egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Одна из ключевых идей Мартина Малиа – представление о «европейскости» как о некоем политическом и культурном градиенте. Как самоидентификация человеческой общности, а не просто географическая локация, «Европа» появляется только в 18-м веке: в Утрехтском мирном договоре 1713 года в этой роли еще выступает Respublica Christiana крестоносцев. В рассматриваемый автором период (три последних закончившихся столетия) европейский градиент распространяется от «атлантической Европы», под которой Малиа в первую очередь понимает Францию и Англию, через Mitteleuropa – германские земли – и далее, включая Россию. (Экспорт «Европы» в другие части света путем захвата колоний автор оставляет за кадром).


А что было до этого (добавлю уже от себя)? Ретроспективно современную «Европу» как специфическую модель цивилизации обычно отсчитывают от ренессансной Италии. Как-то смущает, что своему подъему она обязана не только предприимчивости венецианских и генуэзских купцов, но и – косвенно – взятию турками Константинополя, беженцы из которого, прихватив с собой древние манускрипты, нашли приют в итальянских городах.

Но вообще-то, конечно, европейский градиент задан древним Римом, хотя саму римскую империю, как и предшествующую ей империю Александра Македонского, едва ли можно назвать европейской цивилизацией – это была цивилизация средиземноморская. Малиа мельком замечает, что цивилизация в Европе сначала распространялась с юга на север, а потом – с запада на восток.


Иллюстрированная карта Европы авторства Maria Rabinky, 2016
(фото Pixels; там есть и в лучшем разрешении).
Я особенно порадовалась, что сюда попала одесская Опера –
хотя не сразу догадалась, что это такое :)

Date: 2021-03-24 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment), Природа (https://www.livejournal.com/category/priroda?utm_source=frank_comment), Россия (https://www.livejournal.com/category/rossiya?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2021-03-24 10:20 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Только "История" и "Россия", а "Природа" - лишняя, несмотря на упомянутый коралл :)

Date: 2021-03-24 10:24 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Я исправлюсь

Date: 2021-03-24 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] smol1.livejournal.com
ИМХО европейская цивилизация, западная цивилизация и христианская цивилизация - это синонимы.

Date: 2021-03-24 10:29 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Малиа имеет в виду не европейскую цивилизацию вообще, а именно ново-европейскую, то есть ту, которая породила промышленную революцию, и, в свою очередь, была этой революцией отформована. Верно, что те страны, где это происходило, были христианскими, но, мне кажется, ставить тут знак равенства не приходится, поскольку становление новой Европы ведь как раз сопровождалось упадком религии - или, во всяком случае, заметным снижением ее роли в жизни общества. не говоря уже о том, что новооевропейскую модель успешно переняли и страны, где доля христианского населения никогда не была значительна, как, например, Япония.

Название же "западная цивилизация", хотя и широко употребляемое, тоже довольно двусмысленное: западная, откуда считая? Для США, например, Европа будет скорее востоком, для какого-нибудь Морокко - севером, и т.д.

Date: 2021-03-24 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Карта Европы прикольная, можно долго разглядывать и угадывать. И Стамбул согласно ей – часть Европы.

Date: 2021-03-24 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
Крым — декоративное Ласточкино гнездо? Притом что есть вполне европейский и более значимый Херсонес?
А Питер — не Петропавловка, не Эрмитаж, не даже Александрийская колонна, а Адмиралтейство?
Ну такое..

Date: 2021-03-24 09:31 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Тем сложнее и интереснее отгадывать. Суть же остаётся верной.

Date: 2021-03-24 10:50 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Я распознала без поисков в гугле почти все, кроме каких-то кирпичных зданий в Скандинавии, где я никогда не была. Меня порадовало, что на этой карте нашлось место даже киту и тупику :)

Date: 2021-03-25 08:49 am (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
Если это для того, чтобы сложнее отгадывать, зачем там колизей с парфеноном?

Date: 2021-03-24 10:47 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Некие древние руины с колоннами уже изображены на Сицилии, и я сомневаюсь, что много людей способны отличить эти руины от херсонесских, причем, я подозреваю, сицилийские-то гораздо более известны.

Здание Эрмитажа тоже мало кто из иностранцев легко узнал бы. А вот Петропавловский собор, действительно, был бы хорошим вариантом - если только в других странах нет чего-то очень похожего: Трезини-то, чай, не только в России строил? Я бы, наверное, предложила Медного всадника - во всяком случае, Малиа тоже выбрал именно его: подзаголовок его книжки - "От бронзового всадника до ленинского мавзолея".

Date: 2021-03-25 08:53 am (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
Кстати, там на севере изображен очень подозрительный рогатый шлем.

Миф о «рогатых» викингах возник благодаря католической церкви, так как основным источником информации об эпохе викингов являются церковные летописи Европы. Из-за воинственности викингов, их, как «страшных» грабителей, объявляли «дьявольскими отродьями», «чертями»; поэтому и стали приписывать им шлемы с рогами. Ни в одном захоронении эпохи викингов не было найдено подобного шлема. Другое объяснение: идея рогатых шлемов была распространена романтическими художниками в XIX веке.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-03-25 12:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-03-25 12:52 pm (UTC) - Expand

Date: 2021-03-24 10:34 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, художница включила с состав Европы не только Россию, но и Турцию. Автор же книжки как раз подчеркивает, что вот Османскую империю - в отличие от Российской - никто никогда Европой не считал, в первую очередь из-за мусульманства. Ататюрк попытался сделать из Турции Европу авторитарным способом, примерно как в свое время Петр - Россию, но вопрос в том, насколько эффектувны такие методы? Судя по тому, что происходит в Турции сейчас, как-то не очень.

Date: 2021-03-26 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
Вильям Пенн считал. В составленном им в конце 17 века проекте "европарламента" было предусмотрено представительство России и Турции (по десять депутатов):

" if the Turks and Muscovites are taken in, as seems but fit and just, they will make ten a piece more."

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-03-27 11:40 am (UTC) - Expand

Date: 2021-03-24 06:02 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Т.е. настоящими наследниками Византии являются западные, а не восточные европейцы.

Date: 2021-03-24 10:39 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Боюсь, я не уловила Вашу мысль - причем же здесь Византия? В любом случае, автор так далеко назад не заглядывает, он начинает свое рассмотрение только с 18-го века. Византию же он упоминает только мельком, в связи с представлением о том, что Россия - наследница византийского цезаро-папизма, но сам он не придает этому большого значения.

Date: 2021-03-25 01:38 am (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Это из абзаца про константинопольских беженцев.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-03-25 02:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2021-03-25 04:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-03-25 11:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2021-03-25 04:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-03-26 11:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2021-03-26 01:52 pm (UTC) - Expand

Date: 2021-03-25 04:55 am (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
Это из разряда "мирмеколог Х сделал сенсационное открытие: согласно его исследованиям, муравейники следует делить не на маленькие, средние и большие, как это делалось до сих пор, а на очень маленькие, маленькие, средние, большие и очень большие!"

Ну, градиент... Если с другой стороны континента двигаться, получится градиент китайской цивилизации от Пекина до Лондона.

Date: 2021-03-25 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Китай действительно повлиял на сопредельные земли, но расположенные к востоку и югу от него, а вот пекинское влияние на Лондон все же куда слабее, чем лондонское влияние на Пекин.

Date: 2021-03-25 07:31 am (UTC)
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com
Для меня Европа выглядит вот так:

И да, я считаю все остальное - цивилизацию, политику, культуру - производными от климата и той картины ландшафта, которая запечатлевается в мозгу с детства.

Date: 2021-03-25 12:13 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ну, климат-то влияет на цивилизацию и куда более мощно, не только на картинка, запечатлевающаяся с мозгу, но и определяет, например, какие сельскохозяйственные культуры можно выращивать в данной местности и т.д. Тем не менее, не только климат определяет уровень развития - культурные центры перемещаются в ходе истории, и это происходит не потому, что меняется климат.

А откуда эта карта и по какому критерию выделены именно эти зоны? Чем, например, черноморская зона отличается от средиземноморской, паннонская - от степной, а альпийская - от анатолийской? Особенно же загадочной выглядит "макаронезийская", которой я что-то не могу найти на карте. Это, что ли, Мадейра?

Date: 2021-03-25 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com
Картинка европейского бюро по природопользованию (european environment agency). Я ее очень часто на лекциях использую. Паннония, к примеру, это степь внутри дуги Карпат - "естественный" ареал венгров, которые от окружающих европейских народов отличаются, как ты знаешь, довольно сильно. И от собственно евразийской степи, которая понтийско-туранская, она тоже существенно отличается по видовому составу. То же самое и между Средиземноморьем и Анатолией - там есть реальные географические барьеры, как в свое время между Пергамом (который органично вошел в состав Римской империи) и всякой разной Киликией и Парфией, которые римскими так и не стали.
А Макаронезия - это, да, Мадейра и Канары. Осколки Атлантиды с собственной флорой, фауной и населением.

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2021-03-25 01:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] le-ra.livejournal.com - Date: 2021-03-25 01:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2021-03-25 01:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2021-03-25 01:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2021-03-25 01:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-03-26 11:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2021-03-26 07:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-03-27 11:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2021-03-27 12:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-03-27 12:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-03-26 11:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] le-ra.livejournal.com - Date: 2021-03-26 12:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-03-27 11:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2021-03-26 07:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-03-27 11:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2021-03-27 12:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-03-27 12:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2021-03-27 01:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-03-27 01:15 pm (UTC) - Expand

Date: 2021-03-25 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
Судя по карте, культура Пермской области должна сильно напоминать культуру Прованса.

Date: 2021-03-26 12:41 pm (UTC)
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com
Да, в карте есть одна очень существенная недоработка. Тот "континентальный" пояс - на самом деле пояс широколиственных лесов. И его следовало бы поделить пополам по так называемой буковой линии, или ареалу бука. Это будет примерно линия Кёнигсберг-Одесса.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-03-27 11:34 am (UTC) - Expand

Date: 2021-03-25 01:20 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
...и СЯУ, что, вопреки названию, Малая Азия находится в Европе!

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 08:54 am
Powered by Dreamwidth Studios