egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Нынешнее состояние школьного образования кажется мне плачевным. Построение системы знания подменяется требованием запоминания бессмысленного набора никак не стыкующихся друг с другом фактов. В таком объеме, что у детей не остается времени ни на что, кроме выполнения механических домашних заданий – ни на какую самостоятельную активность, выявление собственных интересов и отыскание своего места в жизни, что, разумеется, приводит к задержке личностного развития. Это явление носит глобальный характер, а не ограничивается рамками одной страны, так что и причины у него должны быть самые глобальные.


Может, такое положение дел – просто-напросто психологическая реакция человечества на резкое увеличение доступности информации? Нечто вроде эпидемии ожирения в развитых странах, вызванной наступившим изобилием пищи? Нам кажется, что, раз теперь стало так легко узнать все это, то необходимо внести все это и в школьную программу. Если так, то скорее бы уж прошла эта «информационная эйфория», и наступило понимание, что слишком много духовной пищи, как и пищи физической – не обязательно полезно!


Иллюстрация Анатолия Елисеева из издания 2015 года

Page 1 of 12 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] >>

Date: 2023-05-17 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Образование (https://www.livejournal.com/category/obrazovanie?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2023-05-17 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Правильно, Фрэнк!

Date: 2023-05-17 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com
Образовательные программы ведь по большей части составляются не теми, кто посвящает значительную часть своего времени выявлению собственных интересов и отысканию своего места в жизни, — а людьми, хорошо умеющими выполнять задания и следовать инструкциям. Соответственно, именно это умение они в учениках и развивают
Edited Date: 2023-05-17 03:35 pm (UTC)

Date: 2023-05-17 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] vadperez.livejournal.com
дак все заточено под дальнейшую конкуренцию - место под солнцем. кто быстрее подготовится и и наиболее быстро будет знать тот получит наибольшее преимущество в современно устроенной жизни

Date: 2023-05-17 04:00 pm (UTC)
From: [identity profile] jackclubs2.livejournal.com

У меня есть однозначное мнение по этому поводу. Это средство выросшей отчётности в рамках массовой школы и экономии на образовании — опять-таки в рамках массовой школы. В результате происходит погоня за формальными показателями максимально дешевым для получения этих показателей способом.

Date: 2023-05-17 04:18 pm (UTC)
From: [identity profile] cheralpa.livejournal.com
У нас, увы, все именно так. В соседней Финляндии, я слышал, совсем по-другому.

Date: 2023-05-17 04:22 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com

Наверное, есть какие-то более продвинутые школы, гимназии, лицеи, где все не так плохо? Тогда дело за тем, чтобы распространить их опыт повсеместно.

Date: 2023-05-17 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] tan-y.livejournal.com
нам финны тоже соседи, только с другой стороны, и у нас еще хуже, чем у вас.

Date: 2023-05-17 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] tan-y.livejournal.com
Это следствие введения дигитальных инструментов, компьютеризации. Неумелой.

Date: 2023-05-17 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] Алексей Орлов (from livejournal.com)
>> Построение системы знания подменяется требованием запоминания бессмысленного набора никак не стыкующихся друг с другом фактов.

Другого не припоминаю, хотя учился давно.

Помнится, читал у одного русского американца, занимающегося любопытным делом: переподготовкой разных магистров на медицинские и околомедицинские специальности. В США такое, оказывается есть. Он пишет, что успеваемость курсанта нетрудно предсказать: если в анамнезе математика или несколько языков, все будет хорошо. Если нет, уж как получится.

Выходит, все, кроме языков и математики, пустая трата времени и нервов как учителей, так и школьников. А "информация" - это куча мусора. В которой можно порыться, но потом, и если правда надо.

Date: 2023-05-17 04:48 pm (UTC)
From: [identity profile] Алексей Орлов (from livejournal.com)
Очень похоже на правду.

Date: 2023-05-17 04:53 pm (UTC)
From: [identity profile] mynine.livejournal.com
ЕМНИП, лет семьдесят назад ровно то же самое про плачевное состояние нынешнего образования писал Карл Поппер )) И удивлялся что несмотря на всю эту бессмысленную зубрежку нестыкующихся фактов таки появляются очень грамотные научные работники и специалисты.

Date: 2023-05-17 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Это зависит только от системы образования. Наша была такой, поэтому мы часто пеняем, например, американской школе, что она ничему не учит. Хотя она учит, но другому.

Date: 2023-05-17 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Наоборот — следствие той системы знания, где энциклопедичность возведена в ранг ума вообще.

Date: 2023-05-17 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] ald1976.livejournal.com
Может тут все наоборот работает - сигналом является не наличие успехов в математике и языках, а их отсутствие.

Проблемы с математикой идут рука об руку с низким [очень низким - школьные требования более чем скромны] интеллектом.
Проблемы с языками - прокси для плохой памяти и/или лени.

Date: 2023-05-17 08:45 pm (UTC)
From: [identity profile] alaric-.livejournal.com

Мне кажется, что одна из главных проблем: это проблема цели. В смысле, с моей точки зрения. подавляющее количество участников образовательного процесса (учителя, ученики, родители, методисты) вряд ли смогут нормально объяснить, а ради чего вообще нужно это образование? А если непонятно, ради чего это всё, то как узнать, что оно должно включать, а что не должно, и почему?


Несколько лет назад я читал книгу Александра Мурашева "Другая школа". Автор ездил по разным новаторским школам (большей частью в северной Европе) и описывал увиденное (без какой-либо систематизации). И он там приводит слова одного датского учителя (из довольно неплохой, как я понимаю, школы). Мол, те люди, которые сейчас идут в школу, начнут работать где-то в 30-х годах. Мы вообще хоть сколько-нибудь понимаем, что им будет нужно в 30-х годах? (Цитирую по памяти, поэтому могу ошибаться.)


С моей точки зрения, мир меняется слишком быстро, а система образования слишком неповоротлива и нет каких-то очевидных способов это исправить.

Date: 2023-05-17 09:18 pm (UTC)
From: [identity profile] serge no (from livejournal.com)

А если бы понимали, что будет нужно в 30-х годах, то тут же стали бы этому в школе учить? Неадекватные какие-то; видать, профессиональная деформация у людей, как это часто водится.Чему бы они, интересно, хотели учить 10 лет назад, если бы знали нынешнее положение дел?

Date: 2023-05-18 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А как сделать так, чтобы образовательные программы составлялись теми, кто нужно? И кто - в идеале - должен их составлять, по-Вашему?

Date: 2023-05-18 12:30 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ну, конкурировать-то можно не только в механическом накоплении фактических знаний, а, например, в решении задач?

Date: 2023-05-18 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, этим можно объяснить, например, повсеместное использование компьютерных тестов и вообще разнообразных multiple choice questions для оценки знаний учеников. Но зачем перегружать программу фактическими сведениями-то?

Date: 2023-05-18 12:39 pm (UTC)
From: [identity profile] jackclubs2.livejournal.com

Потому что есть давление на "осовременивание" обучения. А пересматривать программу глубоко — это тяжелая работа (искать логические связи, что нужно, что нет, и проч.)

Date: 2023-05-18 12:41 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Насколько я знаю, финская система образования считается одной из лучших в мире, по крайней мере в области обучения математике и естественным наукам. Вот здесь (https://www.weforum.org/agenda/2018/09/10-reasons-why-finlands-education-system-is-the-best-in-the-world?DAG=3&gclid=EAIaIQobChMI_7yc_-_-_gIVABetBh0TdwGtEAAYAyAAEgKxQvD_BwE) пишут, что среди ключевых слагаемых этого успеха можно назвать такие, как отказ от стандартизованных тестов для контроля знаний учащихся, отказ от градации достижений учеников и самих школ (не знаю, означает ли это полный отказ от выставления оценок?), малый объем домашних заданий (по сравнению с американскими школами). А Вы что думаете об этих особенностях?

Date: 2023-05-18 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, конечно, во всех странах есть какие-то экспериментальные школы для способных или просто особенно мотивированных детей. Но распространить их модель на все школы вряд ли возможно, ведь не все дети одинаково мотивированы?

Date: 2023-05-18 12:45 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А в чем именно выражается это "еще хуже" - детей еше больше загружают механической зубрежкой? В статье по ссылке из предыдущего комментария пишут, что вроде у финнов задают меньше домашних заданий (правда, там сравнивают с американцами).

Date: 2023-05-18 12:47 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Как ни крути, а мы сегодня живем в сильно компьютеризированном мире, так что обойтись без обучения детей обращению с компьютерами вряд ли можно обойтись, разве не так? Или Вы имеете в виду что-то другое?
Page 1 of 12 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 15th, 2026 02:02 am
Powered by Dreamwidth Studios