egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Вопрос вопросов: почему одни страны бедные, а другие богатые? Дарон Аджемоглу и Джеймс А. Робинсон начинают свой бестселлер (есть русский перевод) с того, что методом доказательства от противного последовательно отвергают ранее предложенные объяснения. Посмотрите, пишут они, географическое положение и культурные традиции никак не могут быть причинами различий в уровне благосостояния стран, потому что бедная Северная и богатая Южная Корея расположены очень близко друг другу и населены одним и тем же народом. Мне же кажется, однако, что такая сугубо математическая логика едва ли приложима к реальному миру: если эти факторы и не объясняют различие между двумя Кореями, то это еще не значит, что они не имеют значения и ни в каких других странах.



Как бы то ни было, авторы убеждены, что знают правильный ответ: все дело в политической организации государства! Они проповедуют такой марксизм наоборот: не экономика определяет политику, а политические институты определяют темп экономического развития. Какими же должны быть эти институты, чтобы способствовать развитию?

Принципиальны два момента: инклюзивность и централизация власти. Инклюзивность означает, что все (в идеале) члены общества могут влиять на решения власти. (Как я поняла, авторы ввели этот термин вместо привычного термина «демократия», чтобы подчеркнуть, что влияние общества на власть не обязательно осуществляется посредством выборов – скажем, в Англии 17-го века граждане воздействовали на парламент, подавая в него петиции). Централизация означает, что власть способна обеспечить общественный порядок и выполнение законов, без которых невозможна никакая экономическая деятельность (отрицательный пример – современные Сомали и Афганистан).

Но, если все так просто, то почему же все страны не создадут у себя правильные институты и не обеспечат свое экономическое благоденствие? Потому что в большинстве случаев в обществе находятся индивидуумы или группы, способные захватить власть над ним – избежать этого удается очень редко. Разбирая конкретные исторические примеры, авторы подчеркивают, что решающим фактором часто оказывается реакция страны на кризисы – резкие изменения условий существования, способная многократно усилить исходно малые различия в институтах.

Так, эпидемия чумы, охватившая Европу в 14-м веке и унесшая с собой половину населения, привела к отмене крепостного права в Западной Европе: немногие оставшиеся в живых крестьяне отказались обрабатывать поля господ на прежних условиях. Крушение феодолизма способствовало промышленной революции. А вот в Восточной Европе этого не случилось: наоборот, повышенный спрос на зерно, порожденный промышленной революцией на Западе, привел к ужесточению крепостного права на Востоке, так что к 1600 году это были уже два мира, два Шапиро.

Но почему такая разница? Потому, пишут авторы, что на Востоке было меньше городов, а имевшиеся города были меньше, чем на Западе – но я что-то не улавливаю здесь причинно-следственной связи. Что ли, скученность городского населения способствовала большей свирепости чумы?

Но даже если принять такое объяснение, то ведь сразу возникает следующий вопрос: почему же в Восточной Европе к этому времени было меньше городов, чем в Западной? А для ответа на него разве не приходится прибегать к сравнению тех самых природных и культурных особенностей, от которых авторы столь самонадеянно отмахнулись в самом начале?


Примечательная карта из книжки Аджемоглу и Робинсона, показывающая распространение крепостного права в Европе в 1800 году. Темно-серым цветом закрашены страны, где оно на этот год было,
светло-серым – где его не было

Спасибо уважаемому Андрею Гаврилову за рекомендацию этой книжки. Она написана исключительно внятным языком и очень занимательна. Особо отмечу, что авторы иллюстрируют свою мысль многочисленными примерами из истории стран, обычно остающихся за пределами рассмотрения – а именно, африканских и латино-американских.

Page 1 of 12 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] >>

Date: 2022-07-06 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2022-07-06 02:25 pm (UTC)
From: [identity profile] jackclubs2.livejournal.com
Не могу по существу - не читал; но замечу, что авторы таких систем часто подбирают примеры, и на другую теорию (скажем марксисткую) - примеров можно найти не меньше.

Date: 2022-07-06 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] reader59.livejournal.com
она насквозь политкорректна, а значит заведомо - методологически - неверна.
на самом деле все просто: везде есть свой загон с быдлом, вокруг 10000 вышек с пулеметами. на одну вышку поставить некого - с остальных 9999 "пулеметчиков" толку нет, быдло гуляет на воле и делает свои быдляцкие дела, имеем "бедную страну". есть 10000 "пулеметчиков" - имеем страну средненькую, а все, что сверх 10000, будет употреблено на развитие. понятно, что мозги по планете распределены не равномернее, чем цвет кожи даже и исходно, ну и плюс их концентрация возле морских хабов, там есть на них платежеспособный спрос, и есть сырье для их деятельности, привозимая из экспедиций информация.

Date: 2022-07-06 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] tijd.livejournal.com
В своём недавнем выступлении в СВР Путин рассуждал об украинцах, "которых Запад просто цинично использует как расходный материал в геополитических играх, в своих попытках «сдержать» Россию. Кстати говоря, что такое «сдержать»? Просто не дать нам развиваться нужными нам темпами и на нужной нам основе традиционных ценностей.” И одновременно хвалил разведчиков за воровство западных технологий: "Как и раньше, один из приоритетов работы СВР – содействие в промышленном и технологическом развитии нашей страны, в укреплении её оборонного потенциала."

Противоречие в том, что главная технология, которую у Запада никак не удаётся своровать — это как раз «инклюзивное» общественное устройство, противоречащее «традиционным ценностям». Традиция тянется от Петра Первого. Девятнадцатый век — время формирования идентичности европейских наций — оказался для России в этом смысле трагическим. Победа над Наполеоном в 1812 как бы подтвердила правильность линии на то, чтобы заимствовать отдельные промышленные технологии, но не технологии общественного устройства. Это продлило существование крепостного права и других реликтов. Поражение в Крымской войне принесло некоторое отрезвление, но оно вскоре сменилось ресентиментом и мессианством. Бездарная растрата экономического потенциала продолжается сегодня.

Date: 2022-07-06 02:58 pm (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
Не читал, но уперся в карту. Что за дела? У нас (Голландия) отменили рабство в 1860 году. В колониях, но до того оно было, было, было. А то, что не в Астердаме были рабы, сути не меняет.

Да и сейчас рабство не особо отменено. Разве нет?

ПС Вот сейчас увидел в вики, что последних рабов в голландских колониях освободили в 1914 году.
Edited Date: 2022-07-06 03:05 pm (UTC)

Date: 2022-07-06 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] asparagus asparagus (from livejournal.com)
Финансирование Южной Кореи из-за океана не учитывается?

Date: 2022-07-06 03:45 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Ганди — это голова. И Данди — это голова. (с)

Date: 2022-07-06 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] veremeenko-alex.livejournal.com
Прекрасный образец натягивание на готовый ответ.

Тысячелетние империи — строго монархия в разных видах.

Date: 2022-07-06 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] pashka-amerikan.livejournal.com
А они рассматривают влияние идей, господствовавших в обществе, или считают это малозначимым по сравнению с количеством и размером городов?

Date: 2022-07-06 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] chamaimelon.livejournal.com
По поводу чумы: читала несколько недель назад рецензию на шведский перевод научно-популярной книжки про новые данные (по захоронениям и другим источникам). Похоже, в Восточной Европе смертность оказалась в несколько раз меньше и из-за меньшей плотности населения, и, возможно, отличающегося штамма. И дальше там было про те же последствия. Т.е. это теперь мэйнстрим в исторической науке.

Date: 2022-07-06 07:38 pm (UTC)
From: [identity profile] freedom_of_sea.livejournal.com
и даже близостью к морю не объяснить

Date: 2022-07-06 08:18 pm (UTC)
From: [identity profile] reader59.livejournal.com
в раше их невозможно заимствовать, они основаны на взаимном доверии, доверие основано на умении предвидеть последствия своих и чужих действий. для чего нужны мозги, а таких мозгов в Центральной Азии в товарных количествах никогда не было, нет и не будет.

Date: 2022-07-06 11:57 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Правильно, Фрэнк!

Date: 2022-07-06 11:58 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Правильно, Фрэнк!

Date: 2022-07-07 12:03 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, конечно, они иллюстрируют свою мысль конкретными примерами, причем в основном - весьма экзотическими, рассказывая о странах, о которых обычно вообще никто не думает (в частности, африканских). Мне было интересно почитать об этом и, наверное, я сделаю об этом отдельный пост.

Что же касается того, что специально подобранными примерами можно проиллюстрировать что угодно, то это верно, но в пользу авторов говорят ведь и средние показатели: все-таки самые богатые страны - это именно страны с централизованными инклюзивными институтами, разве нет?

Date: 2022-07-07 12:04 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"она насквозь политкорректна, а значит заведомо - методологически - неверна"

Правильно ли я понимаю, что Вы тоже прочли эту книжку?

Date: 2022-07-07 12:12 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"главная технология, которую у Запада никак не удаётся своровать — это как раз «инклюзивное» общественное устройство"

Авторы, увы, не в силах дать никакого совета относительно того, как же это устройство создать. Хотя они детально разбирают те несколько примеров, когда какой-нибудь стране это удается (Англии в 17-веке, Японии в период Мейдзи и т.д.), но у них выходит, что все зависит от исторических случайностей (в том числе, от личных качеств людей, оказавшихся у власти). Правда, не приходится авторов в этом винить - вполне возможно, что это так и есть.

Date: 2022-07-07 12:19 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Насколько я поняла, эта карта отражает положение дел только в метрополиях. Вики пишет, что и в Англии "slavery remained legal in possessions outside Europe until the passage of the Slavery Abolition Act 1833 and the Indian Slavery Act, 1843". Кроме того, карта отражает не slavery как таковое, а именно serfdom.

Date: 2022-07-07 12:21 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Внешнюю финансовую помощь авторы отдельно разбирают в одной из последних глав и пишут, что в отсутствие инклюзивных институтов она ничего не дает - все оседает в карманах властителей :(

Date: 2022-07-07 12:25 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Авторы пишут, что и экстрактивные режимы способны поддерживать некоторый экономический рост, но только в течение определенного периода, после которого наступает стагнация - одним из примеров чего у них служит советская Россия. Кстати, они и Китаю предрекают стагнацию, несмотря на то, что, в отличие от СССР, у китайцев есть некоторая инклюзивность по крайней мере экономических институтов, если не политических.

Date: 2022-07-07 12:26 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Нет, влияние идей как отдельную силу они не рассматривают. С другой стороны, сами они ведь именно что пропагандируют определенную идею :)

Date: 2022-07-07 12:29 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Логично: если скученность населения меньше, то и смертность от заразной болезни должна быть меньше. Но в данном случае парадоксальным образом оказалось, что большая смертность в итоге привела к политическим преобразованиям, способствовавшим построению инклюзивных институтов.

Date: 2022-07-07 12:32 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Вы имеете в виду, что Южная Корея ближе к морю, чем Северная? Конечно, Южная - совсем на кончике полуострова, но и из любой точки территории Северной до моря довольно близко, а береговая линия у Северной, может, даже и длинее, чем у Южной, судя по карте.

Date: 2022-07-07 12:35 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ох, боюсь, по Вашей вине мой журнал заблокируют за русофобию! Делаю Вам предупреждение - в следующий раз сначала подумайте, чем это грозит хозяйке журнала, а потом размещайте комментарий, ладно?

Date: 2022-07-07 02:22 am (UTC)
From: [identity profile] tijd.livejournal.com
В политике исторические случайности и личные качества правителей безусловно играют роль.

Когда одна страна отстаёт от других стран и пытается догнать их, всегда встаёт вопрос о том, что именно следует заимствовать. Когда Пётр Первый брил бороды, а японцы переодевались в европейские костюмы, это было поверхностное заимствование не самых существенных атрибутов. А когда в 1990ые американские компании, отставая в технологии от японских, пытались копировать японские системы менеджмента, это иногда приводило к плачевным результатам. Эмпирическим путём понять, какие атрибуты существенны, а какие второстепенны, сложно из-за случайных корреляций, но иногда причинно-следственные связи бросаются в глаза.
Page 1 of 12 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 15th, 2026 07:33 pm
Powered by Dreamwidth Studios