egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Когда заходит речь об этом писателе, почему-то вспоминают только «Над пропастью во ржи», хотя и другие его произведения переводились в СССР и даже издавались «Прогрессом» в оригинале. Мне его истории о детях семейства Глассов попались, видимо, в самый подходящий момент. Помню, текст одной из них (откуда я позаимствовала заглавие поста) показался мне тогда настолько трудным, что я одолевала его маленькими кусочками и почему-то с конца :) Но что-то все же заставляло меня продираться через этот поток сознания – и мне кажется, задним числом я понимаю, что именно.


Я с благодарностью вспоминаю учителей школы, где училась до того, как перешла в биологическую. А вот одноклассники – другое дело. Тон задавали те, кто уже к шестому классу воспринимал необходимость отсиживать уроки как покушение на их священное право. Право на что? Верховодили девочки – многие из них к этому возрасту уже приобрели все причитающиеся им половые признаки. «Не хочу учиться, хочу жениться» висело в воздухе. Фрустрация выливалась на учителей, изводить которых считалось главной целью посещения школы.

К счастью, школа была не единственной социальной средой моего обитания: я занималась сразу в двух биологических кружках – в зоопарке и в университете. Тем не менее, ощущение «белой вороны» меня тяготило – в подростковом возрасте мы жаждем «быть как все» как никогда в жизни. Помню, я даже нарочно делала ошибки в диктантах – лишь бы не слишком выделяться на общем фоне. Долго оставаться в такой ситуации опасно – можно возомнить о себе невесть что. Мне повезло: в новой школе уже все были такие, как я :)

Так вот, у Сэлинджера – как раз об этом ощущении «белой вороны» и о том, как не свихнуться от него. Другая примечательная книга на ту же тему, но уже о взрослых людях – «Ночные дороги» Гайто Газданова.


Мне очень понравились Бадди и Симор (Сеймур) Гласс
в представлении художника Дэвида Ричардсона
(из их с писателем Майклом Норрисом очерка в проекте Literary Kicks)
Портреты остальных Глассов у него тоже есть :)

Похоже, Ричардсон использовал вот это фото из выпускного альбома военной академии, где учился Сэлинджер:


Date: 2020-11-04 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Литература (https://www.livejournal.com/category/literatura?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2020-11-04 11:14 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Правильно, Фрэнк!

Date: 2020-11-04 11:20 pm (UTC)

Date: 2020-11-04 11:38 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо, не слышала прежде этой песни! А повести о Глассах Вам приходилось читать?

Date: 2020-11-05 05:21 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Я даже и не слышал о таком...

Date: 2020-11-05 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ну, а "Над пропастью во ржи" Вы ведь наверняка читали?

Date: 2020-11-05 01:06 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Начал, но мне не понравилось. Очень неприятный и очень скучный главный герой. Возможно, это история о том, что бывает, если не принимать свой прозак (ОК, в те времена его еще не было).

Date: 2020-11-05 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Про "Над пропастью" - а вернее, про ее героя - у меня есть отдельный пост (https://chto-chitat.livejournal.com/11979132.html) в сообществе "Что_читать". Но, надо сказать, эта повесть, самая известная у своего автора, не произвела на меня такого сильного впечатления, как повести о Глассах и некоторые другие его рассказы, например, "Дорогóй Эсме - с любовью и вякой мерзостью" (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B9_%D0%AD%D1%81%D0%BC%D0%B5_%E2%80%94_%D1%81_%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%8E_%D0%B8_%D0%B2%D1%81%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B7%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8E). Думаю, однако, что все эти вещи - только для определенного возраста; если не успел прочесть их тогда, потом уже будет поздно.

Date: 2020-11-05 02:03 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Я с Вами не соглашусь по поводу ответственности. Он, насколько я помню, нигде не ведет себя в книге ответственно. А метафора с ловцом детишек - так тут дело не в ответственности, а в том, что он только с маленькими детьми чувствует себя кем-то.
В отличии от героев, например, Убить пересмешника, где дети пытаются взаимодействовать на уровне взрослых, ловец во ржи хочет ловить именно тех кто гораздо слабее его. И он поэтому и описывает ни одного взрослого, кроме меня. - что бы быть одним-единственным самым мудрым и могучим, вне конкуренции. Он адекватно оценивает свои способности.
Edited Date: 2020-11-05 02:03 pm (UTC)

Date: 2020-11-05 09:44 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Он, насколько я помню, нигде не ведет себя в книге ответственно. А метафора с ловцом детишек - так тут дело не в ответственности, а в том, что он только с маленькими детьми чувствует себя кем-то"

Мне кажется, что даже одна только эта знаменитая цитата - как и само название книжки! - однозначно говорит о том, что он именно чувствует ответственность за сестренку. Если бы речь шла просто о том, чтобы "чувствовать себя кем-то", зачем бы ему потребововалась именно эта роль страховщика? Мне кажется, тут описан момент, когда человек понимает, что он кому-то нужен, что без него этот кто-то попадет в опасность - а это ведь и есть пробуждение ответственности, разве нет?

Date: 2020-11-06 07:06 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"Мне кажется, тут описан момент, когда человек понимает, что он кому-то нужен, что без него этот кто-то попадет в опасность - а это ведь и есть пробуждение ответственности, разве нет?"

В этом Ералаше, мальчик именно хочет быть нужным предупреждая об участке улицы с гололедом. А когда подходит другой мальчик и засыпет этот гололед песком, первый мальчик этот песок разгребает и продолжает предупреждать - он хочет быть нужным, но потому ли что он чувствует ответственность за кого-то? Наш мальчик искусственно создает опасность в условиях которой он становится нужен.
Вспомните Илиаду: Ахилл проявляет ответственность за греков, когда убеждает Агамемнона вернуть дочь жрецу и прекратить болезнь среди греков. А когда, в ответ на это, Агамемнон отбирает пленницу у Ахилла, Ахилл отказывается участвовать в отражении атаки троянцев, тем самым демонстрируя свою нужность грекам. Но при чем тут ответственность Ахилла? Он демонстрирует 1. свою нужность грекам и 2.Ответственность Агамемнона за проблему.
В книге, когда встает речь напрямую об ответственности, герой ее однозначно не хочет. Чем кончается книга?
у меня спрашивают, буду ли я стараться, когда поступлю осенью в школу. По-моему, это
удивительно глупый вопрос. Откуда человеку заранее знать, что он будет делать? Ничего нельзя знать заранее!

Мне кажется, он очень четко говорит, о том что вопрос об ответственности - очень глупый вопрос. Собственно, ответственность и заключается в том, что он говорит заранее, что он будет делать, и этого то герою и не хочется.
У героя есть сама по себе идея ответственности: начиная с первого момента в книжке, где он потерял клюшки и до последнего, где у него спрашивают об планах - он понимает что на него пытаются навесить ответственность, и он от нее отбивается всеми силами.

Edited Date: 2020-11-06 07:06 am (UTC)

Date: 2020-11-06 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"он понимает что на него пытаются навесить ответственность, и он от нее отбивается всеми силами"

Конечно, потому что навязанная тебе ответственность - это вовсе не то же самое, что добровольно на себя взятая!

Я согласна с Вами, в основном эта книжка - про "подростковый бунт", то есть, про нежелание молодого поколения принимать навязываемые им представления старших. Именно этим, насколько я понимаю, она и привлекла внимание современников, потому что ее выход в 1951 пришелся на юность т.н. "beat generation". Гинзберг, Берроуз и Керуак - это ведь все Холдены Колфилды. (Примечательно, кстати, что битники - тоже продукт именно Нью-Йорка, как и Холден с его автором; это только позже они переместились в теплую Калифорнию и слились с хиппи).

Но мне кажется важным, что наряду с отторжением родительских ценностей в "Над пропастью" показано также и это самозарождение социальной ответственности. Более того, это мне кажется главным, потому что именно это и вынесено автором в заглавие книжки. Но я не буду навязывать Вам свое восприятие: в конце концов, любую книгу каждый понимает в меру своей испорченности :)

Date: 2020-11-07 09:15 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"они переместились в теплую Калифорнию и слились с хиппи"
Я думаю, у нас просто разное восприятие этой части культуры. Хиппи с панками прошли мимо моего сознания.

Date: 2020-11-07 12:33 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Хиппи с панками прошли мимо моего сознания"

Это Вы, наверное, не видели фильма Милоша Формана (https://egovoru.livejournal.com/87378.html)? Там в посте по ссылке у меня есть самый выразительный кусочек из него, но и весь фильм стоит посмотреть :)

Date: 2020-11-04 06:18 pm (UTC)
From: [identity profile] liber-polly.livejournal.com
Я с таким счастьем нарыла когда-то эти книжки. А потом уже в Канаде прочитала по английски...

Date: 2020-11-04 11:41 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, я какие-то из них потом тоже перечитала по-английски, но, надо сказать, советские переводчики хорошо справлялись со своим делом. Правда, я бы перевела название центральной повести как "Сеймур: знакомство", а не как "Симор: введение", как сделала Райт-Ковалева :)

А как Вам портреты Глассов? Там по ссылке и тексты очень достойные.

Date: 2020-11-06 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] liber-polly.livejournal.com
Портреты никак:(

Date: 2020-11-06 02:18 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А расскажите, пожалуйста, чем именно Вам понравились истории о Глассах?

Date: 2020-11-05 04:49 pm (UTC)
From: [identity profile] smol1.livejournal.com

Не знал, что Сэлинджер окончил военное училище. Представляю, какая это была для него мука. Я помню его слова из Над пропастью во ржи:


Как-то я целую неделю был бойскаутом, и меня уже мутило, когда я смотрел в затылок переднему мальчишке. А нас все время заставляли смотреть в затылок переднему. Честное слово, если будет война, пусть меня лучше сразу выведут и расстреляют. Я и сопротивляться бы не стал.  

Date: 2020-11-05 09:40 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Не знал, что Сэлинджер окончил военное училище"

Да, я тоже не знала и этой замечательной фотографии прежде не видела. Вики пишет, ссылаясь на какие-то биографические книжки, что его детство было не слишком похоже на описанное им детство супергениальных отпрысков семейства Глассов, и что его собственный IQ был всего лишь 110-115 :) Он вроде хотел стать актером (участвовал в школьных театральных постановках), но родителям это не понравилось, и они отдали его в военное училище. Потом они пытались пристроить его к мясобойне, в результате чего он стал вегетарианцем.

А Вам не приходилось ли читать книжку воспоминаний его дочки? Эта книжка в свое время наделала шуму - кажется, дочь его там сильно ругает.

Date: 2020-11-06 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] smol1.livejournal.com

Нет, не читал.

Date: 2020-11-05 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] benni72.livejournal.com
А Вы смотрели "Rebel in the Rye" (в русскоязычной версии - "За пропастью во ржи")? Если да, какие у Вас впечатления?

Date: 2020-11-05 09:28 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Увы, я этого фильма не видела и даже не знала о его существовании. Сейчас посмотрела, кто там играет главную роль, и что-то внешность этого актера мне сильно не понравилась: он совсем не похож на свой персонаж и вообще выглядит как-то дебиловато :(

А Вы видели этот фильм - и, если да, то понравился ли он Вам?

Date: 2020-11-06 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] benni72.livejournal.com
Видел. Фильм мне показался довольно шаблонным, но интересным в биографическом плане.

Date: 2020-11-06 11:05 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
В биографическом плане, наверное, имеет смысл ознакомиться с воспоминаниями его дочери - вот тут есть довольно подробный рассказ о них (https://chto-chitat.livejournal.com/7827662.html). Но это 600-страничный том, а мне личность этого писателя не настолько уж интересна. Его книги - конкретно повести о Глассах - в свое время произвели на меня впечатление, но я не могу сказать, чтобы они уж прямо стали моими настольными :)

Date: 2020-11-06 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] smol1.livejournal.com

Когда я читал Сэлинджера в юности, то был в восторге от всего, в особенности, от рассказов. Когда перечитывал через много лет (но уже тоже давно), то рассказы не понравились, кроме одного (кажется про рыбку-бананку). А Над пропастью во ржи - понравилась.

Date: 2020-11-06 10:57 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, с возрастом восприятие, конечно, меняется. Я прочла и "Над пропастью", и повести о Глассах, и "Девять рассказов" в юности - сначала в переводе, а потом кое-что из этого - еще и по-английски, но с тех пор я к ним не возвращалась. Мне кажется, это все-таки сугубо юношеские книжки - их достаточно прочесть один раз; они не из тех, что перечитываешь потом всю жизнь.

Date: 2020-11-07 11:38 am (UTC)
From: [identity profile] smol1.livejournal.com
Я где-то прочел, что в романе Над пропастью во ржи автор подспудно внушает читатели какие-то вредные идеи, то ли терроризм, то ли наркоманию. Я тогда так и не понял, каким образом это внушается, а теперь я забыл, кто это сказал.

Date: 2020-11-07 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Такие утверждения очень трудно проверить: надо ведь взять две одинаковые группы читателей, одним дать прочесть эту книжку, другим не давать, потом наблюдать за ними всю оставшуюся жизнь и подсчитать, сколько из них стали террористами и наркоманами в той и другой группе. А поскольку ясно, что такие исследования провести невозможно, заявляющий подобные вещи ничем не рискует :) А еще можно сказать, что любую книгу каждый понимает в меру своей испорченности :)

Date: 2021-05-22 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] mishemplushem.livejournal.com
Больше всего у Сэлинджера люблю именно Raise High the Roof Beam, Carpenters ("Выше стропила, плотники"; первый раз читал, так сложилось, не в оригинале, а именно в переводе Райт-Ковалевой. Перевод выдающийся, как и всё у нее.)

Date: 2021-05-22 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, я тоже прочла ее первый раз в том же переводе. Помню, что меня совершенно покорило уже ее заглавие - ну и, конечно, как все такие заглавия, оно оказалось цитатой (https://egovoru.livejournal.com/619.html) :)

А как Вам нравятся портреты семейки Глассов руки Дэвида Ричардсона? Мне кажется, он нашел для них очень подходящую стилистику - немного напоминающую Эдварда Хоппера. Там и текст по ссылке очень адекватный.



Date: 2021-05-22 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] mishemplushem.livejournal.com
Совсем ничего не могу сказать. Я визуально, как бы так политкорректно выразиться, challenged — плохо у меня обстоит с иллюстрациями )

Date: 2021-05-22 06:02 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Тогда, может быть, Вам текст понравится (по ссылке)? Мне показалось, они там очень адекватно написали.

Ну, а Вы не можете быть так уж visually challenged - Вы же любите кино? Кстати, я таки подготовила свой пост о Дале, как Вам обещала - тем более, на следующей неделе как раз его день рожденья.

Date: 2021-05-22 06:05 pm (UTC)
From: [identity profile] mishemplushem.livejournal.com
"Ну, а Вы не можете быть так уж visually challenged - Вы же любите кино?" — да, всё и правда не так однозначно, с кино совершенно иначе! Текст посмотрю обязательно.
Пост про Даля очень жду!

Date: 2021-05-25 10:42 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Пост про Даля очень жду!"

Вот он (https://egovoru.livejournal.com/171416.html) - думаю, у Вас найдется что сказать! А я так расчувствовалась, что случайно сама себе поставила "лайк" - не думала, что такое возможно технически :)

Date: 2021-05-28 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] mishemplushem.livejournal.com
Пойду заложу в закладочки. Всё начинаю постепенно читать с первого июня, пока цейтнот ))

Date: 2021-05-28 09:22 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ничего страшного - я все комментарии получаю на почту :)

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 12:11 pm
Powered by Dreamwidth Studios