egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Романа с фэнтези у меня вообще не получилось, но и период увлечения научной фантастикой у меня был короче, чем у большинства сверстников – из них кое-кто и до сих пор не читает ничего другого :)


Подозреваю, причина тому – мощная прививка, полученная, когда я, едва освоив грамоту, добралась до родительского собрания сочинений Александра Беляева и прочла его от корки до корки. А тут и фильм про человека-амфибию подоспел, но в самое сердце меня поразил все-таки не он, а история властелина мира.

Огорченный равнодушием понравившейся ему девушки, герой изобретает машину, позволяющую внушать мысли на расстоянии. Удалось внушить и любовь (а попутно – приобрести власть и богатство), но быстро пришло понимание, что технически внушенная любовь – все же совсем не то, что настоящая: иными словами, насильно мил не будешь! Знаю-знаю, вам эта мысль кажется тривиальной, но мне-то было всего восемь лет.

Возможность «подкручивать винтики» не только в чужом мозгу, но даже и в своем собственном мы воспринимаем настороженно. Крысы нажимают на рычаг, соединенный с «центром удовольствия», до тех пор, пока не умирают от истощения. Не то люди: на вопрос, хотели бы они получить «таблетки счастья», больше половины из них отвечают отрицательно.

Прототипом героя Беляеву послужил А.Л. Чижевский, не только интересовавшийся проблемами индивидуального и массового внушения в 1920-е годы, но и утверждавший, что «сила внушения – влияния единичных лиц на массы – возрастает с усилением пятнообразовательной деятельности солнца». (Правда, эту последнюю, самую известную, идею Чижевского Беляев не использовал). Другой энтузиаст передачи мыслей на расстояние, Б.Б. Кажинский, действует в романе под слегка измененной фамилией «Качинский». Его сочинения отсканированы и выложены в интернет – судя по комментариям, тема телепатии не утратила своей притягательности и сегодня :)

Однажды я зачем-то взяла том с «Властелином» с собой на улицу и оставила ненадолго в укромном месте в подъезде – откуда его, конечно, тут же и умыкнули. Так что именно этот роман я больше уже не перечитывала – пока недавно не наткнулась на него случайно в сети. Мой нынешний вердикт: конечно, это чтение для начальной школы – но это отличное чтение для начальной школы!

А вы, уважаемые читатели, помните такого автора? Какие научно-фантастические книги впечатлили вас в детстве – ну, или недавно, если вы все еще их читаете?


Вот такому собранию сочинений, издания 1963-64 годов,
я обязана многими своими «открытиями и откровениями»
(фото с сайта Bookinistic)

Page 1 of 13 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] >>

Date: 2020-01-22 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Литература (https://www.livejournal.com/category/literatura), Медицина (https://www.livejournal.com/category/medicina), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo), Фантастика (https://www.livejournal.com/category/fantastika).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2020-01-22 03:24 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
Как же не помнить Александра Беляева! В детстве зачитывался и до сих пор много что помню. Но давно не перечитывал. А вот кого читал недавно из русских фантастов тех лет - Платонов и Кржижановский.

Date: 2020-01-22 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] galka-psisa.livejournal.com
Конечно, помню Беляева.
Но больше нравились Азимов, Шекли, Бредбери и Урсула ле Гуин.

Date: 2020-01-22 03:31 pm (UTC)
From: [identity profile] umbloo.livejournal.com
У Беляев мне в детстве нравился "Продавец воздуха", но тоже давным-давно не перечитывал. А самое сильное впечатление произвели тогда же "Остров доктора Моро" Уэллса и "Необыкновенные приключения экспедиции Барсака" Жюля (а как потом оказалось, и Мишеля) Верна. "Остров" и при перечтении взрослым не испортился.

Date: 2020-01-22 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] vsopvs.livejournal.com
Властелин мира и Ариэль были в числе зачитанных до дыр в детстве. а вот Последний человек из Атлантиды почему-то не пошел, так и не читал до сих пор. недавно перечитал (прослушал) Властелин мира - вовсе не так плохо.

а вот Солярис, Непобедимый, Маска - читаются сегодня так же, как в детстве, а то и лучше. редкий случай, потому что другие прочтенные в детстве книги - фантастику и не только - сейчас читать невозможно.

Edited Date: 2020-01-22 03:43 pm (UTC)

Date: 2020-01-22 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] catodon.livejournal.com
Не то люди: на вопрос, хотели бы они получить «таблетки счастья», больше половины из них отвечают отрицательно.


Отвечают отрицательно, пока не получат первую таблетку. После этого рациональная часть мозга обычно уже не у дел. Уверен, что если насильно вкатить человеку первую дозу, а потом оставить коробочку с какими-нибудь опиатами в пределах постоянной досягаемости, то "подсядут" процентов 90.

Date: 2020-01-22 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] sova-f.livejournal.com
А как же Стругацкие? Неужто прошли мимо вас?

Date: 2020-01-22 04:27 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-i.livejournal.com
Конечно помню, ещё бы не помнить. Один из самых любимых авторов детства. С тех пор не перечитывала и думаю что сейчас не пришла бы в восторг. Вообще я не поклонница фэнтззи и научной фантастики как жанра, мне главное чтобы писатель был хороший. Нежно люблю Стругацких и Бредбери, но у них фантастика отнюдь не на первом месте, главное то, что называется human interest. Властелин Колец у меня не пошёл от слова совсем, уже на Хоббите стало скучно.

Из детства мне ещё запомнилась книжка под названием Леопард с вершины Килиманджаро, интересно было бы перечитать.

Date: 2020-01-22 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] vsopvs.livejournal.com
интересно, что поклонники Толкиена считают, что те, кому он не понравился, либо прочли его слишком рано, либо слишком поздно. либо находят еще какое-нибудь объяснение.

они не могут допустить, что Толкиен кому-то может просто не нравиться, как любая другая книга.

Date: 2020-01-22 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] ntsil.livejournal.com
Я тоже не выношу фэнтэзи, а научную фантастику просто не люблю, за очень отдельными выдающимися исключениями. Наиболее популярные книги Беляева в детстве читала, но без малейшего восторга. Уэллс вообще не пошёл настолько, что, кажется, ничего не смогла дочитать. Вот Жюлем Верном зачитывалась в раннем детстве, это да, но совсем в раннем. А в возрасте чуть постарше очень любила Лема и особенно Брэдбери. Но с того времени не перечитывала и побаиваюсь -- не хочу разочароваться. Из того, что читала уже в относительно взрослом состоянии: Стругацких не люблю, Пратчетт не пошёл, Шекли не пошёл совсем, Азимова почитала не без интереса, но не более того. Больше, наверное, и не пробовала ничего.

Но вот два выдающихся исключения: во-первых, я была в неописуемом восторге, когда прочитала (относительно недавно!) Hitchhiker's Guide to the Galaxy (правда, когда начала через несколько лет перечитывать, как-то не очень пошло, так что я от греха подальше бросила; надеюсь, просто настроение было неудачным), а в-главных, я преданный фанат Нила Стивенсона!

Date: 2020-01-22 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-i.livejournal.com
Это прекрасное объяснение :) Подходит абсолютно любому.

Date: 2020-01-22 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-i.livejournal.com
Да, вот кстати напомнили - никогда не любила ни Жюль Верна, ни Уэллса, ни Азимова, ни Пратчета. Думаю что Беляев мне в детстве нравился не своей фантастикой, а тоже human interests. Ни черта уже не помню, помню только что там много драмы, классовой борьбы, и прочего всякого интересного.

Date: 2020-01-22 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] a-gorb.livejournal.com
Фантастику и фэнтези люблю и читаю. Беляев – в детстве очень нравилось, читал и перечитывал. Это с одной стороны. А с другой – а больше ничего и не было, сами знаете, хорошие книжки можно было достать только по блату, по крайней мере, не в столицах. То же со Стругацкими. Познакомился в юности, понравилось, до знакомства с западной фантастикой.

Любимый автор – Станислав Лем. Перечитывал по нескольку раз. Некоторые книжки с карандашом в руках, что бы отмечать наиболее понравившиеся моменты (https://a-gorb.livejournal.com/63116.html).

----

”… но и утверждавший, что «сила внушения – влияния единичных лиц на массы – возрастает с усилением пятнообразовательной деятельности солнца».”
Сейчас огромный «прогресс» в этой области:
«Бесконтактная передача приобретенной информации от умирающего субъекта к зарождающемуся. Экспериментальное исследование на крысах» https://www.rbc.ru/society/24/10/2019/5daf240a9a7947d60b537db1

Date: 2020-01-22 05:38 pm (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
Кто такой Беляев, знаю, ни одной его уриги не читал. У Уэллса люблю несколько романов, у Лема - рассказы о Пирксе и (особенно) сказки о роботах. Остальная фантастика - мимо.

Date: 2020-01-22 05:49 pm (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
Читал именно эти тома. Великолепный автор, - как мне тогда казалось. В школе. Хойти-Тойти! Ариэль! Даже и Ихтиандр! А какие полеты на Венеру? А подводный колхоз? Да там с ума сойти.

Date: 2020-01-22 06:21 pm (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
Помимо Головы и Амфибии: «Остров погибших кораблей», «Продавец воздуха», «Человек, нашедший своё лицо», а ещё «Мистер Смех» - это всё было круто: с тех пор не перечитывал, но сюжеты помню до сих пор.

Date: 2020-01-22 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] freedom_of_sea.livejournal.com
есть Виктор Аргонов, горячий сторонник таблеток счастья. Даже пишет песни на эту тему. Считает что коммунизм будет возможен, когда люди изменят свои критерии счастья химическим путем на более рациональные и гуманные.

Например, песня "Сердцу прикажешь" повествует о химической любви, не к козлу а к достойному человеку и с полной взаимностью.

Также, есть рассказ Грега Игана "Причины для счастья", со _счастливым_ концом

А Беляев да, был хорош но устарел.

Date: 2020-01-22 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com
А я вдруг сейчас взялась за Хайнлайна.
Френды по "Меганезии" сказали: надо !
Таки да.
Со старых времен запомнила "Если это будет продолжаться".
А больше как-то не попадалось.
Какие-то были рассказы, но я их не помню, только помню, что очень хорошие.

Date: 2020-01-22 07:17 pm (UTC)
vitus_wagner: My photo 2005 (Default)
From: [personal profile] vitus_wagner
О, Беляев это да. У нас дома было всего три тома. Поэтому дорвался до восьмитомника я как-то на зимних каникулах, приехав в гости к знакомым в Дубну.

Но вообще самый великий фантаст первой половины XX века это Джек Лондон с его "Железной пятой"

Date: 2020-01-22 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] avia-gorizont.livejournal.com
Я бы не сказал, что любимый мной и поныне А.Беляев только для начальной школы, его произведения намного глубже. В том же "Человек-амфибия" речь не столько о создании мутанта, сколько о том, что: "... там в океане не будет ни бедных ни богатых, там все будут жить свободно и счастливо!"
Или "Вечный хлеб" - показана попытка осчастливить человечество и что из этого получилось. Как тут не вспомнить известное: "Кто людям помогает - тот тратит время зря!"
Вообще Беляев прекрасно иллюстрирует тот факт, что изящная словесность вторична в литературном произведении, а вот необычный сюжет решает все!

Date: 2020-01-22 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] retwizan.livejournal.com
Толкина читал студентом, через силу, заставлял себя, потому что "ну нельзя же этого не прочитать". Скуловоротная скука.
А вот Еськовское аллаверды к нему обожаю.

Date: 2020-01-22 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] megapotam.livejournal.com
Именно этот восьмитомник Беляева был прочитан и перечитан, правда, никак не в восемь лет, а несколько позже.

Почему-то запал в душу роман Клиффорда Саймака "Кольцо вокруг Солнца" - я был невероятно воодушевлен идеей множественности миров. А уже в студенчестве открыл эту книгу и не смог найти в ней ничего, что было бы интересно ну хотя бы старшекласснику.

Перечитаны были также 15 томов Уэллса, хотя поначалу предпочтение я отдавал всё же более современному, понятному и технологичному Беляеву. Но в процессе чтения фавориты поменялись местами. Я открыл у Уэллса замечательнейшие психологические романы (один "Бэлпингтон Блэпский" чего стоит!) а из фантастики был потрясен романом "Когда спящий проснется". Больше всего меня занимало как эту книгу пропустила советская цензура, ведь в этой антиутопии победа революции постепенно приводит к тирании. Пока я не посмотрел в каком году Уэллс написал этот роман, я вообще был уверен, что это пародия на Советский Союз. Я ошибся, но мне было 13, и тогда повсюду хотелось видеть намёки.
Edited Date: 2020-01-22 08:35 pm (UTC)

Date: 2020-01-22 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] urease.livejournal.com
До чего же приятно оформленная обложка! Матерчатая текстура, цвета, шрифт.

Date: 2020-01-22 09:32 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Ну я в детстве читал все - Беляева, Стругацких, Лема, Ефремова, Казанцква, Уэллса, Толстова, и т.д.
Когда пытался перечитывать в зрелом возрасте - то большинство было нечетабельно....

Date: 2020-01-22 10:38 pm (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
Это собрание Беляева у меня было, читал и перечитывал в школьные годы. "Ихтиандр" произвел сильное впечатление, когда был в 3-м, что ли, классе, но при пересмотре в зрелом возрасте уже показался отстоем.

1-ми прочтенными фантастиками были Война Миров Уэллса, Аэлита Толстого и Туманность Андромеды Ефремова, уже не помню, в каком порядке.
Page 1 of 13 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 02:21 pm
Powered by Dreamwidth Studios