egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Греческая скульптура классического периода, несмотря даже на то, что многие ее образцы дошли до нас только в позднейших копиях, общепризнанно считается вершиной искусства – а вот меня она оставляет равнодушной. То есть, конечно, века восхищения и подражания придают ей некий культовый смысл, но сама по себе она кажется мне слишком выхолощенной, лишенной индивидуальности.



Другое дело – скульптура римская: вот тут индивидуальности хоть отбавляй! Эта скульптура воплощает не трансцендентный платонический идеал, как греческая, а его конкретную реализацию в нашем грешном мире. Так что, похоже, именно римляне были первыми экзистенциалистами :)


Слева: Диадумен, мраморная копия (1 век н.э.) бронзового оригинала работы Поликлета (5 век до н.э.) из Афинского национального археологического музея (фото Bradley Weber via Flickr). Справа: патриций из Отриколи (75-50 до н.э.), предположительно Катон Старший, из коллекции семейства Торлония в Риме (фото Steven Zucker via Flickr)

А вам какая скульптура больше нравится, римская или греческая, и почему?

Page 1 of 5 << [1] [2] [3] [4] [5] >>

Date: 2022-08-24 02:02 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Искусство (https://www.livejournal.com/category/iskusstvo?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2022-08-24 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] mercibo.livejournal.com
Хорошо, что они у нас есть обе.

Date: 2022-08-24 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
Ну а что? Римских стоиков — Марка Аврелия, Сенеку, Эпиктета — действительно вполне можно назвать экзистенциалистами )

Date: 2022-08-24 02:33 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
— Обе вы хороши, — звучно сказала Маргарита, переваливаясь через подоконник в кухню. Обе ссорящиеся повернулись на голос и замерли с грязными ложками в руках. (с)

Date: 2022-08-24 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com
Так ведь они обе греческие. Римское искусство по большей части создавалось иммигрантами — греками

Date: 2022-08-24 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] kaktus-okamenel.livejournal.com
Оба два и сравнивать их можно но не очень нужно, они каждое из них индивидуальность и тем прекрасны.

Date: 2022-08-24 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
Про пластику очень трудно объяснить тому, кто сам не лепил.
Конечно, греческая главная и великая, а не римская. Как небо и земля.



Date: 2022-08-24 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com
я не знаток скульптуры, но ваш пост меня убедил, что римская лучше)

Date: 2022-08-24 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] smol1.livejournal.com
Из представленных фрагментов правый конечно лучше. Но никаких обобщений я из этого не делаю.

Date: 2022-08-24 09:46 pm (UTC)
From: [identity profile] zona-riska.livejournal.com
Ведь нет речи ртом, что лучше, а что хуже. Есть о том, что больше цепляет. Мир вокруг мы и так видимо всем его многообразии, а вот мир идеалов ещё нужно вообразить. Возможно, для римлян было еще привычным выделять идеальное из натурального, им разнообразная жизненность была интереснее, но мы после столетий сплошного экзистенциализма можем начинать все с начала — с созерцания чистого идеала:)

Date: 2022-08-24 10:11 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Верно, Фрэнк!

Date: 2022-08-24 10:12 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Это конечно, но все-таки какая Вам больше нравится? В частности, какая из двух на иллюстрации к посту?

Date: 2022-08-24 10:18 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Как я Вам уже признавалась раньше, я не очень хорошо понимаю, что, собственно, такое экзистенциализм. Если считать его противоположностью эссенциализму, а последний - синонимом платонизма, то все, что не платонизм, будет экзистенциализм :)

Date: 2022-08-24 10:20 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
То есть, Вам ни греческая, ни римская скульптура не нравится?

Date: 2022-08-24 10:29 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Более того, некоторые (многие?) римские скульптуры - это копии с греческих оригиналов. Как, например, знаменитый "Умирающий галл" (https://en.wikipedia.org/wiki/Dying_Gaul) из учебника истории для 5-го класса: какое-то время ее считали умирающим римским гладиатором, а потом выяснили, что это копия эллинистической бронзовой статуи из Пергама :)

Тем не менее, даже если все римские скульпторы были по происхождению греки, римская скульптура отличается от греческой, потому что на ней сказывается и влияние заказчиков. В Греции, как я понимаю, интерес к конкретной личности был не слишком велик - во всяком случае, в Риме он стал гораздо заметнее. До нас дошло множество портретов обычных римлян (ну, пусть знатных - но все же обычных людей, не богов), а в Греции такого не было. Греков интересовал Абсолют, а не конкретика. Разве не так?

Date: 2022-08-24 10:32 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, но мне почему-то патриций нравится гораздо больше, чем юноша, повязывающий повязку. У юноши лицо - примерно как у пластиковых женщин из секс-шопа, никакое :)

Date: 2022-08-24 10:35 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Мне вообще скульптура не нравится, скульптор всегда колеблется между желанием приукрасить реальность и понравиться заказчику.

Date: 2022-08-24 10:42 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Увы, я не видела ни той, ни другой статуи из иллюстрации к посту в натуре, только фотографии, а по ним о скульптуре судить нельзя. Вполне вероятно, что, доведись мне на них посмотреть, я бы оценила их иначе. А что я имею в виду здесь, так это то, что мне интереснее смотреть на разных людей, чем на повторяющиеся попытки уловить один и тот же идеал.

Что же касается Вашего замечания насчет "кто сам не лепил", то я, с Вашего позволения, перепишу его так: тот, кто сам лепил, воспринимает скульптуру иначе, чем тот, у кого нет такого опыта. Заведомо же исключать всех не лепивших из категории ценителей скульптуры, мне кажется, неразумно, потому что тогда у нас останется только очень маленькое замкнутое общество. А кто же будет заказывать статуи? :)

Date: 2022-08-24 10:42 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А живописец разве не так?

Date: 2022-08-24 10:44 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Я тоже не знаток, но мне интереснее смотреть на разных конкретных людей, чем на повторящиеся попытки уловить один и тот же абстрактный идеал :)

Date: 2022-08-24 10:50 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Греков занимал Абсолют, портреты же конкретных людей у них редки. А мне конкретные люди кажутся интереснее Абсолюта :)

Date: 2022-08-24 11:05 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Насколько я понимаю, в римском обществе роль личности возросла по сравнению с греками - именно потому от них осталось гораздо больше портретов конкретных людей. А у греков это либо боги, либо какие-то абстрактные юноши, юноши "вообще". Соответственно, и лица у этих юношей такие же невыразительные, как у тех композитных портретов, какие делают, совмещая представления о красивом лице у многих людей - Вы наверняка видели такие.

Date: 2022-08-24 11:53 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Художник ограничен двумерностью полотна, и поэтому его усилие разбавлено стремлением привнести объем.
Edited Date: 2022-08-24 11:58 pm (UTC)

Date: 2022-08-25 12:05 am (UTC)
From: [identity profile] inga-ilm.livejournal.com
как сравнить? в основе этого искусства лежат слишком разные идеи. Греция верит в двоемирие, а значит ищет в человеке знаки принадлежности к высшему, вечному началу и тогда сама скульптура становилась сакральной. Риму же требовалось фиксировать существующее и уходящее. согласно римской религии — вечной жизни нет. потому истоки римского скульптурного портрета связаны с погребальным культом. отсюда внимание к малейшей подробности в облике живущего. ведь в каждом похоронном шествии принимали участие мертвые — с каждого члена семьи снималась посмертная маска, которая хранилась в доме. в день прощания живые надевали их на себя, так провожали в последний путь.

Date: 2022-08-25 01:23 am (UTC)
From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com
Да, греческое искусство еще очень юное, и поэтому наполнено поисками идеального. Способность видеть красоту реального приходит к искусству в более зрелом возрасте
Page 1 of 5 << [1] [2] [3] [4] [5] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 16th, 2026 07:21 am
Powered by Dreamwidth Studios