egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Слова в заглавии – из первой услышанной мной когда-то давно песни Михаила Анчарова. Они и сейчас кажутся мне самым глубоким проникновением в сущность искусства, какое мне попадалось, так что тогда я сразу заинтересовалась личностью автора. Еще почему-то запомнилось хлесткое из другой его песни:

Уродись я с такою мордою,
Я б надел на нее штаны!


А вот с прозой Анчарова я в юности так и не познакомилась, и потому решила восполнить этот недостаток сейчас, последовав рекомендации уважаемого [livejournal.com profile] asidenko.


«Теория невероятности» и «Золотой дождь» – две повести 1965-го года, написанные от лица разных членов одной и той же дружеской компании. Первая показалась мне гибридом Александра Грина и Василия Аксенова, а вот вторая – ни на что не похожа. Главная мысль автора, кочующая из книги в книгу, такая: «Равенство – это разнообразие. Коммунизм – это не общее корыто с даровой едой, а общая взлетная полоса. Поэтому у порядочного человека жизнь – это десант. У каждого свой». Сегодня эта мысль даже еще более актуальна, чем полвека назад.

А еще он был недурным художником – собственно, и был именно им по образованию: окончил Суриковское училище. Оставил нам несколько автопортретов, из которых мне больше всех нравится вот этот.


Автопортрет Михаила Анчарова – не смогла найти, какого года,
но, видимо, сразу после войны, а фото – с мемориального сайта,
где можно посмотреть и другие его работы

Сдается мне, что:

Нас без слез покидали женщины,
А забыть не могли вовек,


– отнюдь не фигура речи :)

А вы, уважаемые френды, читали в юности Анчарова?

Page 1 of 8 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] >>

Date: 2020-08-26 02:02 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Искусство (https://www.livejournal.com/category/iskusstvo?utm_source=frank_comment), Литература (https://www.livejournal.com/category/literatura?utm_source=frank_comment), Музыка (https://www.livejournal.com/category/muzyka?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2020-08-26 02:18 pm (UTC)

Date: 2020-08-26 02:20 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Я прозу Анчарова не читал, но у меня есть пост про его влияние на Высоцкого https://marigranula.livejournal.com/392258.html

Date: 2020-08-26 02:25 pm (UTC)
From: [identity profile] timur0.livejournal.com
Когда-то в 80-х читал его прозу. Забыл напрочь.

Date: 2020-08-26 02:46 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/mak_/
сода-солнце. ничего не помню:(

Date: 2020-08-26 03:17 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Правильно, Фрэнк!

Date: 2020-08-26 03:17 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А что именно, и каковы были Ваши впечатления?

Date: 2020-08-26 03:19 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Отлично

Date: 2020-08-26 03:20 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, Высоцкий вроде так и говорил, что начал писать песни под влиянием Анчарова. Особенно это влияние заметно в том, что и у Анчарова, и у Высоцкого преобладающий жанр - это песни-истории, то есть, баллады - жанр древний и почтенный :)

Date: 2020-08-26 03:22 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ну, если забыли, значит, она не произвела на Вас сильного вчечатления. Мне кажется, А. - из тех авторов, от кого остается в основном легенда, а не произведения.

Date: 2020-08-26 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Значит, не произвела сильного впечатления :)

Date: 2020-08-26 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] partizan-1812.livejournal.com
От "Теории невероятности" впечатление осталось хорошее. Но помню именно впечатление, и довольно плохо содержание. Интерес был к тому, что главный герой и прочие персонажи прочно стоят ногами в двух мирах - уже произошедшем и драматическом прошлом (война) и устремленном в будущем времени 60х гг.
"Золотой дождь" совсем не запомнился. Слишком романтично?
Читал давно, в середине 70х, а память не резиновая. :))

Date: 2020-08-26 04:00 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"уже произошедшем и драматическом прошлом (война) и устремленном в будущем времени 60х гг."

Да, я тоже отметила, как война все время присутствует в этих книгах в качестве второго плана, увеличивая глубину пейзажа. В "Дожде" это еще более заметно, чем в "Теории". Думаю, "Дождь" Вам не запомнился просто потому, что там нет ясного сюжета - это скорее цепочка отдельных эпизодов, чем связная сквозная история. Мне же сейчас это показалось скорее достоинством :)

А пробовали ли Вы читать его романы? Я прочла по нескольку глав из "Самшитового леса" и "Как птица Гаруда", но целиком читать не стала - я уже давно потеряла вкус к чтению художественной литературы, а оба эти произведения - вполне типичные романы.

Date: 2020-08-26 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] const0000.livejournal.com
«Этот синий апрель» и «Теория невероятности» - читал.
однако, с учётом того, что "чукча (категорически) нечитатель" — это круто :))
мне понравилось.
100%-но шестидесятно - по духу.
и патриотично, и с будущим, и душевно...
но... уже не помню о чём :))

Date: 2020-08-26 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] partizan-1812.livejournal.com
>>я уже давно потеряла вкус к чтению художественной литературы

У меня похожая проблема. Не то, чтобы потерял вкус, но для чтение художественной литературы мне требуется усилие, а сил не хватает.

Нет, не читал.

Date: 2020-08-26 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] partizan-1812.livejournal.com
>>100%-но шестидесятно - по духу.
и патриотично, и с будущим, и душевно...
но... уже не помню о чём :))

Очень похоже на мое впечатление от этой книги.
Немного помню, но совсем немного. Отдельные персонажи, эпизоды, отрывочные воспоминания главного героя (о десантнике, поскользнувшемся при выпрыгивании из грузовика, которого за это отправили в полковую разведку, почему-то запомнил:)).

Date: 2020-08-26 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] const0000.livejournal.com
ну да.
это просто - истории из жизни...
просто человека.
кто ж всё тут упомнит :))
и мне тогда показалось — оно ("апраель") близко к автобиографичности ;)
хорошая книга.
и сейчас бы - рекомендовал её :)

Date: 2020-08-26 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
Читал. Впечатление было, книги понравились - не все подряд, «Теория невероятности» «Сода-солнце» «Самшитовый лес», примерно так.

Date: 2020-08-26 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"100%-но шестидесятно - по духу"

Мне "Теория" тоже сразу напомнила Аксенова - но, заметьте, Аксенов ведь почти на 10 лет моложе, так что это еще неизвестно, кто на кого повлиял - вернее, почти наверняка Анчаров на Аксенова, а не наоборот. По возрасту же Анчаров (1923 г.р.) ближе к Борису Васильеву (1924 г.р.), а не Василию Аксенову (1932 г.р.), но книги его совсем не похожи на "лейтенантскую прозу".
Edited Date: 2020-08-26 05:38 pm (UTC)

Date: 2020-08-26 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"У меня похожая проблема"

Похоже, это возрастное явление - о подобном мне говорили и многие знакомые-ровесники. Правда, кое-кто, наоборот, стал с возрастом читать больше художественного, а не меньше :)

Date: 2020-08-26 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] partizan-1812.livejournal.com
Я вижу большой разброс в отношении к чтению худлита среди близких знакомых :)

Date: 2020-08-26 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Помимо двух повестей, упомянутых в посте, я прочла еще по нескольку первых глав из "Самшитового леса" и "Как птица Гаруда" (последняя книга привлекла еще и необычным заглавием), но целиком читать ни то, ни другое я все же не стала: в нынешнем возрасте мне уже как-то неинтересно читать романы :)

А Вы как, способны ли еще читать художественную литературу?

Date: 2020-08-26 05:45 pm (UTC)
From: [identity profile] partizan-1812.livejournal.com
Да. Вот это свободное сочетание опыта "поколения лейтенантов" и устремлений молодых шестидесятников запоминается.

Date: 2020-08-26 05:45 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
В смысле возрастных изменений или вообще?

Date: 2020-08-26 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
В "Теории" мне еще показалось заметным влияние Грина - а конкретно, "Несбывшегося" из "Бегущей по волнам". Правда, что-то есть?
Page 1 of 8 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 07:03 pm
Powered by Dreamwidth Studios