egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Консервативная идеология может базироваться на двух разных интуициях – настолько разных, что стоило бы придумать для них разные термины.


Смысл одной отлично передает арабская пословица, услышанная мной от марокканского коллеги: «Покупая новую обувь, не спеши выбрасывать старую». Общественные институты создаются веками и даже тысячелетиями, а разрушить их можно в одночасье, так что стоит очень хорошо подумать, прежде чем решаться на такое.

Другая же интуиция состоит не в сохранении того, что есть, а в восстановлении того, чего уже нет, но было когда-то – обычно того, что субъект видел в своем детстве. Желание это понятно – в детстве и деревья были большими, но память наша ненадежна, да к тому же взгляд ребенка сильно отличается от взгляда взрослого. А уж если речь идет о временах до нашего рождения, то и подавно трудно понять, чтó они собой представляли на самом деле. В результате попытки войти второй раз в ту же реку обычно заканчиваются провалом. Много ли примеров успешной реставрации вы знаете?


Триумфальная арка в честь победы Константина над Максенцием
в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года

Page 1 of 7 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] >>

Date: 2023-04-05 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2023-04-05 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Первым делом вспоминается реставрация Стюартов в Британии. Система управления была реставрирована, да.
Edited Date: 2023-04-05 03:06 pm (UTC)

Date: 2023-04-05 04:00 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Идеология второго рода - это европейское Возрождение. Но его не принято относить к примерам торжества консерваторов.

Идеология Просвещения также относила в прошлое свой основной миф об общественном договоре. (Сейчас как раз с удовольствием перечитывать Радищева).

Ну и коммунисты в том же ряду, с их мифом "первобытного коммунизма".

Date: 2023-04-05 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] kotmira.livejournal.com

Коммунисты хотят не только возвращения в "первобытного коммунизма", скажем российские коммунисты это как правило люди которые хотят что бы было "как в ссср". То есть фактически они консерваторы, или даже реакционеры.

Date: 2023-04-05 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] kotmira.livejournal.com

> Консервативная идеология может базироваться на двух разных интуициях – настолько разных, что стоило бы придумать для них разные термины.


> Другая же интуиция состоит не в сохранении того, что есть, а в восстановлении того, чего уже нет, 


Такой термин есть — Реакционер.

Date: 2023-04-05 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] smol1.livejournal.com

Реставрация государства Израиль в 1948 году.

Date: 2023-04-05 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Ну зюгановцы - это сталинисты просто, их, наверно, правильней всего назвать реваншистами. Понятно, чего они хотят - массовых убийств.
Я-то имел в виду реальных коммунистов, вроде Дарьи Владимировны Полюдовой.

Date: 2023-04-05 09:31 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Интуиция, реституция,
Реставрация, конституция,
Периодика, рекламация,
Беспристрастная инновация.
Обувь новая, смена старая.
Под окном стою я с гитарою
Боль поэзии — ритм частушечный
Хулиганский, полузадушенный,
Интеллектом полупропитанный
Словно чувствами полузабытыми.
Вот и кончилось поколение
И не выжили даже гении.

Время тянется так стремительно
Что не вспомнится — всё пленительно.

Date: 2023-04-05 10:03 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Правильно, Фрэнк!

Date: 2023-04-05 10:18 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, формально Карл II стал королем, но ведь только после того, как подписал Бредскую декларацию:

"The Declaration of Breda (dated 4 April 1660) was a proclamation by Charles II of England in which he promised a general pardon for crimes committed during the English Civil War and the Interregnum for all those who recognized Charles as the lawful king; the retention by the current owners of property purchased during the same period; religious toleration; and the payment of arrears to members of the army, and that the army would be recommissioned into service under the crown. Further, regarding the two latter points, the parliament was given the authority to judge property disputes and responsibility for the payment of the army. The first three pledges were all subject to amendment by acts of parliament.[1]" (из Вики)

Иными словами, можно ли утверждать, что правление Карла II было точно таким же, как правление его убиенного папаши? Недостаточное знание истории не позволяет мне утверждать это с уверенностью, но похоже, что власть монарха, даже до Кромвеля ограниченная, после него еще уменьшилась?

То же можно сказать и о реставрации Бурбонов во Франции:

"Полное возвращение к старине было немыслимо. О восстановлении феодальных прав нельзя было и думать; даже вознаграждение эмигрантов за их потери не могло быть осуществлено в близком будущем, так как приходилось считаться с финансовыми затруднениями, созданными войной, уплатой контрибуции в 700 млн и содержанием иностранных оккупационных войск.

Немыслимо было отменить Кодекс Наполеона и другие кодексы, с которыми свыклось население; возможны были только частичные реформы, например отмена развода, осуществлённая министерством герцога Ришельё в мае 1816 года." (из Вики же)

Date: 2023-04-05 10:25 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Идеология второго рода - это европейское Возрождение"

Если Вы имеете в виду появление интереса к античности, то ведь оно затрагивало главным образом искусство и литературу; насколько я знаю, политический строй древних Афин никто реставрировать не собирался. Кроме того, когда, скажем, немецкий или голландский скульптор подражал греческим образцам, вряд ли это можно было бы назвать реставрацией - скорее заимствованием, ведь Греция - совсем другая страна, не Германия?

Date: 2023-04-05 10:31 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Конечно полной реставрации чего бы то ни было в истории невозможно, ведь отношения в обществе изменялись безвозвратно, и в новых условиях старое не могло существовать в той же форме.

А если взять доисторическую эпоху — ближе к биологии? Как говорят, человек возникал не один раз, соответственно, многое должно было повторяться. Реставрацией это, конечно, назвать нельзя.

Date: 2023-04-05 10:32 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ох, мне кажется, сегодняшний Израиль - да и тот, каким он был в 1948 - не имеют совсем никакого отношения к древнему Израильскому царству Давида и Соломона: слишком уж много времени прошло с тех пор, все изменилось.

Date: 2023-04-05 10:36 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Беспристрастная инновация"

Непрерывная?

Date: 2023-04-05 10:38 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Как говорят, человек возникал не один раз"

Впервые об этом слышу. Может, поясните, что имеется в виду? Гоминид разных вроде действительно было много, но большинство их эволюционных линий просто прекратились, так и не превратившись в собственно людей.

Date: 2023-04-05 11:02 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Скорее инфинитезимальная.

Date: 2023-04-05 11:11 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Согласно научпопу, который я иногда слушаю, находят орудия в разных временных слоях. Вроде были какие-то хомо, потом бац — пропали; на их место пришли другие, и снова начали делать орудия.

Date: 2023-04-05 11:20 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А, Вы под людьми имеете в виду всех из рода Homo (что, в принципе, правильно, потому что хомо - это и есть человек). Да, хом, действительно, всяких выделяют массу, включая эректуса, неандертальца и т.д., но я-то подумала именно о хомо сапиенс. А орудия-то и австралопитеки некоторые делали вроде.

Date: 2023-04-06 12:22 am (UTC)
From: [identity profile] tamgdenasnet.livejournal.com

«Кому это принадлежит? Тому, кто ушёл. Кому это будет принадлежать? Тому, кто придёт.»


Вы меня опередили :).


Date: 2023-04-06 12:36 am (UTC)
From: [identity profile] tamgdenasnet.livejournal.com

Начало династии Романовых было довольно успешной попыткой войти в ту же реку. Собственно, все практически смены династий, пока монархия была популярной. Потом та же история повторялась с республикой (Франция, Германия). Я надеюсь, и в России слово демократия опять перестанет быть ругательным. Только надо хорошо понимать, что из всех, вылезших тогда из своих углов, либералы не будут в большинстве.

Date: 2023-04-06 01:17 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
«Кому это принадлежит? Тому, кто ушёл. Кому это будет принадлежать? Тому, кто придёт.»

Да, это наш главный источник сведений о тех событиях :)

Я, правда, еще видела фильм (мини-сериал) с Руфусом Сьюэлом в главной роли Карла Второго. Не берусь судить об исторической достоверности, но образ получился яркий!

Date: 2023-04-06 01:19 am (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Я почти уже начал писать «сапиенсы», но вспомнил, с кем имею дело :))

Date: 2023-04-06 01:28 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Начало династии Романовых было довольно успешной попыткой войти в ту же реку"

А почему не правление Василия Шуйского? Тот ведь вообще был Рюрикович?

Date: 2023-04-06 01:39 am (UTC)
From: [identity profile] tamgdenasnet.livejournal.com

Ну, потому что попытка была неуспешной, прежде всего. Незря весь этот период называют Смутой.

Date: 2023-04-06 01:54 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, Василия быстро скинули. Получается, реставрацию можно различить только задним числом?
Page 1 of 7 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 04:01 pm
Powered by Dreamwidth Studios