Предмет его рассуждений – природа физических законов, под которыми он понимает «базовые принципы, управляющие миром». А его следующее утверждение сразу выдает его образование – философское и математическое, но не естественно-научное, потому что он пишет: «Собрание таких законов можно считать аксиомами окончательной физической теории или теории всего». На мой взгляд, тут содержится сразу две фатальных ошибки: 1) то, что физическая теория может быть окончательной; 2) то, что все ее утверждения можно логически вывести из каких-то «аксиом». То есть, автор совершенно забывает о бесконечности познания и о том, что любые теории должны проверяться экспериментом (правда, через несколько страниц он спохватывается, но как-то нерешительно).
Как объясняет Чен, среди современных философов нет единого мнения о природе физических законов. Одна школа, представленная Дэвидом Льюисом, считает их только нашим описанием существующей реальности, Humean mosaic (говорят ли по-русски «Юмова мозаика»?), вторичным по отношению к ней. Ей противостоят те, кто считает, что законы таки управляют миром и потому более фундаментальны, чем «четырехмерное пространство-время, содержащее частицы и поля».
Сам автор причисляет себя к этим последним, а потому чувствует необходимость разъяснить, что же он понимает под «управлением». Многие – как, например, Тим Модлин – требуют от физических законов предсказания состояния Вселенной в последующий момент времени, исходя из ее состояния в предыдущий. Чен же предлагает изъять из фундаментальных законов понятие времени и понимать их просто как ограничения.
Есть философы, признающие, что физические законы управляют миром, но считающие их производными от чего-то еще более фундаментального. Платонисты (Чен перечисляет несколько имен) предлагают на эту роль универсалии – «повторяемые сущности, объясняющие истинное сходство объектов». Марк Ланге – контрафакты (в этом месте статьи Чена я перестала понимать, о чем идет речь, из-за нехватки философского образования). Наконец, аристотельянцы (еще несколько имен) вообще считают, что миром управляют не законы, а «потенции».
Помимо предсказания поведения Вселенной в будущем (и определения ее поведения в прошлом), законы предлагают объяснения – то есть, ответы на вопросы, начинающиеся с «почему?». Чен пишет, что, как правило, законы, позволяющие делать точные предсказания, предоставляют и объяснения – но не всегда, и в качестве контрпримера приводит, конечно, квантовую механику. Ее положения не годятся на роль физических законов, потому что они «разрозненны и не стыкуются подобающе с фундаментальной физической онтологией». Вопросом, а не представляют ли они собой еще более фундаментальную онтологию, чем та, с которой они не стыкуются, Чен не задается.
при выборе физических законов
Сама-то я разделяю представления Дэвида Льюиса из упомянутых Ченом и думаю, что законы природы – это просто наши модели мира, находящегося за пределами нашего сознания. А к какой школе вы принадлежите?
Спасибо уважаемому
sergepolar за ссылку на статью Чена!