egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Названия «Новое время», «модерн», «Art Nouveau» и прочие в том же роде отражают забавную особенность человеческого мышления: мы легко подмечаем, что настоящее отличается от прошлого, но вот представить себе, что будущее будет отличаться от настоящего, нам уже не под силу. Так что, когда «Новое время» устаревает, приходится изобретать уродства вроде «новейшего времени». Но это не спасает: если за модерном наступает постмодерн, то потом что – постпостмодерн?


По мнению Дмитрия Панченко, Новое время закончилось в год высадки Нила Армстронга на Луну. «К концу 1960-х были обеспечены все юридические, политические, экономические и моральные предпосылки для того, чтобы жизненная программа, направленная на обретение счастья (pursuit of happiness), стала возможной для всех слоев, для всех граждан независимо от социального происхождения, расы и пола, причем не за счет других народов, других членов сообщества, именуемого человеческим родом». Автор уточняет, что это относится «только к западной цивилизации и тесно связанным с ней странам, включая Россию», но последующие события (статья вышла в 2009) показали, что даже и с этой оговоркой столь оптимистическая оценка ситуации едва ли была адекватна.

А главное, ведь население Западной Европы и Северной Америки составляет всего лишь ~12% населения Земли, а в остальных частях планеты задачи, поставленные Новым временем, еще и близко не решены.


Диаграмма из статьи Jeff Desjardins на Visual Capitalist,
где размер кружочка для каждой страны пропорционален ее населению,
дает наглядное представление о ситуации

А почему, собственно, именно Китай и Индия – чемпионы по числу проживающих в них людей? Если причина – в необыкновенной производительности рисовых полей, то примечательно, что технология, разработанная 10 тысяч лет назад, до сих пор обеспечивает преимущество. Но, конечно, тут сказывается и способность объединяться в одно государство. Китай был таким на протяжении большей части своей истории, а вот Индия, наоборот, почти все время была лоскутным одеялом – что роднит ее с Европой. Если бы мусульмане научились жить в мире с индуистами, и Бангладеш с Пакистаном не откололись бы, то по общей численности населения Индия обогнала бы Китай.

Date: 2021-11-24 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2021-11-24 08:45 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Годится, Фрэнк!

(no subject)

From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com - Date: 2021-11-24 08:51 pm (UTC) - Expand

Date: 2021-11-24 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] ira-k.livejournal.com
pursuit of happiness все-таки не "обретение счастья", а стремление к счастью...
разные вещи, на мой взгляд.

Date: 2021-11-24 08:48 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Я бы даже перевела это как "погоня за счастьем", но у автора статьи именно такой перевод. А Вы согласны с ним, что цели, поставленные в американской Декларации независимости, уже повсеместно достигнуты?

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2021-11-25 02:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-25 01:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2021-11-25 03:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-25 04:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2021-11-25 07:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-25 07:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2021-11-25 10:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2021-11-26 06:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-26 01:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ira-k.livejournal.com - Date: 2021-11-27 07:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-28 02:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ira-k.livejournal.com - Date: 2021-11-29 03:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-29 11:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ira-k.livejournal.com - Date: 2021-11-30 03:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-12-01 11:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ira-k.livejournal.com - Date: 2021-12-02 02:43 pm (UTC) - Expand

Date: 2021-11-24 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] maiorova.livejournal.com
Китай тоже лоскутное одеяло, если верить преподавателям моего мужа — он учил китайский.

Date: 2021-11-24 08:51 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
На каком-то другом уровне - наверняка. Германия, скажем, тоже номинально единая страна. Когда один мой немецкий коллега вдруг заявил, что он вовсе не немец, я не догадалась, что он скажет - я не немец, а шваб! :) Так же и в Китае, я слышала, есть разные племена, говорящие на разных диалектах и т.д. А что про это рассказывает Ваш муж?

Тем не менее, на протяжении большей части своей истории Китай был единой империей, а Индия - нет.

Date: 2021-11-24 04:11 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Мне кажется. что само деление на эпохи не особо полезно или осмысленно....
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем... и нет избавления в этой борьбе
Технический прогресс непрерывен.
А идея социального прогресса — это все таки левая идея.
И не надеюсь, что я переспорю их,
Могу подарить лишь учебник истории.
Edited Date: 2021-11-24 07:00 pm (UTC)

Date: 2021-11-24 09:32 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"А идея социального прогресса — это все таки левая идея"

Статья Панченко, вообще говоря, посвящена именно идее прогресса. Он считает, что сейчас человечество утратило веру в прогресс - что, собственно, и означает конец Нового времени. А Вы согласны с этим?

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2021-11-25 06:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-25 01:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2021-11-25 03:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-25 03:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2021-11-25 03:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-25 04:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2021-11-26 06:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-26 01:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2021-11-26 07:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-26 07:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2021-11-26 08:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-26 08:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2021-11-27 06:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-27 01:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2021-11-27 05:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-28 02:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] reader59.livejournal.com - Date: 2021-11-26 08:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-26 08:27 pm (UTC) - Expand

Date: 2021-11-24 04:16 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
Индия обогнала бы Китай//

Так почти уже )
https://www.bbc.com/russian/news-57071044

Но это не спасает: если за модерном наступает постмодерн, то потом что – постпостмодерн?//

Лично я думаю, что триада традиционное общество — модерн — постмодерн очень продуктивна при осмыслении глобальной истории человечества. Конечно, начинать выделять уже следующую стадию — метамодерн — рановатенько, с другой стороны, история действительно ускорилась, и это нельзя не признать. Этому способствует глобализация. Сейчас исторический процесс потому сложный, что в нем одновременно участвуют общества трех разных мировоззренческих формаций: традиции, модерна, постмодерна. Налицо три типа конфликтов. Появление четвертого типа обществ, думаю, вообще все нафиг взорвет. ))

Date: 2021-11-24 09:08 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Так почти уже )"

Да, я тоже слышала, что в Китае прирост населения замедлился. Но ведь это, насколько я понимаю, закономерное следствие подъема экономики? Оно наблюдалось и в европейских странах, и в Японии. А Индия, видимо, еще не дошла до этого поворотного момента?

Про то, что Китай и Индия - самые населенные страны я, конечно, знала, но эта картинка открыла мне глаза на величину Вьетнама и Филиппин - я не подозревала, что там столько народу! Ну и, конечно, малость Австралии впечатляет - это крошечный серо-голубой кружочек рядом с Вьетнамом (в статье, куда ведет ссылка из подписи к рисунку, есть ссылка на версию, где можно узнать названия всех кружочков). Чем рваться на Марс, лучше бы подумать об использовании этой территории - воды там тоже нет, зато хоть атмосферы навалом :)

"в нем одновременно участвуют общества трех разных мировоззренческих формаций: традиции, модерна, постмодерна"

Мне кажется, положение усугубляется еще и тем, что "догоняющие" страны, проходящие ту или иную стадию в окружении стран, убежавших вперед, получают от последних технологии в готовом виде, но не успевают психологически к ним подготовиться. В итоге мы имеем ситуацию, описанную Булгаковым (http://lib.ru/BULGAKOW/r_13.txt) :(

(no subject)

From: [identity profile] reader59.livejournal.com - Date: 2021-11-26 08:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-26 08:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] reader59.livejournal.com - Date: 2021-11-26 08:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-26 09:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] reader59.livejournal.com - Date: 2021-11-26 09:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-26 09:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] reader59.livejournal.com - Date: 2021-11-27 12:02 pm (UTC) - Expand

Date: 2021-11-24 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] alaric-.livejournal.com
> а в остальных частях планеты задачи, поставленные Новым временем, еще и близко не решены

Ну это вопрос, как сравнивать. Вы читали книгу Рослингов "Фактологичность"? Одна из глав там озаглавлена "Я родился в Египте". Один из авторов — Ханс Рослинг — родился в 1948 году в Швеции и в этой главе он показывает, что Швеция во времена его рождения по многим критичным для жизни параметрам (доступность медицины, образования, прочих важных благ) довольно близка к современному Египту. А во времена рождения его бабушек и дедушек — к современному Зимбабве. И далее он предлагает вместо сравнения состояния разных стран сейчас в статике посмотреть на динамику.

Я это пишу к тому, что, если некто постулирует, что страны Запада находились в каком-то удачном состоянии в 60-х годах, то наверняка можно обнаружить по многим критично важным параметрам довольно многие страны сейчас уже достигли уровня Запада в 60-х годах. Да, конечно, Запад за это время уже ушёл дальше вперёд и там жизнь всё равно комфортней. Однако же вопрос, что мы тут берём за счастье? Некоторую статичную точку (область) или переменную?

> Если причина – в необыкновенной производительности рисовых полей, то примечательно, что технология, разработанная 10 тысяч лет назад, до сих пор обеспечивает преимущество.

Я бы предположил, что тут всё же важно сочетание технологий с климатом. В другом климате до "зелёной революции" такой производительности, как я понимаю, не добиться никаким средствами.

Date: 2021-11-24 09:17 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"наверняка можно обнаружить по многим критично важным параметрам довольно многие страны сейчас уже достигли уровня Запада в 60-х годах"

Подозреваю, большинство африканских стран еще не достигли и этого, хотя конкретных цифр я не знаю. Кроме того, автор, как я его поняла, имеет в виду не столько экономическое благополучие, сколько политические и социальные свободы. А с ними далеко не все столь радужно :(

"всё же важно сочетание технологий с климатом"

Наверняка так, но все же на Земле есть и другие места с приличным климатом. Надо полагать, тут главным образом сыграло роль то, что люди попали в эти места уже давно и быстро нашли хороший способ пропитания.

(no subject)

From: [identity profile] reader59.livejournal.com - Date: 2021-11-26 08:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-26 08:53 pm (UTC) - Expand

Date: 2021-11-24 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] nick-55.livejournal.com
Только маленькая поправка: Бангладеш откололась от Пакистана в 1971, а до этого входила в его состав.

Date: 2021-11-24 09:29 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, это верно: Бангладеш сперва называлась Восточным Пакистаном. Это-то я знала, но, оказывается, было еще одно княжество, в самом центре Деканского нагорья, которое хотело объединиться с Пакистаном - Хайдарабад. Население там вроде индуистское, но верхушка - мусульманская, и в 1948 году их силой принудили присоединиться к Индии.

Date: 2021-11-24 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] alaev.livejournal.com
Индию объединили англичане, Китай — коммунисты, т.е. тоже достаточно внешняя сила. Если бы Индия распалась на пяток государств, они не были бы уж очень большими.

Date: 2021-11-24 09:41 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, нынешняя Индия - наследница Британского Раджа, но, вообще говоря, годударства, объединявшие практически весь полуостров, существовали в Индии еще до н.э. (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%9C%D0%B0%D1%83%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2). Другое дело, что периоды такого объединенного существования всегда были сравнительно недолгими.

Что же касается Китая, то он объединился задолго до коммунистов:

Image

Date: 2021-11-26 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] reader59.livejournal.com
вы путаете внешнюю силу с внешней идеологией. силы были вполне внутренние, Китай (как и раша на 40 лет раньше) нуждался для дальнейшего развития в диктатуре, идеологический инструмент для ее установления дело сугубо инструментальное, он мог быть любым подходящим, а их много. единственное требование — он должен быть достаточно прост для пропаганды, дурачки сложностей не поймут.

Date: 2021-11-24 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] sova-f.livejournal.com
Какая познавательная картинка!

Date: 2021-11-24 09:45 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, мне она тоже на многое открыла глаза - например, на то, сколько народу живет во Вьетнаме и на Филиппинах, я об этом и не подозревала. А Вас что больше всего поразило?

В оригинале статьи (по ссылке из подписи) есть ссылка на интерактивный вариант, где можно узнать подписи ко всем кружочкам.

На том сайте есть еще другая версия, где страны сохраняют свои географические очертания, но та почему-то показалась мне менее выразительной, чем эта, с простыми кружочками.

(no subject)

From: [identity profile] sova-f.livejournal.com - Date: 2021-11-25 05:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-25 01:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sova-f.livejournal.com - Date: 2021-11-25 01:51 pm (UTC) - Expand

Date: 2021-11-24 09:15 pm (UTC)
From: [identity profile] ashobbit.livejournal.com
Просто в странах с самой большой популяцией единственное, чем человек способен противопоставлять себя государственному системному подавлению личности (а всеобщее пожелание всем счастья - тоже, в некотором роде, подавление личности)это репродукция.

Во-первых приятно

Во-вторых все так делают

В третьих пусть потомки решают что для них счастье, а правительств отстанут от родителей, поскольку надо перераспределять ресурсы системы на детей

В четвертых, чем больше детей, тем система защищена изнутри от экспансивного воздействия миграции. Культуре тоже надо себя защищать

Ну, и, в пятых, в этих странах ярко выраженная религиозная специализация (в индии вообще кастовая), а специализации профессиональной, как например цеховая или образовательная в европе-америке, совсем мало.

Date: 2021-11-24 09:47 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Боюсь, я не уловила, что призваны подтверждать (или опровергать?) эти пункты?

(no subject)

From: [identity profile] ashobbit.livejournal.com - Date: 2021-11-24 10:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-25 01:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ashobbit.livejournal.com - Date: 2021-11-25 06:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-25 06:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ashobbit.livejournal.com - Date: 2021-11-25 07:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-25 07:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ashobbit.livejournal.com - Date: 2021-11-25 07:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-25 07:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ashobbit.livejournal.com - Date: 2021-11-25 07:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-25 07:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ashobbit.livejournal.com - Date: 2021-11-25 08:44 pm (UTC) - Expand

Date: 2021-11-25 03:09 am (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Статья в целом интересная и хорошая. Чтобы осмыслить что-либо, надо это что как-то назвать, и название Новое время для определенного автором периода тоже подойдет. Ну разве что это имя будет несколько некомфортно тем читателям, у которых наша школьная программа крепко вбита как единственная картина мира и истории его.
Конечно, есть и о чем поспорить. Например, о конце прогресса как смысла для существования общества: для большой части американского общества он вовсе не завершен, просто выражается сейчас не в техническом плане, несмотря на строящиеся корабли к Марсу. Фокус с иных миров сместился на Землю, даже в действительно сытом американском обществе находят с чем еще бороться за все хорошее против всего плохого.

Date: 2021-11-25 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"у которых наша школьная программа крепко вбита как единственная картина мира"

Начало Нового времени автор относит к 17-му веку, но часто его начинают Ренессансом, а то и вообще Колумбом. Концом же обычно считают Великую (Первую мировую) войну.

"о конце прогресса как смысла для существования общества"

Да, его главная мысль именно эта - что человечество перестало стремиться к прогрессу. Но мне и она кажется сомнительной, и опять по той же причине: то, что можно сказать о Зап. Европе и Сев. Америке, не относится к 9/10 населения планеты, а значит, программа Нового времени, в чем бы она ни состояла, далека от завершения.

Другое дело, что нельзя заранее считать, что все государства непременно хотят ее выполнять - в конце концов, и в самих США есть, например, амиши, которым это вроде не надо. С другой стороны, хоть амиши и хотят ездить на телегах, но на защиту своих прав они точно так же рассчитывают, как и те, кто ездит на электромобилях.

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2021-11-25 04:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-25 04:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2021-11-25 06:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-25 07:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2021-11-25 07:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-25 07:20 pm (UTC) - Expand

Date: 2021-11-25 04:01 am (UTC)
From: [identity profile] yoginka.livejournal.com
По поводу всяких не особо развитых стран: не все зависит от материальных факторов:
https://www.theglobaleconomy.com/Nigeria/happiness/
Edited Date: 2021-11-25 04:16 am (UTC)

Date: 2021-11-25 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, не все - хотя все же зависимость (https://egovoru.livejournal.com/65464.html) счастья от дохода довольно явственная, если сравнивать страны друг с другом.

Правда, автор статьи имеет в виду не экономические, а политические и социальные факторы. Но и в этом отношении его взгляд кажется мне чрезмерно оптимистичным - особенно принимая во внимание, что сам он, как я понимаю, живет в России.

(no subject)

From: [identity profile] yoginka.livejournal.com - Date: 2021-11-25 04:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-25 04:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yoginka.livejournal.com - Date: 2021-11-25 05:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-25 05:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yoginka.livejournal.com - Date: 2021-11-25 06:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-25 06:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yoginka.livejournal.com - Date: 2021-11-25 08:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-25 08:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yoginka.livejournal.com - Date: 2021-11-25 09:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-25 09:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yoginka.livejournal.com - Date: 2021-11-25 10:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-11-25 11:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yoginka.livejournal.com - Date: 2021-11-25 11:13 pm (UTC) - Expand

Date: 2021-11-30 03:31 am (UTC)
From: [identity profile] mercibo.livejournal.com
Самый старый мост в Париже - Pont Neuf ("Новый мост"). Один из старейших российских городов - Новгород. Неаполь тоже не вчера основали.

Date: 2021-11-30 10:59 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо, очень хорошие примеры. Но с названиями городов ситуация еще не такая тупиковая: ну, назвал ты один новый город Новгородом, так можешь назвать следующий как-нибудь совсем иначе - скажем, Хабаровском или Санкт-Петербургом. А вот если ты назвал время "новым", то деваться некуда: "новейшее" дает только отсрочку, а вот что будет потом, уже совсем непонятно.

Date: 2021-12-08 07:43 pm (UTC)
From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com
у нас в истоии Новое время всегда заканчивалось началом XIX века. XX — уже Новейшая история

Date: 2021-12-08 11:24 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, обычно концом Нового времени считают Первую мировую войну, хотя, в общем, не очень понятно, почему именно ее? Но мне кажется неудачным само название "Новое время", независимо от того, что именно мы будем считать его концом.

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 08:54 am
Powered by Dreamwidth Studios