Ах, русское тиранство – дилетантство
Oct. 12th, 2022 09:00 amОтвет ясен уже из предисловия. В 1989-м году, будучи членом комиссии по выборам депутатов Ленгорсовета, автор спросил ее председателя, Анатолия Собчака, как тот предполагает осуществлять демократическое управление? Собчак ответил: «Мы теперь у власти – это и есть демократия».
Глава, разъясняющая, зачем, собственно, демократия нужна, будет особенно полезна тем – а таких ведь в те времена было немало! – кто думает, что демократия немедленно приносит молочные реки в кисельных берегах. Как пишет Гельман, средние темпы экономического роста демократий и автократий различаются незначительно, хотя у демократий гораздо меньше разброс. Мудрый и справедливый авторитарный лидер способен привести страну к успеху, но проблема в том, что такие люди редко добираются до власти (от себя добавлю: а добравшись, не выдерживают ее бремени – ведь абсолютная власть развращает абсолютно). Демократия – тоже не гарантия, что к власти придет лучший; но вероятность того, что ее захватит худший, развитая демократия, похоже, снижает.
Гельман признает, что демократизации может способствовать идеалистическая настроенность лидеров, но вообще-то он склонен рассматривать любого политика как человека, стремящегося к личной выгоде. Демократия возможна тогда, когда объективные обстоятельства – в том числе политические институты – ограничивают эти планы.
Главным условием демократизации он считает классовую борьбу. Социальные низы склонны поддерживать демократию, потому что политическая конкуренция работает как рыночная экономика: «Демократические режимы перераспределяют намного бо́льшую долю ресурсов и благ в пользу экономически непривилегированных слоев общества, чем многие автократии». Соглашение равносильных элит и международное влияние тоже могут играть демократизирующую роль.
Три части книги посвящены трем десятилетиям постсоветской России. В отличие от некоторых других аналитиков, считающих Ельцина столпом демократии, Гельман относится к его деятельности очень критически и убедительно показывает, что основы нынешней ситуации были заложены уже тогда.
Удивило меня, что Гельман декларирует свою приверженность «принципу рационального выбора», т.е., предположению, что в своих действиях политические акторы исходят из рационального расчета своей выгоды. Но ведь он не может не знать, что этот принцип (в приложении к потребителям) уже подвел экономистов?
Зато с другой мыслью Гельмана я полностью согласна: «Кардинальные политические сдвиги – как в направлении демократизации, так и в направлении авторитаризма – не происходят сами собой. Как правило, они становятся результатом и сознательных, и непреднамеренных шагов, предпринимаемых политическими акторами».
А вот про «остальные массы» – то есть, про нас с вами – Гельман пишет: «Они оказывают на принятие значимых решений косвенное воздействие, в той мере, в какой элиты вынуждены учитывать их мнение». С одной стороны, с этим не поспоришь: у обычного человека и правда не так уж много возможностей воздействовать на ход истории. А с другой, не следует воспринимать это как индульгеницию: дескать, от меня все равно ничего не зависит, так не все ли равно, что я делаю? Нет, не все равно: каждый из нас в любой момент может оказаться той соломинкой, которая переломила спину верблюда.

(фото Peter Turnley Corbis/VCG via Getty images)
Спасибо уважаемому
no subject
Date: 2022-10-12 02:01 pm (UTC)LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Политика (https://www.livejournal.com/category/politika?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team
no subject
Date: 2022-10-12 02:11 pm (UTC)no subject
Date: 2022-10-12 02:27 pm (UTC)Сразу вспомнил голландскую историю, когда низы ненавидили более всего демократического Яна де Витта (выборы, колективное руководство и проч.) и хотели вместо него принца-штатгальтера. Так что когда в 1672 году представилась возможность, на Яна де Витта и его брата набросилась толпа этих социальных низов, убила и съела их сырыми! (Уточню, что только печень, так-то человек жестковат.) Главой государства в результате оказался принц. Лучше, кстати, не стало, но хотя бы он был небожитель и бог, а элита, которую низы видели и хорошо знали, лишилась власти.
no subject
Date: 2022-10-12 02:40 pm (UTC)no subject
Date: 2022-10-12 02:46 pm (UTC)Демократия хорошо работает только в странах с экономикой высокого передела, активно осваивающих мировые рынки. Поскольку такой экономике нужен высокий градус инициативы снизу и внутриотраслевой конкуренция, антимонопольные интитуты, развитые горизонтальные социально-экономические связи и навыки сложных коллективных действий по защите и развитию национальных производственных цепочек
В экономике же низкого передела демократия работает плохо и быстро скатывается в грызню за ресурсы
Яркий пример — попытки построить демократию в нефтедобывающих арабских странах, быстро заканчивавшиеся гражданской войной
Даже в США вывоз производств в Китай пошатнул стабильность демократической системы и привел к расколу общества, расцвету цензуры и т д
no subject
Date: 2022-10-12 02:48 pm (UTC)А так, вероятно, можно объяснить раздражающим соседством знакомых властей. Вот я знаю, как у нас в городе безбожно воруют местные муниципальные чиновники. И этим они мне сильно портят жизнь (на самом деле). Так что мечта, чтобы кто-то издалека пришел и всех подлецов раскурочил, зарождается сама собой.
no subject
Date: 2022-10-12 02:48 pm (UTC)no subject
Date: 2022-10-12 02:50 pm (UTC)no subject
Date: 2022-10-12 03:00 pm (UTC)Не только он. Даже на Западе, родине классической политэкономии, современные теории демократии совершенно оторваны от экономики. Что стало одной из причин провала экспорта демократии в нефтеносные арабские страны и ряд бывших социалистических стран
В России же про экономическую основу политического устройства вспоминают еще реже, чем на Западе, и редкие попытки ее анализа объявляют пережитками советского марксистского образования — как если бы до Маркса классической политэкономии вообще не существовало
В результате имеем то, что имеем
no subject
Date: 2022-10-12 03:07 pm (UTC)Но мечтать людям не запретишь! Вот и хотят они царя. Впрочем, это мои пикейные домыслы.
no subject
Date: 2022-10-12 03:13 pm (UTC)no subject
Date: 2022-10-12 03:15 pm (UTC)Странно, если так. А как думаете, почему так?
no subject
Date: 2022-10-12 03:20 pm (UTC)Вспомнились не такие и глупые аргументы противников ее.
Я как-то не очень в демократию верю. Вот однажды Нидерланды проголосовали против создания Европейского союза. И Франция против. И где мы сейчас? (Все аргументы, что то было голосование про конституцию, что после голосования всё в тексте поменяли и соблюли народную волю, я знаю, с ними не согласен, а спорить не намерен.) Так что демократия, может, где-то и есть... но я про те страны, в которых мне довелось жить. И там с "демократией" проблемы.
no subject
Date: 2022-10-12 03:28 pm (UTC)Потому что если бы западное гражданское общество хорошо осознавало связь между экономикой и политикой, оно вполне справедливо восприняло бы целый ряд послевоенных геополитических проектов как полную авантюру
no subject
Date: 2022-10-12 03:35 pm (UTC)Интересно, как дискуссия сразу отбросила год и век и переключилась на обсуждение народа как вневременной и внеисторической сущности.
no subject
Date: 2022-10-12 03:41 pm (UTC)насчет рационального расчета:
Я испытываю некие эмоции относительно ситуации или конкретных персоналий, и выбираю способ эти эмоции претворить в практические действия. Я рационально делаю выбор или действую иррационально?
no subject
Date: 2022-10-12 03:42 pm (UTC)no subject
Date: 2022-10-12 03:44 pm (UTC)no subject
Date: 2022-10-12 03:45 pm (UTC)no subject
Date: 2022-10-12 03:49 pm (UTC)16… какой-то год, когда народ кого-то съел в Голландии берется как характеристика народа вообще. И дальше идет обсуждение этого народа вообще.
no subject
Date: 2022-10-12 03:50 pm (UTC)no subject
Date: 2022-10-12 03:53 pm (UTC)no subject
Date: 2022-10-12 03:54 pm (UTC)Ну так интеллект в принятии решения в реальной жизни всегда играет вспомогательную роль — когда идет выбор инструмента для воплощения своей воли (иррациональное начало) в практику или обоснования своего возникшего на основе предрассудков желания.
no subject
Date: 2022-10-12 03:57 pm (UTC)Почему, мы же иногда даже составляем такие списки на двух половинах листа: с одной стороны доводы "да", с другой "против", а это не рациональный ли подход к ситуации?
no subject
Date: 2022-10-12 04:29 pm (UTC)Если по судебной части, то сразу в голову приходят вопросы: Может ли человек пойти в суд и там выиграть дело против тех и этих (подставьте сюда названия бизнеосов, компаний, имена знаменитостей)? Сколько это будет стоить сил и денег? Каой суд человек сможет выиграть, а какой нет? И ответы будут от места к месту и от случая к случаю. И чтобы понять, что в другой стране, надо знать про тот же Китай, как там работает суд. А я не знаю.
Индексам же не особо верю. По ним судить, это принимать правила игры установленные кем-то, кого подозреваешь в нечестности.