1) Средство для выражения воображаемого;
2) Ритуальная и символическая функция;
3) Средство коммуникации;
4) Способ развлечения;
5) Средство политической борьбы;
6) Способ привлечь внимание к тем или иным социальным проблемам;
7) Психотерапевтическое средство;
8) Средство пропаганды и рекламы.
Некоторые из этих пунктов, на мой взгляд, можно было бы и объединить, а вот роль искусства как социального маркера осталась неохваченной. А между тем, она очень важна: молодые люди особенно, да и не очень молодые тоже, первым делом выясняют, какую музыку слушает и какие книги читает их новый знакомый. Вместо этого они могли бы спрашивать, например, о его любимых блюдах, но нет – похоже, искусство выступает более надежным критерием для выявления родства душ, чем гастрономия :)
no subject
Date: 2019-08-28 03:02 pm (UTC)LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Искусство (https://www.livejournal.com/category/iskusstvo), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team
no subject
Date: 2019-08-28 10:24 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-28 10:27 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-28 03:23 pm (UTC)А список Леви-Стросса самую главную функцию искусства не упомянул: инструмент заработка и инвестиций :)
no subject
Date: 2019-08-28 10:27 pm (UTC)Ну, я тоже люблю не только Пиросмани :)
А заработок и инвестиции, наверно, действительно можно назвать общественными функциями искусства, особенно последнее. Это, правда, не уникальная функция, но и многие названные Леви-Строссом тоже.
no subject
Date: 2019-08-28 03:27 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-28 10:29 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-28 03:48 pm (UTC)Каждому участнику эксперимента показывали серию видеороликов самых разных жанров и на самые разные темы, от политических дебатов до музыкальных клипов. Видео показывали всем одинаковые и в одном и том же порядке; одновременно за активностью мозга наблюдали с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии. Затем результаты томографий сравнивали, чтобы оценить сходство в работе мозга у разных людей.
Сходство действительно было, и оно было особенно заметным, когда сравнивали активность мозга у близких друзей. В первую очередь это касалось зон, отвечающих за эмоции, контролирующих рассуждения с умозаключениями и управляющих вниманием.
no subject
Date: 2019-08-28 10:32 pm (UTC)Интересно, где здесь курица, а где яйцо: то есть, это люди с похожими мозгами становятся друзьями - или, наоборот, дружба способствует синхронизации мозгов? Как Вы думаете?
no subject
Date: 2019-08-29 08:39 am (UTC)Вы правы, человеческий мозг вообще легко синхронизируется с другими в самых разных ситуациях.
Поэтому как и при "классическом" ответе на вопрос о курице и яйце - оба варианта правильные.)
no subject
Date: 2019-08-29 10:35 am (UTC)no subject
Date: 2019-08-29 07:48 pm (UTC)Тут скорее интересен вопрос, что делает людей предрасположенными к дружбе. Как образуется эта схожесть до их знакомства?
no subject
Date: 2019-08-29 10:08 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-30 09:13 am (UTC)Спасибо.)
Хорошего дня!)
Искусство
Date: 2019-08-28 03:57 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-28 04:57 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-28 10:34 pm (UTC)Я подозреваю, до определенного возраста он даже и превалирует :)
no subject
Date: 2019-08-28 05:14 pm (UTC)Полностью согласен. Губерман сравнил разговоры интеллигенции о литературных предпочтениях с обнюхиванием у собак.
no subject
Date: 2019-08-28 10:37 pm (UTC)Это замечание наводит на интересные мысли об эволюционном происхождении искусства: может, оно - просто-напросто следствие нашего плохого, по сравнению с другими млекопитающими, обоняния? :)
no subject
Date: 2019-08-29 05:47 am (UTC)https://futurist.ru/articles/1037-nedootsenenniy-nos-pochemu-slaboe-chelovecheskoe-obonyanie-mif
no subject
Date: 2019-08-29 08:34 am (UTC)no subject
Date: 2019-08-29 10:33 am (UTC)no subject
Date: 2019-08-30 04:49 am (UTC)no subject
Date: 2019-08-28 05:22 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-28 10:38 pm (UTC)Ого, а я даже и не знаю о существовании такого фильма :(
А у Пиросмани мне больше всего нравятся изображения застолий :)
no subject
Date: 2019-08-29 07:18 am (UTC)no subject
Date: 2019-08-28 05:45 pm (UTC)Пиросмани прекрасен.
Но люди с иными вкусами мне тоже интересны.
no subject
Date: 2019-08-28 10:44 pm (UTC)Да, мне тоже показалось, что "способ привлечь внимание к тем или иным социальным проблемам" и "средство политической борьбы" - это практически одно и то же, разве нет?
Ну и, конечно, Пиросмани - это не единственный художник, который мне нравится. Правда, художников, творчество которых привлекает меня все целиком - не так уж много: навскидку - Эль Греко, Тулуз-Лотрек, Марке. У многих других художников мне нравятся только какие-то отдельные произведения, а другие оставляют меня равнодушной. А у Вас как?
no subject
Date: 2019-08-29 09:20 am (UTC)Легче назвать, кого совсем не люблю. Дали.
no subject
Date: 2019-08-29 10:29 am (UTC)Да, судя по всему, восприятие конкретного произведения искусства сильно зависит от того, какие другие произведения данный человек уже видел прежде, и по мере увеличения числа и характера этих прежде виденных наше восприятие меняется. А как именно Ваша профессия связана с искусством, если не секрет?
no subject
Date: 2019-08-29 06:00 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-29 10:02 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-28 07:07 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-28 10:45 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-28 07:38 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-28 10:48 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-29 01:43 am (UTC)гомеостатически, да.
no subject
Date: 2019-08-29 07:43 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-29 10:06 pm (UTC)А расскажите, пожалуйста, своими словами, что же конкретно там по этому поводу у Бурдьё?
no subject
Date: 2019-08-29 10:46 pm (UTC)Культурный капитал, который человек с детства получает в семье, во многом определяет его социальную позицию. Скажем, нувориш может быть сколь угодно богатым, но в круги настоящей элиты он все равно не войдёт. Человек, который путает Мане с Моне, никогда не станет своим в высшем обществе.
При этом в качестве культурного капитала в первую очередь ценятся как раз "бесполезные" вещи, вроде знания древних языков (вот недавно как раз это обсуждали) или фундаментальгая эрудиция в области классической оперы. Это как бы сигналирует о том, что носитель этих знаний вышел из того класса, который может позволить себе не заботиться о хлебе насущем. В наши дни вместо оперы скорее будет артхаусный кинематограф, например.
Ну и ещё особенность культурного капитала в том, что его практически нельзя получить формальным образом. Т. е. выходец из рабоче-крестьянской среды может стать искусствоведом, но все-таки определённые черты в поведении всегда будут выдавать в нем выходца из низов. И наоборот. Знаете, такой типаж в литературе - какой-нибудь сторож или завхоз "из бывших"?
Бурдьё, конечно, составлял теорию на материале Франции 20 века. Феномен нищей, но "духовно богатой" русской интеллигенции в неё не очень вписывается.
Конечно, у Бурдьё не все так примитивно, как в моём изложении.
И ещё - хоть у Бурдьё этого нет, но как следствие это логически вытекает из его теории - культурный капитал может быть со знаком минус. Например (утрировано), если на светском раунде зайдёт разговор о музыке, то лучше промолчать (или сказать, что вы музыкой не интересуетесь, или прикинуться глухим), чем сказать, что ваш любимый жанр - русский шансон. Хоть и говорят, что о вкусах не спорят, но люди имеют свойство ранжировать вкусы "по качеству", так уж устроено общество. По крайней мере - по мнению Бурдьё.
no subject
Date: 2019-08-30 06:35 am (UTC)no subject
Date: 2019-09-13 03:08 pm (UTC)no subject
Date: 2019-09-13 10:16 pm (UTC)no subject
Date: 2019-09-14 06:37 am (UTC)no subject
Date: 2019-09-14 12:36 pm (UTC)no subject
Date: 2019-09-14 12:45 pm (UTC)no subject
Date: 2019-09-14 12:46 pm (UTC)no subject
Date: 2019-09-14 01:16 pm (UTC)Да, именно так. У меня здесь когда-то был отдельный пост (https://egovoru.livejournal.com/12754.html) - о том, как я не согласна с утверждением некоторых о необходимости знания реалий для того, чтобы по-настоящему оценить произведение искусства. Знаете, как некоторые говорят, что "только англичане могут по-настоящему оценить "Сагу о Форсайтах""? Я не разделяю это мнение: я допускаю, что англичанин прочтет "Сагу" иначе, чем я, но кто сказал, что мое восприятие этой книги будет "не настоящим"? :)