Продвинулись ли мы с тех пор? Безусловно: сегодня мы можем взять у пациента клетки кожи, дедифференцировать их в стволовые клетки, а затем превратить стволовые клетки в органоиды – комплексные структуры, состоящие из тканей различных типов. Полагаю, и до выращивания в пробирке целой, скажем, почки осталось уже недолго – после чего отпадет и потребность в донорских органах.
Но открыли ли мы на этом пути какие-то новые «законы природы»? Нет, и таких открытий даже не предвидится. Можем ли мы сказать, что мы полностью выяснили механизмы морфогенеза? Тоже нет, и вряд ли когда-нибудь сможем, потому что накопление знания тут инкрементально – нет такого порога, пройдя который, мы сможем утереть пот со лба и сказать: уф, ну, наконец-то мы поняли морфогенез!
Возьмем другую область, наиболее щедро финансируемую сегодня: изучение высшей нервной деятельности (не скажу – сознания, потому что сознание вряд ли можно изучать отдельно от мышления, внимания, эмоций и т.д.). То же самое: не приходится ожидать, что мы когда-нибудь сформулируем свои знания в виде нескольких коротких утверждений, или что мы когда-нибудь сможем сказать, что вот, теперь мы знаем, как работает наш мозг. Незаметно мы дошли до такого этапа познания, когда прогресс в нем измеряется уже как-то иначе.
Я вижу тут определенную параллель с эволюцией наших представлений о развитии общества. Несколько последних веков были веками господства идеологий, и сегодня кое-кто тоскует по новой идеологии, которая позволила бы нам в очередной раз перевернуть Землю. A мне кажется, время идеологий проходит – чему нельзя не радоваться, принимая во внимание, куда нас завели некоторые из них.
фильм Jan van IJken (никогда прежде не встречала фамилии с двумя заглавными буквами, но на сайте автора тоже так :)