egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Может быть, лучшее художественное описание Великой французской революции оставил нам Анатоль Франс в своем романе «Боги жаждут». Стоит посмотреть и фильм Анджея Вайды, где Дантона замечательно сыграл Жерар Депардье. Когда в 1880 году депутат Бенжамен Распай предложил приурочить национальный праздник ко дню взятия Бастилии, далеко не все пришли в восторг: якобинский террор мало чем отличался от большевистского. Тем не менее, дату утвердили – более того, восстановили в качестве государственного гимна «Марсельезу», принятую еще революционным Конвентом.


Через сто с лишним лет, в программе торжеств на Марсовом поле, ее с необыкновенным воодушевлением исполнила Мирей Матье. Почитайте комментарии под этим роликом: «Я бразилец... я австриец... я японец... я русский... я индус... я не понимаю французского, но у меня захватывает дух!». Качество видео – ниже плинтуса, но хорошо хоть такое сохранилось.


«Марсельеза», музыка и слова Клода Жозефа Руже де Лилля,
исполняет Мирей Матье в сопровождении хора и оркестра (1989)

Нельзя не вспомнить и лучшую кинематографическую «Марсельезу» из знаменитой «Касабланки». Среди упомянутых в титрах актеров этого голливудского фильма, вышедшего на экраны в 1942 году – только три американца, а остальные и почти вся массовка – беженцы из оккупированной нацистами Европы. Слезы на глазах француженки Мадлен Лебо – настоящие, а не предписанные сценарием.


Фрагмент фильма «Касабланка» (1942), режиссер Майкл Кертис (уроженец Будапешта Михай Кертес Каминер), в главных ролях Хамфри Богарт,
Ингрид Бергман и Пол (Пауль) Хенрейд

А среди вас ведь есть и такие, кто долго жил (живет) во Франции. Расскажите, пожалуйста, как сегодняшние французы относятся к событиям Великой французской революции? А то мой французский, увы – на уровне Кисы Воробьянинова, так что я даже почитать об этом не могу :(

Page 1 of 13 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] >>

Date: 2023-07-14 02:02 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment), Кино (https://www.livejournal.com/category/kino?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2023-07-14 02:05 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Верно, Фрэнк - но, конечно, еще и "Музыка"!

Date: 2023-07-14 02:20 pm (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
Где взятие Бастилии и где якобинский террор?

Date: 2023-07-14 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] jeteraconte.livejournal.com
Смерть буржуям!

Date: 2023-07-14 02:50 pm (UTC)
From: [identity profile] firanx.livejournal.com
Чуть дальше, чем февральская революция и большевистский, зато с более выраженной преемственностью, разве нет?

Впрочем, согласен, что создатели механизма перехода власти отвечают за тех, кто им позже воспользовался, не в большей степени, чем могут предсказать последствия.
Edited Date: 2023-07-14 03:00 pm (UTC)

Date: 2023-07-14 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] old-grumbler.livejournal.com
Замечательные записи, послушал с удовольствием, тем более что текст есть в переводе и даже немного знаком...
Но вот что интересно. Наблюдаю в ленте и не в ленте трогательное восторженное единение — все радуются по поводу дня взятия Бастилии :) Стихи пишут, тосты произносят, записи ставят, эт сетера, эт сетера!
Постороннему можно было бы подумать, что у нас тут 12 июня, или какой другой эрефянский национальный праздник.
Меж тем, 7 ноября — ваще ничего такого нет уже много лет. Хотя, казалось бы, при всех недостатках и достатках, уж свою-то революцию — точно побольше поводов праздновать...
Ну что тут можно сказать? Пресловутое "низкопоклонство перед западом" — наша очень древняя национальная традиция, продолжим же её и далее, нельзя отрываться от корней :)

Date: 2023-07-14 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] prosto-vitjok.livejournal.com
Французы разные бывают.

Date: 2023-07-14 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Не про революцию, зато с натуры.

У сестры жены был бойфренд-француз по месту рождения и паспорту, а на самом деле баск, очень интересовался историей и политологией. А отец его герлфренды (сестры жены и жены) — заядлый спорщик и тоже любит социально-поолитическую тематику. И как-то они за столом заспорили про демократию и мой тесть попрекнул французика беспорядками в Париже, типа — и это ваша хваленая демократия?
Пьер в ответ: «Саша, ты вот знаешь, что такое стрела? (разговор шел на английском, где Пьер был лучший) Так вот, у стрелы-истории есть наконечник, и этот наконечник — демократия. А острие наконечника это Франция! Мы прокладываем всем путь и этот путь не усыпан розами…»

Правда, обычно греки попрекают всех умников, которые им пеняют на их склонность к болтовне, а не деланию: «Когда весь мир еще с деревьев не спустился мы уже оттачивали наши речи в условиях демократии!»

Date: 2023-07-14 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] firanx.livejournal.com
Видите ли, 7 ноября это не свержение омерзительного бесчеловечного царского режима, а приход к власти небольшой преступной группировки, которая немедленно подтерлась волей народа и быстро создала еще на порядок более омерзительный и бесчеловечный режим. Отмечать тут что-то могут только жертвы пропаганды или те, для кого в омерзительной бесчеловечности весь цимес. Как недавно написал по другому поводу avva, уебки и слабоумные.

Date: 2023-07-14 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Наш семейный вклад во французский патриотизм это театральный спектакль нашего "русского клуба" по пьесе Ростана "Орлёнок", где актёры хором пели Марсельезу. У меня где-то есть видео, где наше семейство идет вдоль ручья Аругот в Эйн Геди, и дети во всю глотку распевают Марсельезу.

Date: 2023-07-14 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] maiorova.livejournal.com

Я, кстати, была очень удивлена, что Вадим Делоне — потомок растерзанного в тот день коменданта Бастилии. Точнее, его брата.

Date: 2023-07-14 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Бастилию не брал, но осуждаю!

Date: 2023-07-14 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] old-grumbler.livejournal.com
Абсолютно (хи-хи) с вами согласен насчёт преступной группировки и т.п.
Но цимес (как вы изволили заметить) ситуации в том, что наша революция принципиально от французской ничем не отличалась (тем не менее — французскую празднуют, нашу нет).
Соответственно, уёбками и слабоумными вы назвали всех, кто сегодня размещает праздничные записи, пишет стихи, возглашает тосты и так далее.
В том числе, например, уважаемую автора этого жж.
И да, предвосхищая ваш порыв — в этом месте разговора от вас должна стремительно вылезать картинка вы-не-понимаете-это-другое.jpg (в стиле заставки киностудии "20 век Фокс").
Избавлю вас от поисков, вот она:

Date: 2023-07-14 06:21 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, между этими событиями прошло четыре года, но все же они были разными этапами одного и того же процесса, разве нет?

Надо сказать, у Анатоля Франса это замечательно описано - как лавина пошла, и ее уже было не остановить. В детстве я с увлечением читала Гюго, и его "93-й год" - тоже, конечно, хорошая книжка о тех временах, но Франс показался мне как-то глубже. Впрочем, Гюго я читала совсем девочкой, а Франса - уже старшеклассницей, так что, может, у Гюго я просто ничего не поняла. А Вам какие книги о Великой французской революции запомнились?

Date: 2023-07-14 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ну, "Марсельеза"-то как раз не призывает резать буржуев. Строго говоря, это песня не революционная, а военная: это призыв на борьбу с внешним врагом, угрожающим Родине. Слова там очень похожи на нашу "Вставай, страна огромная":

Слышите ли вы в своих деревнях
Рев кровожадных солдат?
Они идут прямо к вам,
Чтоб резать ваших сынов, ваших подруг!

<...>

Что эти чужеземные когорты
Сделали б законом для нас!
Кого эти руки наемников
Сразили б? Наших отважных воинов!

Date: 2023-07-14 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"в ленте и не в ленте трогательное восторженное единение — все радуются по поводу дня взятия Бастилии"

Я думаю, популярности "Марсельезы" весьма способствует то, что во время Второй мировой войны она была гимном французского Сопротивления нацистам - что, собственно, и отражено в "Касабланке".

"7 ноября — ваще ничего такого нет уже много лет. Хотя, казалось бы, при всех недостатках и достатках, уж свою-то революцию — точно побольше поводов праздновать"

Вот потому мне и было бы интересно послушать живущих во Франции - как там воспринимают революцию сегодня? Насколько я понимаю, вполне положительно: во всяком случае, Франция до сих пор остается республикой. Что же касается русской революции, то, я думаю, время ее трезвой оценки еще придет.

Date: 2023-07-14 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] firanx.livejournal.com
Принципиально отличались, как минимум, количеством жертв. Даже с поправкой на выросшее население.

Ну и другая принципиальная разница: празднуя ВФР, можно отмечать не только и не столько будущий приход к власти Робеспьеров с Наполеонами, но и падение ль'ансьен режим. Точка зрения, что это было позитивным достижением (хоть за него и пришлось дороговато заплатить), мне достаточно близка. А 7 ноября как аналогия не работает, потому что с тем ансьен режимом более или менее разделались несколькими месяцами раньше.

Date: 2023-07-14 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Очевидцы не случайно сравнивают революции со стихийными явлениями типа землетрясений: я думаю, и предсказывать, и направлять ход таких процессов очень трудно.

Date: 2023-07-14 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
В смысле, Дантон - это не то же самое, что Робеспьер?

Date: 2023-07-14 06:44 pm (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
Дело же не в годах по календарю.

И где в "Боги жаждут" описание того, как лавина пошла? Там же вроде как действие уже при якобинской диктатуре начинается.

Date: 2023-07-14 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"у стрелы-истории есть наконечник, и этот наконечник — демократия. А острие наконечника это Франция!"

Я тоже некоторое время так думала, пока не осознала, что вообще-то Великая французская революция была не раньше, а позже Американской (1765-1783). Отчасти тому виной то, что в наших учебниках эти последние события почему-то не называют революцией, хотя потомки их участников используют именно это слово. И действительно: отделившиеся колонии не пригласили ведь к себе какого-то другого короля, а создали государство совершенно нового типа. А если учесть, что первым послом новорожденных США во Франции (1779-1785) был не кто иной как Бен Франклин, один из их отцов-основателей, то преемственость становится очевидной.

Date: 2023-07-14 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
Мне еще запомнилась "Повесть о двух городах".

Date: 2023-07-14 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Эту пьесу вроде бы очень любила Цветаева, но я, к своему стыду, так ее и не прочла :( Зато вот ростановский "Сирано" мне очень нравится!

Date: 2023-07-14 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] swamp-lynx.livejournal.com
К большевикам в России сложное отношение, а вот к февралистам однозначное - ничтожества.

Date: 2023-07-14 06:53 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Все же в целом американская была национально-освободительной.
Хотя, конечно, я сам могу придумать обоснование назвать так французскую революцию, а именно:
нации возникают тогда, когда отмирает верность короне, и требуется новая идея, скрепа и объект служения для населения территории.

Ну и (про Франклина) общие социально-политические идеи не рождаются в каких-то конкретных головах, они там поселяются из окружающей атмосферы.
Edited Date: 2023-07-14 06:59 pm (UTC)
Page 1 of 13 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 11:55 pm
Powered by Dreamwidth Studios