути дела может только человек лет под 70 или старше.

Date: 2024-02-14 04:15 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
А будущие 50 лет могут оценивать только попаданцы из будущего!

Date: 2024-02-14 04:53 pm (UTC)
From: [identity profile] mercibo.livejournal.com
Мне кажется, более показательны другие параметры. Во-первых, продолжительность жизни, здоровье. Потом - количество свободного времени и качество его использования.

Date: 2024-02-14 04:58 pm (UTC)
From: [identity profile] ald1976.livejournal.com
Никакого заговора, американцы живут замечательно, в каком-то смысле лучше всех в мире, если не брать маленькие заповедники вроде Люксембурга, которые не показатель.

Но это не мешает поныть на тему, что бебибумеры усе сало съели, и следующие поколения ходят по помойкам и питаются картофельными очистками. Независимо от того, за республиканцев ты или за демократов.

Date: 2024-02-14 05:00 pm (UTC)
From: [identity profile] ald1976.livejournal.com
Качество подобных прогнозов известно. Так что оценивать можно, но проку мало.

Date: 2024-02-14 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Но это не мешает поныть на тему, что бебибумеры усе сало съели,

Фантазийную тему — у вас пропущено важное слово.

Date: 2024-02-14 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
А то America Great, которую надо сделать Again, имеет другое качество.

Date: 2024-02-14 05:21 pm (UTC)
From: [identity profile] serge no (from livejournal.com)

Всё меняется к лучшему, но лучше не станет. ©

Date: 2024-02-14 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] ald1976.livejournal.com
Возможно она и фантазийная, но в протокол вносится, как настоящая.

Да и кое в чем из этих фантазий есть сермяжная правда - много рабочих мест появилось благодаря холодной войне, а потом она вроде как закончилась, ну или попритихла. И рабочие места стали исчезать или портиться.

Date: 2024-02-14 05:27 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Достаточно взглянуть на динамику безработицы, чтобы тема стала снова фантазийной.

Мое поколение уже может говорить, что много мест появилось благодаря хайтек кластерам, но теперь все крахнулось благодаря ИИ — и это тоже будут фантазии.

А! Про портится — это как раз к вопросу возраста: портится собственное здоровье, но мы смело экстраполируем этот упадок на все окружающее.
Edited Date: 2024-02-14 05:30 pm (UTC)

Date: 2024-02-14 05:31 pm (UTC)
From: [identity profile] ald1976.livejournal.com
Такое же.

Потому и говорю, что партийная принадлежность мало влияет на общую адекватность.

Date: 2024-02-14 05:35 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Верно, Фрэнк!

Date: 2024-02-14 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] ald1976.livejournal.com
Динамика безработицы - она в общем.

А я про хорошие рыбные места в академии, мутных НИИ вроде RAND и прочем подобном. Плюс оборонка и ее R&D. Этих мест не так уж и мало и они не только для яйцеголовых, синие воротнички тоже из этого корыта кормились.


Про хайтек не комментирую, не такой он и хай, зарплаты уровню разработок не соответствуют, завышены игрищами по переманиванию сотрудников туда-сюда.

Date: 2024-02-14 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] ald1976.livejournal.com
Портится - это когда раньше перед профессором три раза ку делали, а сейчас заставляют свою полезность доказывать да еще и комиссаров от полит-корректности слушать.

Ну и скорость получения теньюра упала, намного.


В прочих областях похожая порча, а не то, что раньше трава зеленее была и девки лучше давали.

Date: 2024-02-14 05:41 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"А каким образом можно адекватно оценить, что было 50 лет назад?"

А как мы вообще судим о прошлом? Сохранились же исторические документы, здания, предметы обихода тех лет. Наконец, есть книги и фильмы, написанные и снятые людьми того времени об их современности.

"как отделить объективное улучшение/ухудшение от "духа времени""

Мне кажется, важнее всего договориться о том, что мы будем считать благом (составить "оценочное суждение о том, что такое хорошо", как написано в посте), а уж как измерять степень этого блага в тот или иной исторический период, это уже вопрос чисто технический. Я ошибаюсь?
Edited Date: 2024-02-14 05:42 pm (UTC)

Date: 2024-02-14 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] ald1976.livejournal.com
Толстой тоже ВиМ написал. Но, на его беду, еще были живы некоторые очевидцы - им активно не понравилось, сказали, что автор эпохи не понял и не знает.


Я не про то, что и как измерять, а про то, что отсутствие компьютера 50 лет назад и отсутствие патефона сейчас надо как-то вынести за скобки. И сравнивать сравнимое, с коррекцией на развитие техники и прочий прогресс.


Даже потребление мяса может оказаться плохим показателем, если люди резко изменят свои вкусовые пристрастия и станут, например, вегетарианцами. И надо как-то понимать, это они по своей воле от мяса отказываются или их напугали гретины сказки про пукающих коров. И пропаганда более серьезных людей, которым кажется, что кто-то слишком много жрет и хорошо бы суррогаты начать есть.

Date: 2024-02-14 05:50 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"их носители не освобождают руководящие и направляющие места по здоровью"

То есть, Вы полагаете, что сейчас молодым труднее найти место под солнцем, чем это было раньше? Наверное, смотря с каким периодом сравнивать: вот, например, я сейчас читаю книжку про академическую науку в Германии в конце 19 - начале 20 века, так автор подробно описывает, как трудно было тогда получить профессорское место: фактически, надо было буквально дожидаться, пока действующий профессор не отойдет в мир иной, потому что новых ставок не создавали. Сейчас все-таки и новые позиции создают, и даже новые университеты периодически открывают.

"ожидания от будущих 50 лет, если они найдутся, неплохо бы рассмотреть по возрастным стратам"

Да, от возраста такие ожидания почти наверняка должны зависеть, хотя бы потому, что люди постарше были личными свидетелями более длительного периода времени, и им есть с чем сравнивать.

Date: 2024-02-14 05:56 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"В этом особенность идеи прогресса: он происходит, но не сам собой, а в результате борьбы с противодействующими ему силами"

Да, прогресс только тогда и воспринимается как прогресс, когда он является результатом сознательных усилий человечества. Собственно, если люди не верят в то, что они могут что-то изменить в своей судьбе, то и никакой веры в прогресс от них ожидать не приходится.

"Непонятно, как люди, отрицающие прогресс, относятся к росту экономики (ВВП) в отдельных странах и в среднем в мире"

Так ведь у разных людей очень разные представления о том, что именно составляет прогресс, и далеко не все считают прогрессом рост материального благосостояния. Вот, например, в академических кругах Германии конца 19 - начала 20 века бытовало мнение, что индустриализация, коммерциализация и проч. - это признак упадка, который разъедает исконную немецкую культуру. (Я читаю сейчас исключительно интересную книжку об этом). Да что Германия давних лет: подобные утверждения периодически высказываются и здесь в ЖЖ!

Date: 2024-02-14 05:58 pm (UTC)
From: [identity profile] tijd.livejournal.com
Да, продолжительность жизни тоже хороший показатель https://egovoru.livejournal.com/154199.html?thread=11087703#t11087703
Page 1 of 8 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 01:43 pm
Powered by Dreamwidth Studios