egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Категорический запрет «слова на букву н» (n-word), принятый в США, больше не кажется мне избыточным. В мирное время я не слежу за текущими политическими событиями, так что, когда я завела себе здесь аккаунт десять лет назад, атмосфера топа ЖЖ меня неприятно поразила. Даже в самые мрачные времена советского антисемитизма не было ничего подобного.


Статья 29 Конституции Российской Федерации гласит: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду». Люди, пользующиеся словами «укропы» и «колорады», ее нарушают. Как и люди, называющие других людей «быдлом», «ватой» и «либерастами».

Подумаешь, слова, скажут иные. Но Библия недаром ставит именно слово во главу угла – со слов-то война и начинается.


Одно из красивейших мест на Земле – Выдубицкий монастырь в Киеве
и знаменитая коллекция сирени в Национальном ботаническом саду
им. Н. Гришко (фото Виталия Бабенко из его блога)

Date: 2022-04-20 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2022-04-20 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Правильно, Фрэнк!
(deleted comment)

Date: 2022-04-20 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Хорошее слово, им Киплинг пользовался в Маугли. А кого вы подразумеваете когда говорите о бандерлогах — русских оккупантов в Украине?
Edited Date: 2022-04-20 02:49 pm (UTC)

(no subject)

From: [personal profile] livelight - Date: 2022-04-21 07:51 am (UTC) - Expand

Date: 2022-04-20 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Бандерлоги - это, как известно, обезьяны. Проверять уместность подобных наименований нужно, пользуясь "золотым правилом": поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой. Понравилось бы Вам, если бы я обратилась к Вам так: "Ну ты, обезьяна, поди-ка сюда"?

(no subject)

From: [identity profile] ald1976.livejournal.com - Date: 2022-04-20 08:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-04-20 09:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ald1976.livejournal.com - Date: 2022-04-20 10:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-04-21 11:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ald1976.livejournal.com - Date: 2022-04-21 06:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-04-21 09:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ald1976.livejournal.com - Date: 2022-04-22 07:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-04-22 10:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ald1976.livejournal.com - Date: 2022-04-22 01:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-04-22 10:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ald1976.livejournal.com - Date: 2022-04-23 12:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-04-23 04:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ald1976.livejournal.com - Date: 2022-04-23 07:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com - Date: 2022-04-24 05:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-04-24 01:20 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-04-20 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Сознательное ограничение словарного запаса кроме как к ограничению смыслового содержания сообщений и увеличению времени на подбор наиболее точной формы предложений не вызовет. Гораздо легче потратить время на оценку и анализ ситуации, где можно услышать в свой адрес "йо нигга" и вправе отправить точно такое же сообщение в ответ без изменения статуса (или с контролируемым изменением статуса) оппонентов.

Другой вопрос, когда высказывание производится обезличенно, в интернете, примеряя его на релевантную, по мнению пишущего, группу респондентов. Тогда возможны отклики в виде групповой защитной реакции, к прямому обмену мнениями отношения не имеющих. Это особенно было заметно на примерах подавления мнений в академических спорах по острым вопросам.

Date: 2022-04-20 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Все перечисленные мною наименования - отнюдь не нейтральны, а имеют ярко выраженный пейоративный (отрицательно-оценочный) характер. Употребляя подобные слова, говорящий хочет подчеркнуть свое превосходство над теми, к кому он обращается. Ну, и какую реакцию это может вызвать?

(no subject)

From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com - Date: 2022-04-20 09:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-04-20 09:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com - Date: 2022-04-20 09:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-04-21 11:48 am (UTC) - Expand

Date: 2022-04-20 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] pol-shaga.livejournal.com
думается, что слова и обороты характеризуют трибуна. Мне кажется закодательный запрет не нужен.

Date: 2022-04-20 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"думается, что слова и обороты характеризуют трибуна"

Это верно, но мало кто из нас способен удержаться от эмоциональной реакции на оскорбление, даже если умом мы понимаем, что говорящий - клинический идиот, слова которого не стоит принимать к сведению. Эмоциональные реакции возникают непроизвольно и не полностью поддаются рассудочному контролю.

"Мне кажется закодательный запрет не нужен"

Я тоже не уверена, что тут требуется именно юридическое оформление. Список таких оскорбительных слов все время меняется, и соответствующий закон пришлось бы все время переделывать. Думается, более эффективно было бы исключить подобные слова из обращения просто на уровне обычая, на уровне "принято - не принято".
Edited Date: 2022-04-20 08:37 pm (UTC)

Date: 2022-04-20 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] reader59.livejournal.com
так "быдло" это не пропаганда и не агитация, а всего лишь эмоционально нагруженное определение. я вам в сугубо академической лексике такое загну, что потом ЧСВ будете лечить до конца жизни.
слова они и есть слова, с их помощью пар спускать тоже вполне можно. "ты быдло" — "а ты укроп" — и разошлись без мордобоя.

Date: 2022-04-20 08:40 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"ты быдло" — "а ты укроп" — и разошлись без мордобоя"

Увы, на деле чаще бывает наоборот: баталия из словесной перетастает в кулачную. То, что при беседе в интернете у нас нет возможности разбить нос собеседнику, едва ли спасает, потому что неосуществленное намерение разбить нос выливается на того, кто первым попадает под руку в реальной жизни.

(no subject)

From: [identity profile] reader59.livejournal.com - Date: 2022-04-20 08:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-04-20 09:06 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-04-20 04:12 pm (UTC)
From: [identity profile] antonkachinskiy.livejournal.com
Даже в самые мрачные времена советского антисемитизма
Где есть евреи — там всегда есть антисемитизм :)

Date: 2022-04-20 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Речь ведь не только о евреях.

(no subject)

From: [identity profile] antonkachinskiy.livejournal.com - Date: 2022-04-21 05:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-04-21 12:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] antonkachinskiy.livejournal.com - Date: 2022-04-21 04:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-04-21 09:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] antonkachinskiy.livejournal.com - Date: 2022-04-22 04:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Алексей Орлов - Date: 2022-04-21 02:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-04-20 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] strannik1.livejournal.com
От того что слово война заменили спецоперация что то изменилось?

Date: 2022-04-20 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Оба эти слова нейтральны, а вот все перечисленные мною слова носят заведомо оскорбительный характер.

(no subject)

From: [identity profile] strannik1.livejournal.com - Date: 2022-04-20 09:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-04-20 09:27 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-04-20 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com
Я думаю, запрет слов не имеет смысла.
Если кто кого не любит, хочет оскорбить — найдет такие слова, что никакой Мордокниг не прикопается.
Свобода слова может быть ограничена только судебными инстанциями по конкретному факту призывов к насилию.
Разумеется, с открытым судебным разбирательством.
И не важно, какие слова употреблены в этих призывах.
И не важно, речь идет о Мордокниге или ЖЖ.

Пример:
Было нормальное слово, употребляемое в биологии и медицине: гермафродит.
В какой-то момент какая-то группа людей решила, что оно оскорбляет носителей этой редкой аномалии.
Придумали слово "интерсексуал".
Сейчас оно снова кого-то оскорбляет.
Потому что оскорбляет их не СЛОВО, а сам факт, что кто-то это замечает, изучает, не считает "нормой".
Завтра могут объявить оскорбительным слово "близорукий" или "дальтоник".

Есть люди, которые страшно переживают за своё "отличие от большинства" по любому параметру.
Им постоянно кажется, что кто-то хочет их оскорбить, а то и загеноцидить.

Date: 2022-04-20 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Я тоже думаю, что такие вещи бесполезно пытаться оформить законодательно, поскольку списки оскорбительных слов все время меняются, и закон пришлось бы бесконечно редактировать. Тут, скорее, нужно нечто на уровне "принято - не принято". Попытки же законодательного запрещения приводят к таким нелепостям, как запрет на "Приключения Гекльберри Фина" из-за того, что там в тексте употребляется "слово на букву н".

Date: 2022-04-20 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] tamgdenasnet.livejournal.com
Очень плохо оскорблять людей. Но запрещать им законодательно произносить какие-то слова — еще хуже. Исключений я не знаю, порнография разве что.

Date: 2022-04-20 08:49 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, я тоже думаю, что закон тут бесполезен, хотя бы потому, что списки оскорбительных слов все время меняются, и его пришлось бы бесконечно редактировать. Попытки законодательного запрещения приводят к таким нелепостям, как запрет на "Приключения Гекльберри Фина" из-за того, что там в тексте употребляется "слово на букву н". Тут, наверное, нужно нечто на уровне "принято - не принято".

(no subject)

From: [identity profile] Алексей Орлов - Date: 2022-04-21 02:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tamgdenasnet.livejournal.com - Date: 2022-04-21 03:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Алексей Орлов - Date: 2022-04-21 04:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tamgdenasnet.livejournal.com - Date: 2022-04-21 05:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Алексей Орлов - Date: 2022-04-21 05:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tamgdenasnet.livejournal.com - Date: 2022-04-21 06:02 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-04-20 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] firanx.livejournal.com
"Ватник", конечно, оскорбление. С другой стороны, допустим, мы замечаем некоторое социальное явление, например повышенную склонность людей определенного склада гнуться вместе с линией партии и считать это патриотизмом. Изобрести для такого явления словцо, чтобы не тратить время на написание целых предложений, вполне логично и удобно. После чего оно немедленно становится оскорблением с ~тем же смыслом, что и "ватник".

Date: 2022-04-20 08:51 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, новые явления требуют новых слов. Но, заметьте, слово "ватник" вовсе не стало оскорблением, а с самого начала им было, потому что ведь ватник - это одежда людей, занимающих низшее положение на общественной лестнице.

Date: 2022-04-20 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] const0000.livejournal.com

официально запрещать употреблять слова — это глупость, истерика, бессилие культуры.

запрещать — вообще путь ошибочный.
должно быть лишь — наказуемое и ненаказуемое.

Date: 2022-04-20 08:53 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, я тоже думаю, что закон тут бесполезен - его пришлось бы все время менять, редактируя списки слов. Скорее тут должно работать нечто на уровне обычая, "принято - не принято".

Date: 2022-04-20 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
Конечно, уже правильно заметили, что запрещать слова глупо. Хотя бы потому, что слова-заменители сами легко способны тут же превратиться в оскорбление. Если обратиться к любому негру со словами: "Эй ты, n-word!", то реакция будет очевидной.
Тут интересно другое: как безусловная свобода слова, на которой основан западный мир, безусловно же ограничивается в пользу чрезмерной чувствительности и эмоциональности, которая нынче расцветает благодаря соцсетям. Это уже процесс неконтролируемый и ненаправляемый кем-либо. Это уже новая этика, новый Запад.
Edited Date: 2022-04-20 08:47 pm (UTC)

Date: 2022-04-20 08:58 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Если Вы имеете в виду вокеизм, то я все же надеюсь, что это болезнь роста.

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2022-04-20 09:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-04-21 11:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2022-04-21 11:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-04-21 12:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2022-04-21 02:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-04-21 09:29 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-04-20 09:38 pm (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Так не любое же употребление слова — обязательно обращение к кому-то.
Бывают же, например, фразы вроде "До 1700 года такое-то слово считалось нейтральным, а после этого перестало считаться нейтральным".
По-моему, это банально и очевидно.

Меня, например, забанили в фейсбуке за фразу "Чем бить *****, спасай Россию".
Хотя она явно не вызывает вражду к *****.

Вы по-прежнему считаете, что запрет слов — это хорошо?

Date: 2022-04-21 07:56 am (UTC)
livelight: (lightning)
From: [personal profile] livelight
Ну это вы нарвались. Известно же, что боты мордокниги крайне тупы, сарказма и иронии они не понимают, а реагируют тупо на ключевые слова.

(no subject)

From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com - Date: 2022-04-22 12:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] livelight - Date: 2022-04-22 12:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-04-21 11:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com - Date: 2022-04-22 12:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-04-22 09:03 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-04-20 09:48 pm (UTC)
alon_68: (Default)
From: [personal profile] alon_68
На самом деле важно не что сказать, а как. Сухие законы фиксируются на конкретных словах просто от бессилия в каждом случае анализировать намерения. Так ГАИ проверяет на алкоголь в крови, будучи не в состоянии определить степень раздолбайства в мозгу. В конце концов, никому не придёт в голову даже в детской книжке отцензурировать слова "подстрахуй" и "оскорблять", а при этом "милостивый государь" или "уважаемый господин" можно произнести так, что ненависть или презрение прямо полыхать будут.

Date: 2022-04-21 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
В общем случае Вы, конечно, правы. Но слышали (или читали) ли Вы когда-нибудь, чтобы слова, перечисленные мной в посте, когда-нибудь употреблялись не с намерением оскорбить?

Date: 2022-04-21 03:43 am (UTC)
From: [identity profile] hirelingofnato.livejournal.com
В США нет никакого принятого "категорического запрета слова на букву N". Если кто-то думает иначе, он приглашается сюда опубликовать реквизиты соответствующего федерального закона, желательно со ссылкой.

Date: 2022-04-21 05:53 am (UTC)
From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com
Нет федерального закона.
Может, нет и местных.
Но могут, к примеру, выгнать с работы и никуда не принять.
Без всякой помощи закона и суда.
Причем не только за н-слово, но и за научное мнение, что у разных популяций есть генетические различия по "среднему IQ".

(no subject)

From: [identity profile] hirelingofnato.livejournal.com - Date: 2022-04-21 07:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Алексей Орлов - Date: 2022-04-21 02:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hirelingofnato.livejournal.com - Date: 2022-04-21 03:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com - Date: 2022-04-24 05:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-04-21 12:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hirelingofnato.livejournal.com - Date: 2022-04-21 12:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-04-21 12:27 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-04-21 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
А в "Майн Кампф" разве есть обидные слова?

И Библия тут ни к месту - логос - это "слово" в смысле высказывания, мысль, а не просто словарная единица.

Date: 2022-04-21 09:39 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А причем тут "Майн кампф"?

Верно, что в Библии имеется в виду не просто словесная единица, но ведь и слово "укроп" содержит весьма определенное высказывание, правда?

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2022-04-22 11:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-04-22 11:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2022-04-22 11:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-04-22 11:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2022-04-22 12:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sergecpp.livejournal.com - Date: 2022-04-22 04:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2022-04-22 11:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] niktoinikak.livejournal.com - Date: 2022-04-26 01:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2022-04-26 12:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-04-26 12:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2022-04-26 12:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] niktoinikak.livejournal.com - Date: 2022-04-26 02:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2022-04-26 03:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] niktoinikak.livejournal.com - Date: 2022-04-26 03:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2022-04-26 03:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] grisha51.livejournal.com - Date: 2023-02-13 05:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] niktoinikak.livejournal.com - Date: 2022-04-26 04:15 pm (UTC) - Expand

О зрении.

Date: 2022-04-26 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] niktoinikak referenced to your post from О зрении. (https://niktoinikak.livejournal.com/2487727.html) saying: [...] не просто словарная единица." https://egovoru.livejournal.com/185570.html?thread=16817890#t16817890 [...]

О тонкости чувств,

Date: 2022-04-30 06:16 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] niktoinikak referenced to your post from О тонкости чувств, (https://niktoinikak.livejournal.com/2494488.html) saying: [...] рассуждает о "нестрогой науке филологии" и Фасмере, "писавшем что ему в голову взбредёт" [...]

О тонкости чувств,

Date: 2022-04-30 06:16 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] niktoinikak referenced to your post from О тонкости чувств, (https://niktoinikak.livejournal.com/2494488.html) saying: [...] А когда ему сказали что вот именно он пишет что ему в голову взбредёт - ублюдок обиделся [...]

Разговор с биологиней. today.

Date: 2025-11-25 12:49 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] niktoinikak referenced to your post from Разговор с биологиней. today. (https://niktoinikak.livejournal.com/4367687.html) saying: [...] щего себе скажем вот это: https://egovoru.livejournal.com/185570.html?thread=16845282#t16845282 [...]

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 16th, 2026 02:08 pm
Powered by Dreamwidth Studios