egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Наше время трудно отнести к тем редким периодам истории, когда людям кажется, что завтра будет лучше, чем вчера. Тем не менее, в канун нового года очень хочется, чтобы надежда восторжествовала над опытом. Так что – с наступающим, дорогие читатели!


Некоторые журналы на этой платформе заслуживают гораздо большего внимания, чем получают. Сегодня я хочу представить вам три таких в качестве новогоднего подарка: [livejournal.com profile] a_fixx, [livejournal.com profile] olnigami и [livejournal.com profile] smolensky (в алфавитном порядке). Первый из них характеризует свой журнал как «частные рассуждения о литературе, кино, философии, королях и капусте», и то же можно сказать и о двух других. Но о чем бы ни писали эти авторы, читать их всегда интересно!


Борис Кустодиев «Елочный торг» 1918
(Краснодарский музей им. Ф.А. Коваленко, фото с сайта Arthive)

Год создания этой картины выглядит невероятно. А ведь в том же году Кустодиев написал и знаменитую «Купчиху за чаем»! «Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной», вспоминает Кустодиева Шаляпин. Давайте брать пример с этого художника!

Date: 2023-12-31 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Искусство (https://www.livejournal.com/category/iskusstvo?utm_source=frank_comment), История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment), Культура (https://www.livejournal.com/category/kultura?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2023-12-31 01:06 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
С Новым годом, Фрэнк!

Date: 2023-12-31 02:04 pm (UTC)
From: [identity profile] a-fixx.livejournal.com

Вот так подарок, благодарю!) С наступающим Вас, и да, в роковые и тёмные времена пусть всё же находится место надежде, мысли, искусству и добру...

Date: 2023-12-31 02:07 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо, и Вас тоже с наступающим! Я и правда считаю, что Ваш блог заслуживает больше читателей! Творческих и всяческих успехов Вам в новом году!

Date: 2023-12-31 02:11 pm (UTC)
From: [identity profile] a-fixx.livejournal.com

Спасибо большое! Писать нужно регулярнее) И Вам успехов и всего наилучшего!

Date: 2023-12-31 02:13 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Писать нужно регулярнее"

Я пишу заранее, когда есть время, а потом загружаю отложенные посты с определенной датой выхода - эта система очень хорошо работает :)

Date: 2023-12-31 02:13 pm (UTC)
From: [identity profile] vl.livejournal.com
И вас с наступающим Новым годом! Всех благ вам и благодати.) Ваш блог тоже интересный и познавательный.

Date: 2023-12-31 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо на добром слове! И Вам всего наилучшего в новом году!

Date: 2023-12-31 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
С Новым годом! Рекомендованные вами журналы посмотрю.

Date: 2023-12-31 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо, и Вас тоже! Новых путешествий и новых рассказов о них!

Date: 2023-12-31 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
С наступающим!

Date: 2023-12-31 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо, и Вас тоже! Всего самого лучшего Вам и Вашему семейству в новом году!

Date: 2023-12-31 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] old-radist.livejournal.com
Хорошие :)) Беру всех, спасибо!

Date: 2023-12-31 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо и Вам, и с Новым годом!

Date: 2023-12-31 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

С Новым Годом! Вадима Смоленского знаю ещё по Японии, мы там немножко пересекались. Он прекрасно пишет. Очень рекомендую его "Записки гайдзина".

Date: 2023-12-31 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Вадима Смоленского знаю ещё по Японии"

Здорово, я не знала, что вы пересекались в Японии. "Записки" я, кажется, тоже прочла, и уж точно прочла книжку про Японию его друга, которую Вадим недавно рекомендовал и, кажется, редактировал. Он (Вадим) интересно пишет и на другие темы.

С наступающим тебя и все семейство!

Date: 2023-12-31 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо, тебя тоже с наступающим, пусть все будет хорошо!

Наше знакомство с Вадимом шапочное, пара общих русских парти, плюс я немножко помогала с организацией поездки БГ по Японии. Не будучи сама фанаткой, в их общение с БГ не лезла, а в основном занималась логистикой и билетами.

Date: 2023-12-31 05:33 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Всегда приятно убедиться в тесноте мира :)

Date: 2023-12-31 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] virginian.livejournal.com

С Наступающим, ничего хорошего от нового года не жду, поэтому желаю только здоровья.



P.S. Куда от него, опыта, денешься.


Date: 2023-12-31 06:22 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ну, были бы мы живы - а там, глядишь, будем и веселы! Спасибо, и с наступающим и Вас!

Date: 2024-01-01 12:42 am (UTC)
From: [identity profile] yoginka.livejournal.com
Спасибо! И Вас с Новым Годом!

Date: 2024-01-01 02:27 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо - и всего наилучшего в новом году!

Date: 2024-01-01 07:11 am (UTC)
From: [identity profile] 109.livejournal.com
С новым годом!

Date: 2024-01-01 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо, и Вас тоже! Всего наилучшего!

Date: 2024-01-01 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
С наступившим Вас!

С рекомендуемыми журналами ознакомлюсь, хотя одно из моих “новогодних обещаний” — поменьше сидеть в интернете и читать побольше книг :)

Скажите, а у Вас случайно никогда не было интереса к датам и хронологии? Меня вот в детстве, при в целом равнодушном отношении к математике, даты буквально завораживали. Вплоть до того, что одним из моих главных личных новогодний ритуалов было смотреть, какие юбилеи (круглые даты) выпадают на этот год, сколько лет исполняется разным историческим событиям и т. д. Еще я любил рисовать линии времени и считать хронологические интервалы. В том числе и в отношении будущего, например брал даты из научной фантастики, и считал, сколько лет осталось до описываемых событий, и какие даты выпадают, если отложить тот же временной промежуток назад.

В Германии есть такой проект, который мне очень подрался бы в детстве, если бы я об этом знал, Zeitpyramide (пирамида времени). В небольшом городке Вемдинг в Баварии в честь его 1200-летнего юбилея (793 год, отмечался в 1993 году) начали строить пирамиду, которая будет состоять из 120 блоков, которые будут устанавливаться каждые десять лет. Хотя с учетом ошибки на единицу строительство пирамиды займет не 1200, а 1190 лет, и завершится в 3183 году. Сейчас до окончания строительства остается 1159 лет. Если отложить этот же интервал назад, то получается 865 год. С тех пор мир изменился достаточно сильно. Интересно, как изменится за следующие 865 лет. Как, например, будет выглядеть “музей древних технологий”. Сколько вообще современных артефактов “доживут” до того времени. Сохранится ли в мире, например, хоть один экземпляр паровоза, гоночного автомобиля Формулы-1 и самолета-истребителя :)

С другой стороны, по сравнению со временем аграрной революции, не говоря уж о времени существования Homo sapiens, интервал в 865 лет — такая мелочь!

Вот такую “нумерологию” и такие фантазии я в детстве очень любил. Будоражило воображение. Особенно в момент смены года на календаре.

Date: 2024-01-01 12:19 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"у Вас случайно никогда не было интереса к датам и хронологии?"

У меня он и сейчас есть. Особенно мне нравится сопоставлять, что происходило в одно и то же время в разных частях планеты. При этом часто обнаруживается крайняя субъективность восприятия: например, Иван Третий (родился в 1440) и Колумб (родился в 1451) на самом-то деле были практически современниками, но первый субъективно воспринимается как глубокая древность, а второй - как живший сравнительно недавно, ведь правда?

А Zeitpyramide - замечательная идея!

Date: 2024-01-01 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
Да, целиком согласен. Я иногда в качестве упражнения рисую мысленную панораму мира по состоянию на какой-то определенный год — и при этом хорошо осознаю, насколько же фрагментарны мои познания мировой истории!

Что касается соотношения российской и европейской истории, то тут проблема еще в методике преподавания в школе, поскольку “всемирная” (на самом деле — очень традиционный евроцентричный канон) и отечественная история преподаются отдельно. Даже мне временами сложно осознавать, что Иван Грозный и Елизавета I — современники. Да и не только в личностях дело, в целом до Петра I эпохи сложно соотносить. И да, субъективно российская история кажется “древнее”.

Date: 2024-01-01 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"проблема еще в методике преподавания в школе"

Да, и на нее еще накладываются сведения, почерпнутые из художественной литературы. Понятно, что мы читаем гораздо больше английских и французских писателей, чем, например, турецких и китайских - и, соответственно, гораздо отчетливее представляем себе историю их стран. Интересно, проводились ли какие-то эксперименты по преподаванию истории, так сказать, "горизонтально", а не "вертикально"? То есть, рассмотрение состояний мира по эпохам? Если нет, то, мне кажется, надо бы это попробовать!

Date: 2024-01-01 01:52 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
Бродель написал “Грамматику цивилизаций” как раз как альтернативный школьный учебник истории, отходящий от евроцентричнлного канона. Но, мне кажется, как раз в роли школьного учебника эта книга никогда не использовалась. Начать с того, что во Франции с ее крайней степенью централизации школьного образования, где все учатся по единым учебникам и программам (по крайней мере раньше так было — слышал, что какой-то французский министр образования с гордостью говорил в парламенте, что “именно в этот момент все ученики восьмых классов по всей Франции пишут одно и то же сочинение” ну или что-то в этом духе) внедрение экспериментального учебника было бы крайне проблемным по институциональным причинам. К тому же книга все-таки оказалась “недетской” в смысле слишком сложной для школьников.

Date: 2024-01-01 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Бродель написал “Грамматику цивилизаций”"

Спасибо, не знала о такой книжке! Критики пишут, что он все же прослеживает историю разных цивилизаций одну за другой, а не все их как единую систему, но все равно такой взгляд с "птичьего полета" всегда интересен! Я читала подобную книжку Арнольда Тойнби, но она тоже - скорее параллельное рассмотрение выделяемых им цивилизаций, чем прослеживание общемировой динамики. Подозреваю, последнее - очень сложная задача для историка, просто по объему необходимой информации.

А Вам понравилась книжка Броделя?

Date: 2024-01-02 07:14 am (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
В целом неплохо, хотя видно, что все-таки писалось, как учебник. В общем, книжка неплохая, как учебник (скорее undergraduate, чем школьный).
Edited Date: 2024-01-02 10:43 am (UTC)

Date: 2024-01-02 01:28 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо, попробую почитать - судя по первой главе, вроде бы он неплохо пишет. Я в основном читаю англоязычных авторов (потому что могу читать их в оригинале, а других языков я не знаю в достаточной степени), так что мне будет интересно ознакомиться с французским.

Date: 2024-01-02 01:49 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
У французов была очень сильная историографическая школа (“Анналы”) в 30х-70х. Пожалуй, доминировавшая в мировом масштабе в это время. Начинали с социально-экономических тем (“первая школа Анналов”) потом пришли к менталитетам (“вторая школа Анналов”), в основном по позднему средневековью и раннему новому времени. Вот только на политическую историю у них была буквально аллергия. По тому же Броделю, политическая история — это не более, чем мелкая рябь на поверхности “длинных волн” истории. Во многом это была реакция на националистическую историю “королей и сражений” XIX века, конечно. Ко второй школе Анналов близки итальянские “микроисторики”.

Из самого известного и читабельного — “Монтайю, окситанская деревня” Эммануэля Ле Руа Ладюри. Из итальянской “микроистории” — “Сыр и черви” Карло Гинзбурга.
Edited Date: 2024-01-02 01:54 pm (UTC)

Date: 2024-01-02 02:04 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"У французов была очень сильная историографическая школа (“Анналы”) в 30х-70х"

Да, я знаю, что Бродель был представителем "Школы "Анналов"". Я с их идеями немного знакома по "Апологии истории" Марка Блока. Вот в этом посте (https://egovoru.livejournal.com/29832.html) я писала об этой книжке.

Date: 2024-01-01 03:07 pm (UTC)
From: [identity profile] tijd.livejournal.com


Кустодиев написал портрет Шаляпина в 1921. На следующий год Шаляпин покинул страну, чтобы больше никогда в нее не вернуться (его прах привезли в Москву из Парижа и перезахоронили в 1984).

Сообщение New York Times в январе 1922:

"Feodor Chaliapin, the Russian basso, is to sing one more performance of Boris Godunoff at the Metropolitan on Thursday evening, Jan. 12, it was announced last night, following an extension of his official leave in America, for which his managers recently cabled to the authorities of Soviet Russia."

Сообщение New York Times в августе 1922 (журналистский ляп: называют баритоном):

"MR. CHALIAPIN, formerly of the Soviet State Opera, Petrogard, and now of the Metropolitan, in tends in future to make his home in America. A telegram from the Russian baritone to The Daily Telegraph of London stated that he and his family had arrived safe and sound at Stettin direct from Petrograd.
He adds that his voice is in prime order and that he is in the highest spirits. After a short rest Chaliapin will sing in Norway and Sweden before coming to England. Here he make a prolonged tour in the Autumn, beginning in Septmeber, before going on to the United States of America."

Сообщение New York Times в декабре 1922:



Слова Реквиема, который Шаляпин пел в Карнеги Холл:

Under the wide and starry sky,
Dig the grave and let me lie.
Glad did I live and gladly die,
And I laid me down with a will.
This be the verse you grave for me:
Here he lies where he longed to be;
Home is the sailor, home from sea,
And the hunter home from the hill.
https://poets.org/poem/requiem

Пожелаем же друг другу в Новом году не столько доблести Кустодиева, сколько ума Шаляпина.

Date: 2024-01-01 05:33 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Все собираюсь прочесть шаляпинские мемуары, но пока руки не дошли - читала только замечательные воспоминания о нем Константина Коровина. (Коровин вообще - непревзойденный мемуарист, на мой взгляд). Честно сказать, у меня как-то нет ощущения, что Шаляпин был особенно церебральным человеком, склонным к рефлексии и анализу - мне кажется, он был силен скорее интуицией, разве нет?

На кустодиевском портрете мне особенно нравится собачка справа внизу :)

А стихи - это же эпитафия Стивенсона, я не знала, что она была положена на музыку! Мне она всегда казалась продолжением другого его знаменитого стихотворения:

Give to me the life I love,
Let the lave go by me,
Give the jolly heaven above
And the byway nigh me.
Bed in the bush with stars to see,
Bread I dip in the river -
There's the life for a man like me,
There's the life for ever.

Date: 2024-01-01 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] tijd.livejournal.com
воспоминания о нем Константина Коровина

Спасибо за рекомендацию. Коровин успел запечатлеть Шаляпина в том же 1921, а на следующий год уехал сам.



он был силен скорее интуицией

Это тоже ум, часто более важный, чем церебральность.

особенно нравится собачка

Да, собачка играет в картине большую роль - как и кот в другом известном произведении.



ПО ассоциации вспоминается замечательная роль Федора Шаляпина-младшего в фильме "Moonstruck".



другого его знаменитого стихотворения

Другое стихотворение изначально писалось, как песня, и было положено на музыку Ральфом Воан-Уильямсом.

Date: 2024-01-02 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А я даже и не знала, что сын Шаляпина был актером! "Moonstruck" я не видела, но он сыграл и у Кончаловского в "Ближнем круге", который я, правда, тоже не видела. Вайлю этот последний фильм не понравился, а Вам?

Что же касается стивенсонова стихотворения, то у этого исполнителя оно звучит как-то уж слишком героически, а мне кажется, там совсем другое настроение, сугубо созерцательное - как у Лермонтова в "Выхожу один я на дорогу", разве нет?

Date: 2024-01-02 10:29 pm (UTC)
From: [identity profile] tijd.livejournal.com
"Moonstruck" я не видела

Прекрасный фильм — добрый и романтический. Шаляпин-младший играет колоритного итальянского старика. По совпадению (вероятно неслучайному) опера занимает в сюжете важное место, и Метрополитен-опера в Нью-Йорке любовно показана.

последний фильм не понравился, а Вам?

Не смотрел.

совсем другое настроение, сугубо созерцательное

Да, пожалуй.

С детства помню стихотворение Стивенсона "Travel" — мы его учили на уроках английского: https://poets.org/poem/travel-0 Хорошо передает охоту к путешествиям.

Date: 2024-01-02 10:40 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Хорошо передает охоту к путешествиям"

Да, я тоже люблю это стихотворение - это большой мир в представлении ребенка :)

Но и в русской поэзии есть замечательные образцы передачи того же чувства:

Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран,
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман!

Тут даже игра слов, похожая на ту, что у Стивенсона: "стран - странным" (вместо "desert - deserted" :)

Date: 2024-01-03 12:32 am (UTC)
From: [identity profile] tijd.livejournal.com
Случайно на ноже карманном

Стихотворный размер у Блока более взрослый, а у Стивенсона детский.

Вспомнил, что школьное задание на английском было либо выучить стихотворение наизусть, либо перевести его. Я порадовал учительницу своим вольным переводом. Всех строчек не помню, но начиналось

Я хотел бы очутиться
Там, где песнь поют жар-птицы...

а заканчивалось

...Край там радостей и бед,
Там меня пока что нет.

Date: 2024-01-03 01:09 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"школьное задание на английском было либо выучить стихотворение наизусть, либо перевести его"

Похоже, Вам очень повезло с учительницей, раз она стимулировала подобные затеи!

А вот мы с моими учениками однажды взялись переводить не что-нибудь, а саму "Охоту на Снарка"! Сейчас, я знаю, какие-то переводы появились, а тогда их не было - или, во всяком случае, нам они были неизвестны. До конца мы, конечно, не осилили, и сразу отказались от попытки подобрать имена персонажей, начинающиеся на "Б", как в оригинале. Помню только самое начало:

- Подходящее место! - Звонарь закричал,
Был он весел, хитер и упрям.
Он команду, чтоб вниз не свалилась,
Держал, привязав волосами к волнам.

- Подходящее место, я вам говорю,
Что я трижды скажу, тому верь!
Я, пожалуй, еще экипаж просмотрю -
Храбрецы лишь нужны мне теперь!

Как видите, близость к оригиналу весьма умеренная, но по крайней мере размер выбран удачно!

Date: 2024-01-04 01:57 am (UTC)
From: [identity profile] tijd.livejournal.com
Да, в стихотворных переводах попасть в размер и настроение важнее буквальности.

Интересный случай — 50 переводов Jabberwocky https://www.maxima-library.com/new-books-2/b/554336?format=read

Date: 2024-01-04 10:24 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ого, какая замечательная коллекция! Особенно мне понравился Jabberwock как Убещур - по-моему, это отличная находка!

Date: 2024-01-01 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] lapot.livejournal.com
С Новым Годом!

Date: 2024-01-01 06:19 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо, и Вас! Всего самого лучшего!

Date: 2024-01-09 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com

спасибо за наводочку на авторов. Ознакомлюсь )

Date: 2024-01-09 01:17 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Надеюсь, не пожалеете!

Date: 2024-01-09 04:48 pm (UTC)
From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com

посмотри )

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 03:48 pm
Powered by Dreamwidth Studios