egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Советская власть лепила имя Пушкина на что ни попадя. Вот с какой стати его – до сих пор! – носит художественный музей в Москве на Волхонке, с такой любовью созданный профессором Цветаевым, отцом Марины? Не его ли, профессора, именем он и должен называться?.. Но в результате Пушкин прочно вошел в народное сознание: даже Остап Бендер («Получишь у Пушкина. До свидания, дефективный») и Никанор Иваныч Босой («Лампочку на лестнице, стало быть, Пушкин вывинтил?») его постоянно поминали.


Мне повезло: воспитанная на сказках и «Руслане и Людмиле», прочитанных мне взрослыми, когда сама я читать еще не умела, в школьные годы я добралась до родительского собрания сочинений и проглотила его залпом – еще до того, как меня начала раздражать повсеградная оэкраненность автора. Особенно мне понравились тома, куда было собрано не опубликованное при жизни (в том числе и стихотворение из заглавия поста :) Так что со знаменитыми «Прогулками» я на одной волне: «Жанр поэтического пустяка привлекал его с малолетства».

Но не только, не только. В русской поэзии нет менее одинокой фигуры: прямо как Кролик из книжки про Винни-Пуха, Пушкин в нашем воображении всегда предстает в окружении друзей и знакомых, «поэтов пушкинской поры». Никто не оставил нам столько стихотворных прославлений дружбы:

Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?..

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?..

Бог помочь вам, друзья мои...

.

И так далее, до бесконечности.

А ведь все эти дружеские компании, «Арзамасы» и «Зеленые лампы» – это и были элементы того самого «гражданского общества», которого и по сей день так недостает России. Пушкину повезло родиться в один из тех – увы, редких и кратких! – периодов истории, когда люди верят, что завтра будет лучше, чем вчера. Zeitgeist «дней Александровых прекрасного начала» навсегда пропитал все его творчество.

Но еще примечательнее то, что в школе называли его «любовной лирикой»:

Как дай вам Бог любимой быть другим...

Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я...

И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может...


Великодушие автора особенно заметно по контрасту с другим великим поэтом, даже в лучшем своем стихотворении, так прекрасно озвученном Олегом Далем, не удержавшимся:

Пускай она поплачет... Ей ничего не значит!..

А расскажите, любите ли вы Пушкина так, как люблю его я? :)


Фрагмент мультфильма «Осень» (1982),
созданного Андреем Хржановским по рисункам Пушкина,
текст читает Сергей Юрский

Обратите внимание, как Хржановский обыгрывает пушкинскую легкость (с 1:30):

Чем меньше женщину мы любим,
Тем...
Больше?.. Меньше?.. легче нравимся мы ей :)

Date: 2024-01-31 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Литература (https://www.livejournal.com/category/literatura?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2024-01-31 09:31 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Верно, Фрэнк!

Date: 2024-01-31 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

"Пушкин в нашем воображении всегда предстает в окружении друзей и знакомых, «поэтов пушкинской поры». "


Справедливости ради, он делал себе имя. Эта его социальность способствовала продвижению его стихов.

Date: 2024-01-31 09:39 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ну, если бы Пушкин дружил только с теми, кто мог быть ему полезен в делах, вряд ли бы он оставил после себя больше миллиона долгов на современные деньги. Хорошо хоть царь согласился их оплатить (хотя много долгов было не казне, а частным лицам), а то бы семейство пошло по миру.

Не говоря уже о том, что Пушкин водил дружбу с декабристами, что уж никак не могло способствовать карьере.

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-02-01 04:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-01 12:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-02-01 01:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-01 01:36 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-01-31 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com
Пушкин — это мировая культура, обретшая русскую речь и русскую душу — и русская культура, непринужденно заговорившая с мировой культурой на равных. Благодаря Пушкину стали возможны Достоевский, Толстой, Чехов, Глинка, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов, Блок

Интересно, что самого Пушкина в мире при этом читают довольно мало. Дай французу почитать Пушкина — он скорее всего скажет в ответ: «очень славно, но у нас во Франции в ту пору так многие писали — что тут такого удивительного?» И действительно будет прав

Но для России Пушкин — чудо

С чем это можно сравнить? Ну, например, с Моисеем, давшим евреям фундамент религии и культуры. Какой-нибудь древнеегипетский жрец сказал бы: ну, да, идею единобожия он взял у Эхнатона, а вот эти священные тексты явно заимствованы. И формально был бы, возможно, прав. Но при этом древний Египет давно канул в Лету, а авраамические религии и сегодня правят миром

Так и с Пушкиным 😊
Edited Date: 2024-01-31 04:15 pm (UTC)

Date: 2024-01-31 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Пушкина в мире при этом читают довольно мало"

Степень мировой известности писателя определяется не только качеством самих его произведений, но и тем, насколько ему повезло с переводами. Пушкин же в первую очередь славен своими стихами, а их переводить трудно.

Что же касается Пушкина как родоначальника русской литературы, то я опасаюсь, что неумеренное его почитание, инспирированное Сталиным, несколько искажает реальную картину. Все же и Державин, и Фонвизин, и Карамзин были очень значительными писателями - Пушкин не совсем уж на пустом месте появился.

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2024-01-31 11:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-31 11:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2024-02-01 12:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-01 12:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2024-02-01 12:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-01 01:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2024-02-01 02:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-01 02:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2024-02-01 03:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-01 12:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2024-02-01 01:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-01 01:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2024-02-01 01:42 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-02-01 04:33 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
"самого Пушкина в мире при этом читают довольно мало"

Ну потому что Пушкин — это русский язык. Можно перевести с языка (Толстоевский и пр.), нельзя перевести язык.
Edited Date: 2024-02-01 04:33 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2024-02-01 05:13 pm (UTC) - Expand

Лекции Евгения Авдеенко

Date: 2024-01-31 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] sergecpp.livejournal.com
У Евгения Авдеенко есть лекции по Евгению Онегину, а также отдельная лекция про Татьяну Ларину.

Вот про Татьяну Ларину в текстовом виде:
https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=1623

По Евгению Онегину:
https://youtu.be/V4cazCNTmxA

Лекции очень хорошие, я слушал не раз.

Re: Лекции Евгения Авдеенко

Date: 2024-01-31 09:53 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо за ссылки!

Re: Лекции Евгения Авдеенко

Date: 2024-01-31 11:12 pm (UTC)
From: [identity profile] tijd.livejournal.com
"Когда Пушкин прописал дуэль в романе как событие рока, он внутри себя перешел какой-то рубеж и многое внутри себя понял."

Идея фатального рока делает "Евгений Онегин" трагедией в древнегреческом смысле, что отражено и в опере.

Свою судьбу Пушкин тоже считал сплетением роковых обстоятельств - как в неподтвержденном рассказе о том, как перебежавший дорогу заяц помешал ему появится в Петербурге во время восстания декабристов https://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/vs2/vs2-009-.htm

"Принципиальное отличие иудейской традиции от греческой — отсутствие фатализма." https://egovoru.livejournal.com/197907.html?thread=18517779#t18517779

Лорд Джонатан Сакс, бывший главный раввин Велокобритании, много писал про это.

"There is no fate that is inevitable, no future pre-determined, no outcome we cannot avert. There is always a choice. There are tragic cultures and there are hope cultures, and, though some combine elements of both, the two are ultimately incompatible. In hope cultures, we are agents. We choose. All depends on what we decide, and that cannot be known in advance. In tragic cultures, we are victims. We are acted on by forces beyond our control, and they will eventually defeat even the strongest. The only redemption of victimhood is to refuse that self-definition. In the long run no good can come of it, for it belongs to a world of tragedy. It divides us into victims and oppressors – and we are always the victims, while the others are the oppressors. Look at any conflict zone in the world and you will find that both sides see themselves as the victims, therefore innocent, and the others as the wrongdoers. That is a recipe for perpetual conflict and perennial disappointment. There is only resentment, rage and desire for revenge, all of which achieve nothing since all they do is provoke a reaction of attempted retaliation. The choice of freedom brings the defeat of victimhood and the redemptive birth of hope."
https://rabbisacks.org/quotes/a-culture-of-hope/

Если бы Татьяна Ларина была воспитана в еврейских традициях, она не считала бы себя жертвой обстоятельств, а продолжала бороться за свое счастье.

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-02-01 01:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-01 01:41 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-01-31 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] tijd.livejournal.com
лепила имя Пушкина на что ни попадя

Если в Одессе памятник Пушкину ещхе обоснован, то в Харькове он несколько излишен. По предложению мэра улицу Пушкина переименовали там в улицу Григория Сковороды.

"До вчерашнего дня я не спешил с решением изменить название улицы Пушкинской. Я, как и многие харьковчане, всегда чувствовал, что Пушкин – это не о современной России, не о той реальности, которую путинский режим пытается насаждать, используя величие исторических фигур для своей выгоды.
Но после того, как враг нанес ужасные удары по нашему городу, унес жизни невинных и превратил дома в руины, мы видим реальную цену таких решений. Это боль, которую Харьков почувствовал острое за всю историю этой войны. И потому я считаю, что мы не можем оставить все как есть".
https://www.pravda.com.ua/rus/news/2024/01/24/7438732/

Пушкин прочно вошел в народное сознание

С особой помпой культ Пушкина раскручивался советской властью в 1937 на столетие смерти https://namednibook.ru/yubiley-pushkina.html

Именно тогда музей в Ленинграде получил его имя.

Юбилейные мероприятия высмеяны Зощенко:

"Мы думали: ну, как обыкновенно, отметят в печати: дескать, гениальный поэт, жил в суровую, николаевскую эпоху. Ну там на эстраде начнется всякое художественное чтение отрывков или там споют что-нибудь из «Евгения Онегина».
Но то, что происходит в наши дни, — это, откровенно говоря, заставляет наш жакт насторожиться и пересмотреть свои позиции в области художественной литературы, чтоб нам потом не бросили обвинение в недооценке стихотворений и так далее."
https://bookplaneta.ru/books/proza/sovetskaja-klassicheskaja-proza/page-41-331212-sobranie-sochinenii-tom-4-lichnaya-zhizn-mihail.html

это и были элементы того самого «гражданского общества»

Это не «гражданское общество», а такое распространенное российское явление, как «тусовка» https://egovoru.livejournal.com/198978.html?thread=18713154#t18713154

Слова Пушкина "Всё те же мы: нам целый мир чужбина; отечество нам Царское Село", если вдуматься, страшные.

Великодушие автора особенно заметно по контрасту с другим великим поэтом

Помню, лет шестьдесят тому назад замечательный русский композитор Анатолий Константинович Лядов, которого я встретил под Новый год у критика В. В. Стасова, спросил меня:
- Любите ли вы Пушкина? Мне было в то время лет четырнадцать, и я ответил ему так, как ответило бы тогда большинство подростков, имеющих пристрастие к стихам:
- Я больше люблю Лермонтова!
Лядов наклонился ко мне и сказал убедительно и ласково:
- Милый, любите Пушкина!

http://www.lib.ru/POEZIQ/MARSHAK/marshak7.txt

В личной жизни великодушие поэта меньше заметно, чем в любовной лирике, но эти вещи следует различать.
Edited Date: 2024-01-31 05:39 pm (UTC)

Date: 2024-01-31 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-bpguide.livejournal.com
Именно тогда музей в Ленинграде получил его имя.

Какой-какой музей?

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2024-01-31 09:24 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-01-31 10:01 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"С особой помпой культ Пушкина раскручивался советской властью в 1937 на столетие смерти"

Да, именно так. Сталину очень хотелось, чтобы у нас был только один дореволюционный поэт - Пушкин и только один послереволюционный - Маяковский. Всех остальных надлежало извести под корень.

"Именно тогда музей в Ленинграде получил его имя"

Верно, но речь идет о московском музее.

"Это не «гражданское общество», а такое распространенное российское явление, как «тусовка»"

В комментарии по ссылке Вы написали: "Но узы такой идентификации оказываются слабыми и легко разрушаются под внешним давлением". А какая идентификация, по-Вашему, оказывается прочнее? Партийная принадлежность? Мне-то кажется, любые горизонтальные связи способствуют оздоровлению общества - даже семейные, если вспомнить Павлика Морозова. Хотя, если связи исключительно семейные, мы имеем не общество, а мафию и войну кланов.

"В личной жизни великодушие поэта меньше заметно, чем в любовной лирике, но эти вещи следует различать"

Мне кажется, мы вольны заимствовать из наследия поэта то, что нам нравится, и игнорировать все остальное.

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2024-01-31 10:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-31 10:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2024-01-31 11:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-31 11:56 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-01-31 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] riftsh.livejournal.com
Важно, что нынешний мета-Пушкин — в большой степени продукт 1937 года, и это многое объясняет. Процесс создания культа не был, разумеется, изолирован от других происходивших тогда же процессов (no pun intended), и отчасти поэтому мы имеем то, что имеем. Из современников этот процесс лучше многих других почувствовал Хармс, именно поэтому появилась его пушкиниана.

Мне кажется, что средний житель России знает Пушкина гораздо хуже, чем, например, средний житель Англии — Шекспира. Было бы интересно это проверить.

Date: 2024-01-31 06:36 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-bpguide.livejournal.com
лучше
Хотя бы потому, что язык Шекспира дальше от современным людей, чем язык Пушкина.

(no subject)

From: [identity profile] riftsh.livejournal.com - Date: 2024-01-31 07:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-31 10:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-31 10:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] riftsh.livejournal.com - Date: 2024-01-31 11:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-31 11:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jenya444.livejournal.com - Date: 2024-02-01 07:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-01 01:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jenya444.livejournal.com - Date: 2024-02-01 01:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-01 01:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] riftsh.livejournal.com - Date: 2024-02-01 05:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2024-02-01 04:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] riftsh.livejournal.com - Date: 2024-02-01 05:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anna-bpguide.livejournal.com - Date: 2024-02-01 06:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-01 01:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anna-bpguide.livejournal.com - Date: 2024-02-01 01:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-01 01:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-31 10:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] riftsh.livejournal.com - Date: 2024-01-31 10:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-31 11:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] riftsh.livejournal.com - Date: 2024-01-31 11:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-01 12:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-01 12:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2024-02-01 02:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-01 09:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2024-02-01 11:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-02 02:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2024-02-03 03:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-03 05:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2024-02-03 06:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-03 09:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2024-02-03 10:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-04 01:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2024-02-04 02:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-04 04:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2024-02-05 01:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-05 11:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2024-02-05 01:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-05 01:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2024-02-05 05:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-05 10:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2024-02-06 09:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-06 12:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2024-02-06 03:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-06 10:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2024-02-07 02:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-07 11:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2024-02-07 12:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-07 12:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2024-02-07 02:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-07 09:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2024-02-08 12:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-08 11:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2024-02-08 05:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-08 09:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] riftsh.livejournal.com - Date: 2024-02-01 05:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-01 09:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-06 12:48 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-01-31 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] vida-louca.livejournal.com
Любим, но вряд ли так, как любите Вы.

Date: 2024-01-31 10:12 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А какое (-ие) из его произведений Вам особенно нравятся?

(no subject)

From: [identity profile] vida-louca.livejournal.com - Date: 2024-01-31 10:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-31 10:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vida-louca.livejournal.com - Date: 2024-01-31 11:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-01 12:04 am (UTC) - Expand

Date: 2024-01-31 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Всё больше склоняюсь на сторону Дантеса...

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2024-02-01 07:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-01 01:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2024-02-01 01:23 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-01-31 10:11 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
Буду краток: Пушкина люблю, его культ — нет.

Date: 2024-01-31 10:24 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А какое (-ие) его произведения у Вас самые любимые?

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2024-01-31 10:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-31 11:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2024-02-04 11:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-04 01:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-01 12:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2024-02-01 11:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-01 01:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2024-02-04 11:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-04 01:37 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-02-01 12:56 am (UTC)
From: [identity profile] lenivtsyn.livejournal.com
Люблю. Очевидно, что не так, как Вы, по-своему.

Был когда-то такой "грузинский" анекдот: "- Гиви, ты помидоры любишь? - Кушать - да, а так не очень". Вот и я люблю Пушкина читать. Наслаждаюсь процессом чтения, а отрефлексировать свою любовь как-то не было случая.

Правда, это же относится и ко всей русской классике, но если, когда был помоложе, ближе для себя ставил условную линию Гоголя - Достоевского, то теперь потянуло в сторону Пушкина - Толстого. Сказать, что из произведений особенно нравится, не смогу - плохо знаю (Достоевского бы сказал - вот кого я, похоже, до сих пор люблю ;))) Наизусть, кроме школьных стихов, ничего не помню. Последнее, что читал, как ни странно - "Капитанскую дочку" (совсем недавно). Незадолго до того - "Бориса Годунова" (это постараюсь перечитать - там что-то осталось у меня недодуманным).

Когда я работал на заводе, был у меня один друг - простой работяга, сильно постарше меня и, увы, алкоголик (работающий на заводе алкоголик - тут всё же тонкая градация) - он готов был бить морду за порнографические стишки, пародирующие "Евгения Онегина", утверждал (не с пьяну), что очень любит Пушкина и знает всего "Онегина" наизусть.

А с другой стороны, ребёнком я ещё застал анекдоты про Пушкина и Лермонтова (правда, слышал их только от взрослых - бабушки, дяди).

Думаю, что Вы сильно перегибаете, когда говорите, что "Сталину очень хотелось, чтобы у нас был только один дореволюционный поэт - Пушкин и только один послереволюционный - Маяковский. Всех остальных надлежало извести под корень". Не пойму даже, из чего это мнение возникло. Ну, да, тиражи были заоблачные и число изданий неисчислимое именно у этих двух, но так в СССР тираж 100-200 тысяч считался средним, 50 тыс. - небольшим. У Лермонтова или Некрасова тиражи были раза в три меньше, чем у Пушкина или Маяковского, но и это были миллионы экземпляров. Изд-во "Советский писатель" издавало "Библиотеку поэта", в 1937 году в ней вышло полное собрание стихотворений Фета. В 1939 году в Ленинграде появилась улица Александра Блока - небольшая, но зато в историческом центре. Лермонтовский проспект неподалёку появился ещё при царе, но и при Сталине его не переименовывали.
Edited Date: 2024-02-01 01:04 am (UTC)

Date: 2024-02-01 01:36 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Последнее, что читал, как ни странно - "Капитанскую дочку" (совсем недавно). Незадолго до того - "Бориса Годунова" (это постараюсь перечитать - там что-то осталось у меня недодуманным)"

Почему странно - и то, и другое произведение, как мне кажется, очень даже заслуживают перечитывания!

"тиражи были заоблачные и число изданий неисчислимое именно у этих двух"

Дело ведь не только в тиражах, но и вот в таких поименованиях. С Маяковским, правда, успешно соперничал Горький: пожалуй, именно его именем, а не именем Маяковского, названо наибольшее число объектов. Но тут, может быть, сыграла роль и краткость самой фамилии (псевдонима): парк имени Горького звучит всяко лучше, чем парк имени Маяковского.

(no subject)

From: [identity profile] lenivtsyn.livejournal.com - Date: 2024-02-01 10:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-01 01:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lenivtsyn.livejournal.com - Date: 2024-02-01 06:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-01 09:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lenivtsyn.livejournal.com - Date: 2024-02-02 07:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-02 12:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lenivtsyn.livejournal.com - Date: 2024-02-04 01:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2024-02-04 07:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lenivtsyn.livejournal.com - Date: 2024-02-04 01:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2024-02-04 07:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lenivtsyn.livejournal.com - Date: 2024-02-04 09:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2024-02-05 08:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lenivtsyn.livejournal.com - Date: 2024-02-05 01:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2024-02-05 02:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-04 01:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2024-02-04 07:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-04 08:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2024-02-04 09:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-05 11:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2024-02-05 02:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-05 02:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-04 01:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lenivtsyn.livejournal.com - Date: 2024-02-04 01:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-04 01:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lenivtsyn.livejournal.com - Date: 2024-02-04 04:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-04 05:38 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-02-01 04:38 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com

Да, я люблю Пушкина. И даже его прозу, включая публицистическую, больше стихов. В нынешнее время он, чувствую, был бы популярным ютубером. Даже порой ругаю себя за то, что других писателей и поэтов знаю намного хуже и перечитываю реже. Любить Пушкина кажется банальностью. С комментариями к «Евгению Онегину» кто только ни носился.

Date: 2024-02-01 12:46 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"В нынешнее время он, чувствую, был бы популярным ютубером"

Да, это несомненно :) А в его время соц. сетями служили альбомы:

Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,
Что все подружки измарали
С конца, с начала и кругом.
Сюда, назло правописанью,
Стихи без меры, по преданью
В знак дружбы верной внесены,
Уменьшены, продолжены.
На первом листике встречаешь
Qu'écrirez-vous sur ces tablettes,
И подпись: t. à v. Annette;
А на последнем прочитаешь:
«Кто любит более тебя,
Пусть пишет далее меня».

Тут непременно вы найдете
Два сердца, факел и цветки;
Тут верно клятвы вы прочтете
В любви до гробовой доски;
Какой-нибудь пиит армейский
Тут подмахнул стишок злодейский.
В такой альбом, мои друзья,
Признаться, рад писать и я,
Уверен будучи душою,
Что всякий мой усердный вздор
Заслужит благосклонный взор
И что потом с улыбкой злою
Не станут важно разбирать,
Остро иль нет я мог соврать.

Но вы, разрозненные томы
Из библиотеки чертей,
Великолепные альбомы,
Мученье модных рифмачей,
Вы, украшенные проворно
Толстого кистью чудотворной
Иль Баратынского пером,
Пускай сожжет вас божий гром!
Когда блистательная дама
Мне свой in-quarto подает,
И дрожь и злость меня берет,
И шевелится эпиграмма
Во глубине моей души,
А мадригалы им пиши!

:)

Date: 2024-02-01 09:15 pm (UTC)
From: [identity profile] blacksquare0.livejournal.com
У меня нет сил читать все комменты, но, да простят меня филологи за дилетантские рассуждения, мне кажется, что Пушкин "в одно лицо" создал русский язык, каким мы его знаем и любим. Поэтому его слог как бы идеален по определению -- потому что именно его мы и понимаем под русским языком (прошу прощения, что опять рассуждаю как математик, вводя абстрактные определения :). Честно говоря, я не уверена, что с точки зрения смыслов и даже образов его стихи так уж необыкновенны. Но _звучат_ они идеально, лучше звучащих стихов на русском нет и не будет -- в силу всё того же "Пушкин и русский язык -- близнецы-братья". И поэтому же я "не верю" в переводы Пушкина: перевести можно смыслы и образы, но нельзя перевести звучание.

Date: 2024-02-01 09:43 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Пушкин "в одно лицо" создал русский язык"

Да, некоторые другие комментаторы тоже настаивают на этом. Сама я, однако, не так уж в этом уверена - я опасаюсь, что тут проявляется некая "ошибка выжившего": благодаря, в первую очередь, школьной программе, текстов Пушкина мы знаем гораздо больше, чем текстов любого из его современников и близких предшественников, и потому нам кажется, что вся заслуга создания русского литературного языка принадлежит именно ему. Но гениев-одиночек не бывает: если гений - это гребень волны, то сама волна складывается из усилий многих, без которых никакого гребня бы не было.

А какие произведения П. у Вас самые любимые?

(no subject)

From: [identity profile] blacksquare0.livejournal.com - Date: 2024-02-02 11:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-02 12:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] blacksquare0.livejournal.com - Date: 2024-02-02 01:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-02 01:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] blacksquare0.livejournal.com - Date: 2024-02-02 01:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2024-02-04 07:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-04 01:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2024-02-04 04:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-04 04:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2024-02-04 09:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-04 09:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2024-02-04 05:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2024-02-04 09:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2024-02-04 10:22 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-02-08 10:44 am (UTC)
From: [identity profile] amado.livejournal.com
А расскажите, любите ли вы Пушкина так, как люблю его я? :)
Я — люблю Пушкина. Никогда не раздражалась на его культ. Уж всяко лучше, чем культ Ленина, или 50 лет революции. Ох, помню этот ужас ежедневный по радио.
Чем дольше живу, тем больше удивляюсь, что для меня, для моего уровня, м.б., он сказал обо всём. Я очень люблю читать и читала много всю жизнь и разбираюсь в литературе. У меня вызывает восторг стиль писателя. Кумиры: Толстой с его многословием, в которое ныряешь, как в море; Достоевский с его препарированием тайников души; Набоков, Платонов, Шергин, да много. Но Пушкин... Его проза — как воздух. Или вот недавно смотрела видео с Барышниковым и невольно подумалось: Барышников — Пушкин танца. Не видно труда, один совершенный полёт.
Я — Пушкина люблю, это для меня счастье, что он есть.

Date: 2024-02-08 11:56 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Толстой с его многословием, в которое ныряешь, как в море; Достоевский с его препарированием тайников души"

О, интересно, что Вам нравятся и Толстой, и Достоевский! А вот когда мы "проходили" этих писателей в школе, то быстро выяснилось, что класс распался на две половины, поклонников Толстого и поклонников Достоевского, и наша учительница даже разрешила нам писать сочинение только по одному из них, тому, кто больше нравился :) А что же, у Вас есть какие-то самые любимые произведения у этих писателей, и если да, то какие?

Что же касается Барышникова, то он - еще и очень неплохой драматический актер, я видела несколько фильмов с его участием не в качестве балетного танцора. А вот Рудольф Нуреев - увы, нет, и очень жаль: мне казалось, что его необыкновенно выразительное лицо должно было бы обеспечить ему кинокарьеру, но нет - он совсем плох в кино, увы.

(no subject)

From: [identity profile] amado.livejournal.com - Date: 2024-02-08 01:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-08 09:29 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-02-08 10:45 am (UTC)
From: [identity profile] amado.livejournal.com
Как хорошо, что вы есть в моей ленте!

Date: 2024-02-08 11:57 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо на добром слове - я стараюсь :)

Date: 2024-02-08 10:34 pm (UTC)
From: [identity profile] serge no (from livejournal.com)

Листая старые фотографии, увидел иллюстрацию к тому, как советская власть лепила Пушкина. :) Оставлю здесь.


Image

Date: 2024-02-08 11:33 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Это, что ли, на колокольню еще не взорванного Страстного монастыря налеплено?

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2024-02-08 11:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-08 11:51 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-02-09 04:19 am (UTC)
From: [identity profile] amado.livejournal.com

Почитала по ссылке Ваш пост об "АК" и потом почитала обсуждение этого поста в "что читать". Хорошо, что я только что выпила утреннюю чашку кофе итнастроение у меня любовное к всему миру))
Образ Анны я воспринимаю совершенно иначе, чем Вы. Я ПОНИМАЮ её страсть к Вронскому, понимаю, как она есть её изнутри и выходит на первый план, а любовь к детям пока чуть позади.
Но это неважно, великое произведение потому и великое, что неоднозначное, что каждый находит там своё.
Но я порадовалась, что не состою в "чч". Вступила было, но быстро убежала и слава богу .
Меня всегда удивляет, что люди обсуждают не книгу, не то, КАК она написана, а поступки героев. Почему аот она делала так, а не иначе?! Это неправильно она должна делать иначе!
Но герой такой. Он так задуман автором. И если мне интересно читать книгу, то меня волнует, как это сделано...
Спасибо, что я не читала обсуждение "Лолиты", если оно было. Могу представить накал морализаторства.

Date: 2024-02-09 11:14 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Я ПОНИМАЮ её страсть к Вронскому, понимаю, как она ест её изнутри и выходит на первый план, а любовь к детям пока чуть позади"

Да, из текста романа очевидно, что это так. Меня удивляет не это само по себе, а то, что читатели - начиная с литературных критиков и кончая учителями в школе - прославляют ее как образец материнства. Одна знаменитая врубелевская иллюстрация чего стоит!

Image


Мне же в этом романе самым интересным показалась не история Анны со всеми ее страстями (в конце концов, таких страстей полно и в других романах), а история того, как Левин пытался обучить своих крестьян новым приемам сельского хозяйства. Он им сказал, давайте сделаем по-моему и посмотрим, не выйдет ли лучше? Нехотя, они сделали и таки вышло лучше. Он их спрашивает, ну что, будете теперь делать так? А они, нет, не будем. Почему? А потому что наши предки так не делали. И чувствуется, что автор взял это из личного опыта.

А в сообществе "что_читать" я тоже давно разочаровалась - уровень обсуждений там оставляет желать лучшего :(

Date: 2024-02-18 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] ablertus.livejournal.com
Я не люблю поэзию Пушкина. Как не "люблю" музыку Баха или статуи Микеланджело. Ибо любовь - это не та эмоция, которую я испытываю, читая эти строки:

И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.

Тут не любовь, а смирение и трепет пред ликом Космоса. И осознание собственной бренности и ничтожества.

https://www.youtube.com/watch?v=rwanD-euW6Q

А любовная лирика его никогда не трогала - слишком он был успешен в любви, слишком легок и вальяжен. Другое дела "Лиличка" Владимира Владимировича - вот это действительно про рок!

https://www.youtube.com/watch?v=1fY9Hx4uDu8
Edited Date: 2024-02-18 10:01 pm (UTC)

Date: 2024-02-19 12:06 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Тут не любовь, а смирение и трепет пред ликом Космоса"

Согласна, слово "любовь" тут не слишком уместно.

""Лиличка" Владимира Владимировича - вот это действительно про рок!"

Да, я знаю людей, на которых это так же сильно действует, но сама я, увы, к Маяковскому отношусь настороженно (https://egovoru.livejournal.com/108539.html).

(no subject)

From: [identity profile] ablertus.livejournal.com - Date: 2024-02-19 07:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-19 02:37 pm (UTC) - Expand

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 03:48 pm
Powered by Dreamwidth Studios