Люди бездны
Feb. 3rd, 2013 04:43 pmПервый вопрос заключается в том, имеем ли мы право вмешиваться, если бездомный хочет быть бездомным?.. Ведь даже в самом справедливом обществе, где каждому воздается по его труду, заведомо найдутся люди, готовые довольствоваться совсем малым – при условии, что и трудиться им придется столько же. Мне все же думается, что для нормального функционирования общества необходимо, чтобы у этого малого был некий нижний предел, и общество вправе требовать, чтобы этот предел достигался всеми.
Но, конечно, мало кто оказывается на улице потому, что этого хочет. В основном бездомными становятся люди, которые в силу своей физической или психической немощи не в состоянии обеспечить себе иного существования. Причем, у многих из них – не временный недуг, который можно было бы вылечить и вернуть человека в общее русло, а хроническое недомогание. Соответственно, их надо содержать за чужой счет. Так что второй, главный вопрос – откуда взять средства?
Есть два источника: деньги налогоплательщиков и частная благотворительность. Я почему-то склоняюсь к мнению, что забота о бездомных должна быть делом государства – примерно так же, как делом государства считается вершение правосудия, в котором проявление частной инициативы, вроде кровной мести, признано нежелательным. Прекрасно, если частная благотворительность существует; но нельзя надеяться только на нее – для этого проблема бездомных слишком важна и слишком сложна.
Соответственно, возникает третий вопрос: какой приоритет должна занимать эта проблема среди всех остальных забот государства? Как она соотносится, например, с задачами образования и здравоохранения? Особенно если учесть, что эффективное решение оных задач косвенным образом способствует и решению проблемы бездомных – ведь здоровые и хорошо образованные люди попадут в эту катергорию с меньшей вероятностью. Одним словом – волк, коза и капуста...

(фото Alex Proimos via Wiki Commons)