egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Стенания по поводу снижения рождаемости вызывают у меня недоумение. В животном мире число потомков обратно пропорционально родительскому вкладу в выращивание каждого: треска выметывает до пятнадцати миллионов икринок, а вот у воробьев, строящих гнезда и выкармливающих птенцов, не бывает больше десяти яиц. Стоит ли удивляться, что и в человеческом обществе рост благосостояния, позволяющий вкладывать больше средств в выращивание потомства, приводит к уменьшению числа детей? Не говоря уже о том, что общее население Земли пока что продолжает экспоненциально увеличиваться.


То, что это увеличение сосредоточено в самых бедных странах, в сочетании с постоянно возрастающими возможностями транспорта означает, конечно, неизбежность миграционных потоков из бедных стран в богатые. В этом нет ничего нового: в поисках лучшей доли люди отправлялись в путь с доисторических времен. Но внезапные массовые «переселения народов» нередко приводили к политическим карастрофам, разрушая хрупкие локальные очаги цивилизации.

Можно ли что-то сделать, чтобы предотвратить разрушение? Я задумалась об этом, читая книжку Уильяма Истерли, много лет проработавшего советником Всемирного банка по глобальному развитию. В ней он критикует организацию западной помощи развивающимся странам, но меня заинтересовали сами цели этой помощи. Истерли упоминает, что выдаваемые займы иногда сопровождаются условием, что полученные деньги могут быть потрачены только на покупку товаров страны, их выдавшей. В других случаях от руководства стран-реципиентов требуют определенных политических действий, типа поддержки страны-донора при голосовании в ООН.

Мне же думается, главной целью выделения средств для помощи бедным странам могло бы стать именно предотвращение потенциально разрушительной массовой миграции. Правда, по сравнению с текущими нуждами собственной страны эта опасность кажется слишком отдаленной, чтобы мотивировать правительства выделять на это средства. В эффективность же каких-то оградительных мер я не верю, и надежда отсидеться за забором кажется мне чрезвычайно наивной.

У нас уже достаточно исторического опыта, чтобы убедиться, что никакие этнические факторы не ограничивают возможности человека. Профессия научного работника дает в этом отношении богатый личный материал: за время своей трудовой деятельности мне доводилось встречать успешных коллег самого разнообразного происхождения (в большинстве случаев, конечно, перебравшихся в страны, способные поддерживать развитие науки, весьма дорогостоящее). Но меня беспокоит существование анклавов: полностью изолированных иммигрантских сообществ, часто даже отказывающихся выполнять законы приютившей их страны. Мне кажется, вложение средств в более эффективную ассимиляцию «понаехавших» тоже окупилось бы в будущем.


Иммигранты на церемонии натурализации в США (фото Mark Ralson/AFP/Getty Images из публикации Центра Пью). В 2018, четверть всех иммигрантов в США происходили из Мексики, по 6% – из Индии и Китая, а вот четвертое и пятое места занимали – неожиданно для меня – Филиппины и Сальвадор (4 и 3%, соответственно). Примечательно, что только 7% мексиканских иммигрантов имели степень бакалавра и выше,
по сравнению с 71% таких среди иммигрантов из Южной Азии
и с 40% – из Африки к югу от Сахары

Page 1 of 9 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] >>

Date: 2023-03-01 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2023-03-01 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com
А какой Вы в идеале представляете себе программу по ассимиляции иммигрантов? На что должны направляться выделенные на нее средства?

Date: 2023-03-01 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] pol-shaga.livejournal.com
Мой комментарий скорее всего не в тему, но примерно о том же. Мне кажется, что проблема развития и саморазвития стран сложнее. Частный пример из первых рук - в стране третьего мира энтузиасты (не помню по какой линии, Rotary club?) организовали рыбную ферму, которая успешно функционировала несколько лет. После отъезда организаторов ферма перестала существовать. Не бог весть какая технология, но не работает. Временная шкала действий энтузиастов это годы, возможно десяток-другой лет в то время как обшее экономическое развитие сопряжено не только с технологиями, но с уровнем образования рабочих, инфраструктурой, ... Создание в некотором роже взращивание всего этого трубует десятки лет. Есть ли польза от попыток ускорять развитие наций?
Edited Date: 2023-03-01 04:27 pm (UTC)

Date: 2023-03-01 04:47 pm (UTC)
vitus_wagner: My photo 2005 (white)
From: [personal profile] vitus_wagner

Ну у СССР в свое время получилось за два десятка лет (что уже сравнимо с характерным временем работы энтузиастов) перейти из аграрых стран в индустриальные. Несмотря на гандикап в виде Гражданской войны и эмиграции, который в общем-то поставил несколько более развитую в царские времена Россию вровень с беднейшими странами третьего мира.

Date: 2023-03-01 04:58 pm (UTC)
From: [identity profile] pol-shaga.livejournal.com
когда я писал этот комментарий то думал именно об этом историческом факте. Как всегда - это другое :). Россия огромная страна со множеством ресурсов. В России начала 20го века, при том, что видимо (могу ошибаться - не экономист и не историк) сельскохозяйственное производство доминировало над промышленным, были огромные промышленные предприятия, стоились корабли, самолеты, была плеяда ученых с мировыми именами. А мой коммент о страна третьего мира, небольших государств, без отмеченных выше оснований для развития.

Date: 2023-03-01 05:10 pm (UTC)
vitus_wagner: My photo 2005 (white)
From: [personal profile] vitus_wagner

Вот с кораблями это крайне интересный момент. За 4 года Первой Мировой воюющая Российская Империя построила 7 линкоров (4 на Балтикие, 3 на Черном Море) несколько десятков эсминцев, причем превосходящих мировой уровень, не помню сколько крейсеров. И оставила в наследство СССР на стапелях Петербурга и Николаева кучу недостроя. Линейные крейсера серии "Измаил", из полсотни заложенных "Новиков" штук 15 недостроено, Так вот НИЧЕГО из этого достроить СССР не удалось. За весь предвоенный период СССР не построил ни одного линкора и ни одного авианосца. А первый эсминец проекта 7 был принят в состав флота в 1936 году. То есть вся эта без сомнения имевшаяся в Российской Империи судостроительная промышленность, была в ходе Гражданской приведена в такое состояние, что потом 15 лет восстанавливали прежде чем хотя бы эсминцы удалось начать строить.


То же самое и с самолетами. Да, был в Москве завод "Дукс", да было в Петербурге авиационное отделение "Руссо-Балта". Но в ходе гражданской войны всё это сплыло, инженеры в основном эмигрировали, причем не просто эмигрировали а были старательно чьими-то усилиями выпихнуты из страны (тот же Сикорский поначалу уезжать не собирался). И опять пришлось десятилетие минимум все делать с нуля. Хорошо еще хоть Туполев с Поликарповым — ученики Жуковского, остались.


Недаром несколько десятилетий все сравнения велись с уровнем 1913 года. А про уровень 1916 вообще никто не заикался. Потому что ущерб, нанесенный российской промышленности Гражданской войной был колоссален.


Date: 2023-03-01 05:22 pm (UTC)
From: [identity profile] pol-shaga.livejournal.com
Да. Ленин сильно лукавил в "Развитии каритализма в России" - Павловские платки, складные ножи, замки - я не помню у него упоминания крупных промышленных отраслей. А они были не только крупными, но высокотехнологичными для своего времени.

Date: 2023-03-01 05:31 pm (UTC)
vitus_wagner: My photo 2005 (white)
From: [personal profile] vitus_wagner

"Развитие капитализма в России" это добротная эконом-географическая работа. Она писалась в 1896-1899 годах, когда промышленный подъем в России только начинался. Тут что характерно за 1896-1916 годы было сделано как бы не больше чем за 1921-1941. Ну не сравнить те клоны французских и немецких броненосцев, которые потопил Того при Цусиме с "Императрицей Марией" или "Новиком". Про авиапромышленность России в 1896 году написать было невозможно по понятным причинам, равно как про авиапромышленность Германии или США. Ну не было еще тогда авиации как явления. Блерио через Ла-Манш только в 1909 году перелетел.


Date: 2023-03-01 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Плохо себе представляю каким образом страна-получатель должна будет ограничивать миграцию. Нет, по бумагам это пройдет наотлично, чиновники этой страны будут только рады такой возможности попила, а вот какие мероприятия могут остановить или ограничить мигрантов — не вижу.

Date: 2023-03-01 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] pol-shaga.livejournal.com
Время написания я запамятовал. Удивительно, как взрывное научно-техническое и экономическое развитие России начала 20го века, закончилось катострофой.

Date: 2023-03-01 05:40 pm (UTC)
vitus_wagner: My photo 2005 (white)
From: [personal profile] vitus_wagner

Это как раз не удивительно. Взрывы редко чем-то другим кончаются. (хотя бывает, но требует весьма квалифицированного управления).


Забавнее то, что катастрофой 1917-1921 годов взрвыное научно-техническое и экономическое развитие не закончилось. Поменяло формтат и продолжилось. И война его тоже не остановила. Выдыхаться оно стало где-то к середине 60-х.

Date: 2023-03-01 05:44 pm (UTC)
vitus_wagner: My photo 2005 (white)
From: [personal profile] vitus_wagner

Это элементарно. Не надо "ограничивать миграцию". Надо


1. Ввести всеобщее образование для женщин


2. Организовать повсеместную свободную продажу контрацептивов.


В принципе этого уже достаточно. Стоит еще подумать, хотя это уже опционально, над созданием карьерных возможностей для молодых женщин, по возможности. плохо совместимых с ролью жены и матери в традиционной семье — активные разъезды, ненормированный рабочий день и т.д..

Date: 2023-03-01 05:45 pm (UTC)
From: [identity profile] pol-shaga.livejournal.com
как взрывное замедлилось к середине 60х, при этои технологический уровень стал высоким, соизмеримым и в чем-то превосходящем запад.

Date: 2023-03-01 05:56 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Ну вот на мероприятия такого же плана и выделяют средства — пытаются улучшить условия жизни там, откуда бегут. Т.е. и так работают на уменьшение потока.

Date: 2023-03-01 06:01 pm (UTC)
vitus_wagner: My photo 2005 (white)
From: [personal profile] vitus_wagner

Тут тонкость в том, что надо работать не просто на улучшение уровня жизни, а на разрушение традиционного уклада. Причем привлекательным для молодежи способом. С этим есть сложности.


На западе и со своей молодежью не всегда знают что делать — в той же Испании безработица среди молодых выше.

Date: 2023-03-01 06:03 pm (UTC)
vitus_wagner: My photo 2005 (white)
From: [personal profile] vitus_wagner

Но запад очень быстро перенял все хорошее, чего достиг СССР в области образования, и уже в июле 1969 ушел в отрыв. А у СССР сил на еще один рывок не осталось, и опередить запад в компьютерно-интернетной революции он уже не смог. Хотя у того же Глушкова интересные идеи были.


Date: 2023-03-01 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] pol-shaga.livejournal.com
Образование конечно, но первые РС(ПК) в гаражах с трогали (ссылку не дам, просто не помню, но есть очень инресный док фильм/ролик об истории РС). Свободное предпринимательство весьма эффективно в создании вовых вещей. Сейчас в "гаражах" реакторы термоядерного синтеза разрабатывают. А что такой Глушков?
Мне кажется, мы в чужем журнале свою тему обсудлаем.

Date: 2023-03-01 06:17 pm (UTC)
vitus_wagner: My photo 2005 (white)
From: [personal profile] vitus_wagner

> Мне кажется, мы в чужем журнале свою тему обсудлаем.


Пока вроде не гонят...


Ну можем в мой пойти, только это на Dreamwidth.


А Глушков это вот:


https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87


В свое время его книга "Основы безбумажной информатики" была моей дверью в мир компьютерных технологий.

Edited Date: 2023-03-01 06:18 pm (UTC)

Date: 2023-03-01 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] pol-shaga.livejournal.com
мы с вами не в первый раз встречаемся на просторах. Dreamwidth платформа мне не знакомая. У меня все еще рабочий день. Давайте отложим наши воспоминания на другой раз. При случае напишите мне пожалуйста в мой журнал и найдем время пообщаться. Было приятно найти резонанс во взглядах.

Date: 2023-03-01 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Только узкий круг российских жыжыстов знает как правильно — ведь ссср благополучно строил везде школы и вел в светлое будущее, которое вдруг рухнуло; остальным приходится впотьмах и наугад нашупывать пути к тому, что тоже рухнет.

Date: 2023-03-01 10:31 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Правильно, Фрэнк!

Date: 2023-03-01 10:33 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Думаю, важнее всего тут образование для следующего поколения. Конечно, некоторые категории иммигрантов (китайцы, в частности) и так в этом преуспевают, но других, по-видимому, надо как-то стимулировать к этому?

Date: 2023-03-01 10:44 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"проблема развития и саморазвития стран сложнее"

Она исключительно сложна, спору нет. Человеческое общество - настолько сложная система, что мы даже не знаем, вообще можно ли повлиять на нее сознательным усилием, и уж тем более не можем предсказывать последствия таких усилий сколько-нибудь достоверно. Истерли не декларирует этого в явном виде, но он явно исходит из самых простых гуманитарных соображений: если кто-то где-то голодает, мы просто обязаны им помочь! Ну, а дальше идет в ход обычная логика: научить человека ловить рыбу - лучшее решение проблемы голода, чем просто накормить его рыбой. Его беспокоит то, что выделяемые на помощь деньги (очень немалые) тратятся впустую; вопрос же о том, а надо ли вообще выделять эти деньги, он практически не обсуждает - для него это данность.

А Вы как думаете - надо выделять, или надо предоставить бедным странам самим вылезать из бедности?

Date: 2023-03-01 10:49 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
О, я не имела ввиду целенаправленное ограничение миграции, а просто повышение социально-экономического уровня. Ведь из страны, в которой хорошо жить, люди массово не уезжают.

Date: 2023-03-01 10:50 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Возможно, как раз чрезмерная скорость этого дореволюционного рывка и дестабилизировала страну, приведя к революции?
Page 1 of 9 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 03:50 pm
Powered by Dreamwidth Studios