egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Почему подброшенный камень падает обратно на землю? Потому что стремится занять свое естественное место. Почему желудь прорастает? Потому что хочет превратиться в дуб. Доктрина телеологии была впервые отчетливо сформулирована Аристотелем, но подобные идеи высказывали и более ранние мыслители. Сознательные существа, мы способны сформировать в своем уме образ желаемого и затем добиваться его осуществления в действительности. Стоит ли удивляться, что мы видим целеполагание и вокруг себя? Особенно если учесть, что те, кто его не видел – кто принял притаившегося тигра за безобидный куст – не дожили до наших дней.


В последующие века склонность объяснять происходящее наличием цели сменилась желанием отыскать его причину: то есть, не то, что «тянет», а то, что «толкает». Во всяком случае, о целях падающих камней сегодня уже никто не рассуждает. Гораздо труднее отказаться от понятия цели, описывая живые существа – в предыдущем абзаце я сама продемонстрировала такой пример. Предложения типа «Зимой птицы мигрируют на юг, чтобы избежать зимних холодов и бескормицы» постоянно встречаются в биологической литературе.

Некоторые биологи (среди них такие известные, как Жак Моно и Эрнст Майр) даже используют особый термин «телеономия», желая и по воде пройти, и ног не замочить. С одной стороны, они предлагают считать соответствие некоему «проекту» характерной особенностью живых существ, отличающей их от неживых предметов. С другой, настаивают, что под «проектом» тут подразумевается не замысел разумного Дизайнера, а действие генетической программы.

На мой взгляд, сама идея «соответствия проекту» весьма сомнительна. Проект – это умственная конструкция, так что сразу же возникает вопрос, в чьем же уме создается этот проект, если не в уме Дизайнера? К тому же я не понимаю, чем звучащая по-умному «телеономия» отличается от обычной «приспособленности», для объяснения которой Дарвин и предложил свой механизм?


Бог готовит проект человека по своему образу и подобию,
из книги «La Création du Monde: L'homme» Жана Эффеля (1973)

Page 1 of 11 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] >>

Date: 2020-06-10 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Дизайн (https://www.livejournal.com/category/dizayn?utm_source=frank_comment), Литература (https://www.livejournal.com/category/literatura?utm_source=frank_comment), Наука (https://www.livejournal.com/category/nauka?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2020-06-10 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"Ускользающей цели обольщающий свет" - понравилось. Это ведь то что мотивируют очень многих людей на всякие бесплодные занятья, включая игроманию.

"Бог готовит проект человека по своему образу и подобию,"
Завершив подготовительные работы, Он наконец приступил к настоящему творчеству. Ему хотелось создать Человека, но Он не знал, каким должен быть Человек, а из жизни его взять не мог, потому что в жизни его еще не было.

Но его это не волновало. Он был весел и даже беспечен, потому что твердо верил в Свое могущество.

При свете солнца, созданного вчера, он заглянул в водную гладь, позавчера отделенную от суши, и увидел в ней Свое отражение.

— Ку-ку! — сказал Он и вытянул губы, пытаясь нижней захватить кончик носа. И долго смеялся, потому что это было очень смешно.

Потом он растянул рот до ушей, слегка даже потеснив их при этом, так что они улезли вверх, освобождая место для новых потешных действий.

Он надул щеки и свел глаза к переносице. Потом щеки втянул, а глаза развел. И, заведя руки за спину, приставил Себе рожки.

В этих занятиях прошла первая половина дня. Увидев, что солнце уже высоко, Он спохватился и стал создавать Человека по Своему образу и подобию.

Глина послушно мялась в Его руках, принимая все более четкие очертания. Нос приплюснутый. Рот до ушей. И все тело надутое, как мячик.

— Ква! — сказал Человек. И Он понял, что создал лягушку.

Он отбросил лягушку, и она запрыгала по земле, подтверждая свое сходство с мячиком. А Он опять погрузился в работу. Он старательно разминал глину, вызывая в памяти Свой образ.

Губы, вытянутые и слившиеся с носом. И рожки на голове, похожие на два пальца, приставленные к затылку.

— Ме-е! — сказал Человек. И Он понял, что создал козла.

И опять Он месил глину, пытаясь придать ей ту единственную форму, которая отличает Настоящего Человека. Он создавал Человека, создавал его по Своему образу и подобию, но образов было много, и в них не было ничего человеческого.

Подобия, одно другого страшней, множились на Земле: ихтиозавры, бронтозавры, мастодонты и стегоцефалы… Но Человека не было среди них.

Кончился день, наступил вечер, а Он все трудился, ни на минуту не сомкнув глаз. Все смешалось в его голове, и Он подошел к воде, чтобы освежить Себя в памяти.

Он посмотрел в воду и не узнал Себя. Усталое лицо, бессонные глаза и борозды на лбу, каких не было прежде. И во всем этом столько опыта, неудачного опыта, который впоследствии назовут мудростью…

Он отошел от воды и вылепил Человека.

Date: 2020-06-10 03:53 pm (UTC)
From: [identity profile] warikap.livejournal.com
Поиск причины,в конечном счёте, упрётся в утверждение - таковы,мол,законы природы. А почему они таковы,всё равно объяснения нет.

Date: 2020-06-10 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
Мудрый Восток говорит, что важна не цель, а путь ;)

Date: 2020-06-10 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] skogar.livejournal.com
Как Вы считаете, когда компьютер решает какую-нибудь задачу, у него есть цель?

Date: 2020-06-10 04:58 pm (UTC)
From: [identity profile] 01a2c4d6.livejournal.com
Всё верно.

Date: 2020-06-10 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com
Иными словами, поскольку никто сознательно части нашего тела с заранее запланированной целью не создавал, было бы в корне неверно говорить, что ноги у нас «для того, чтобы ходить», а голова - «для того, чтобы думать»? :)))
Edited Date: 2020-06-10 05:10 pm (UTC)

Date: 2020-06-10 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
В самом начале яблоки с яблони летели во все стороны. Но те яблоки, которые падали вверх, не оставили потомков. Поэтому с течением времени остались только те яблоки, которые падают вниз.

Date: 2020-06-10 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com
Яблоки, которые падали вверх, превращались в звёзды :)

Date: 2020-06-10 10:32 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Фрэнк, только "Наука". Дизайн тут, конечно, упоминается, но это наверняка не тот дизайн, что ты имеешь в виду :)

Date: 2020-06-10 10:37 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Ускользающей цели обольщающий свет" - понравилось"

Это Федор Сологуб. Дальше у него, правда, очень уж мрачно (https://m.rupoem.ru/poets/sologub/uskolzayuschej-celi-obolschayuschij) :(

А вот книга Бытия от Феликса Кривина мне прежде не попадалась :)

Date: 2020-06-10 10:37 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Промахнулся

Date: 2020-06-10 10:39 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Я хотела было написать в самом посте, что и поиски причин - задача, по-видимому, столь же тщетная, как и поиски целей, но решила, что это уж будет чересчур :)

Date: 2020-06-10 10:40 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Думаю, и мы когда-нибудь к этому придем, потому что поиск причин, по-видимому, такая же погоня за тенями, как и поиски целей :)

Date: 2020-06-10 10:41 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Я думаю, ставить себе цели способны только сознательные существа. Собственно, целеполагание и есть один из компонентов сознания.

Date: 2020-06-10 10:42 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Мне кажется исключительно интересным поворот от поисков целей к поискам причин, но мне не хватает образования, чтобы проследить его в деталях.
Edited Date: 2020-06-10 10:42 pm (UTC)

Date: 2020-06-10 10:47 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, мне кажется, мы должны постепенно отучаться от такого языка. Но вот, например, Майр в статье по ссылке как раз настаивает, что такой язык, где у несознательных живых организов есть цели, наоборот, полезен. Правда, это статья полувековой давности, а каковы нынешние тренды, я не знаю.

Date: 2020-06-10 10:48 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Интересная идея, но как она связана с целеполаганием? :)

Date: 2020-06-10 11:29 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com
На мой взгляд, нужно ни в коем случае не отучаться, а как можно активнее приучаться задавать вопросы: «зачем?», «для чего?», «с какой целью?»

Просто важно понимать, что осознанное целеполагание - лишь малая надводная часть айсберга. И что подавляющее большинство феноменов, превосходно описываемых на языке целей и задач, происходят не только вне сферы сознания, но и вне сферы субъектности в традиционном понимании

Date: 2020-06-11 08:05 am (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
Полностью согласен.

Date: 2020-06-11 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] 01a2c4d6.livejournal.com
Да, интересно. И хочется попытаться вообразить, каков будет следующий.

Date: 2020-06-11 12:12 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"подавляющее большинство феноменов, превосходно описываемых на языке целей и задач, происходят не только вне сферы сознания, но и вне сферы субъектности в традиционном понимании"

Тем не менее, от поисков целей падающего камня мы сегодня отказались - и, я думаю, не случайно :)

Date: 2020-06-11 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А Майр как раз обсуждает это в своей статье. Он упоминает, что некоторые авторы пишут не "Черепаха вылезла на берег, чтобы отложить яйца", а "Черепаха вылезла на берег и отложила яйца". Только он выступает против такой замены, а мне кажется, ее можно только приветствовать :)

Date: 2020-06-11 12:52 pm (UTC)
From: [identity profile] serge no (from livejournal.com)
Возможно, яблоки, летящие вниз, - это результат селекции, а не естественного отбора.

Date: 2020-06-11 12:53 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Логично :)
Page 1 of 11 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 11:59 pm
Powered by Dreamwidth Studios