egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Прибалтика в советские времена была нашим окном в Европу. Готические шпили ганзейского города Таллинна, конечно, производили впечатление, но прежде всего бросался в глаза более высокий уровень бытовой культуры: нам, привычным к советскому общепиту, вазочки с душистым горошком на столиках в простой уличной забегаловке казались чудом. На российскую территорию эта культура проникала в основном посредством журнала «Силуэт», печатавшего не только фотографии модных фасонов, но и их выкройки. Впрочем, был еще ликер :)


Кроме эстонской столицы (тогда только недавно покинутой Сергеем Довлатовым), мне довелось побывать еще в Тарту и Пылве – колхоз в окрестностях последней разрешал устраивать на своей территории летние лагеря для московских био- и матшкольников. Правда, сколько-нибудь тесно общаться с местными жителями мне не приходилось, за исключением чрезвычайно любезной Рут Зенгбуш, директора учебного центра в национальном парке Лахемаа, куда мы тоже возили своих учеников. Так что сужу об этой стране я главным образом по внешности.

И вот что меня занимает. Когда речь заходит о каких-нибудь российских безобразиях, вроде вечно разбитых дорог, иные любят вспомнить монголо-татарское иго: дескать, народу трудно не утратить привычку к труду, если его плоды триста лет отнимают чужестранные завоеватели. Но вот эстонская государственность на протяжении почти всей истории страны вообще еле-еле теплилась: ее жители постоянно пребывали под властью то немцев, то шведов, то русских – а трудовые навыки все же неплохо сохранили.

Не знаю, правда, что там делается сейчас – в постсоветской Эстонии я не бывала. А у вас, уважаемые френды, есть такой опыт?


Таллиннская ратуша в необычном ракурсе (фото Waypont Travels OÜ)

Date: 2018-02-02 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
Я бывал, лет 5 тому. Там хорошо.

Date: 2018-02-02 07:04 pm (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
Да, а ликер, собственно, и сейчас есть.

Но я был в Пярну и Таллине, а не в Южной Эстонии.

Date: 2018-02-02 07:57 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
По сабжу сказать нечего, но вот песенку эту люблю очень))

Date: 2018-02-02 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] nata-lyta.livejournal.com
а что вы хотите узнать?

Date: 2018-02-02 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] lolka-gr.livejournal.com
Мы были этой осенью, очень-очень понравилось (https://lolka-gr.livejournal.com/tag/%D0%BE%D1%82%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C%202017) в Таллинне, а Рига - вообще обалденная

Date: 2018-02-02 08:59 pm (UTC)
From: [identity profile] lucas-v-leyden.livejournal.com
В Тарту очень славно, но 25 лет назад было не хуже. То есть похоже на финский городок где-нибудь на юго-западе, но все говорят по-русски и все очень дешево.

Date: 2018-02-02 10:02 pm (UTC)
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com
Ух ты, а я и не знал, что Зенгбуш - целая директорша парка была, думал - просто одна из местных управляющих. В Эстонии был в последний раз 15 лет назад, так что как именно там сейчас сказать не могу. Только интересный факт - на прошлогодней конференции ассоциации геоботаников делегация из Эстонии была самой многочисленной - целых 7 человек. Немцев и то меньше было...

Date: 2018-02-02 10:29 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ликер-то сейчас, конечно, есть - раз у него есть свой сайт :)

Кто-то мне рассказывал, что сейчас в Таллинне везде пооткрывали какие-то макдоналсы, везде продают китайский ширпотреб и т.д., так что от средневекового города уже ничего не осталось. А Вы 5 лет назад в первый раз туда ездили, или бывали и раньше, в советские времена, так что можете сравнить?

Date: 2018-02-02 10:37 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
О, а я даже не знала, что кто-то положил эти стихи Юнны Мориц на музыку! Стихи, надо сказать, не бог весть какие, но мне они сразу вспоминаются при упоминании этого города.

А еще у меня забавным образом связаны с Таллинном стихи Вероники Тушновой (вот эти уже в качестве песни, на музыку Дулова). Там, конечно, упоминаются "горы синие вдали", которых в Таллинне и близко нет, но просто в те времена "сводчатые подвалы" я видела только в Эстонии :)

Date: 2018-02-02 10:39 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Кто-то мне рассказывал, что теперь там на каждом углу открыли макдональдс, и вообще все страшно "американизировали", из-за чего город совершенно потерял свою уникальность. А как Вам показалось?

Date: 2018-02-02 10:47 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
О, да у Вас там по ссылке целый путеводитель :) И рисунки хорошие - это ведь Ваши?

А вот в Риге и вообще в Латвии (как и в Литве) я никогда не бывала, только в Эстонии.

Date: 2018-02-02 10:58 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Когда речь заходит о старинных городах, то тут уж точно отсутствие изменений - лучшая новость :)

Мне в Тарту, наверное, больше всего запомнился памятник Карлу Бэру в парке - он работал в тамошнем университете. Бэр - очень крупный биолог, один из тех, кто заложил основы эмбриологии как науки. На прежних эстонских деньгах был его портрет.

Image

Date: 2018-02-02 11:12 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"я и не знал, что Зенгбуш - целая директорша парка была"

Ты прав: она, оказывается, была директором не всего заповедника, а только его учебного центра, но все же директором - ведь только начальство могло разрешить нам там поселиться :) Я нашла единственную ссылку на нее в интеренете, и то на эстонском: "Lahemaa Rahvuspargi õppekeskuse juhataja Ruth Sengbusch" (http://dea.digar.ee/cgi-bin/dea?a=d&d=opetajateleht19901117.1.5). Перевод однозначный: Rahvuspargi - национальный парк; õppekeskuse - учебный центр; juhataja - голова, т.е., глава :) Сейчас подправлю это место в посте.

А ты видел статью в "Пантоподе" (http://docplayer.ru/amp/41268717-Novye-gorizonty-estonii-i-grigoryan-g-moskva.html) про ту нашу практику?
Edited Date: 2018-02-03 12:50 am (UTC)

Date: 2018-02-03 06:00 am (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
Могу сравнить. Ерунду говорят. Старый город ничем не хуже, чем в советское время.

Date: 2018-02-03 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] nata-lyta.livejournal.com
в Старом городе появилось немного "модернового" новостроя, но дух старины очень хорошо поддерживается. Магазины не то чтобы ширпотреба, а в основном однотипно-сувенирные, но есть и хорошие салоны.

много ресторанов, есть средневековые и там очень хорошо поддерживается атмосфера тех лет, костюмы всех без исключения работников, посуда, еда - это лучше, чем просто стилизация. макдак в Старом городе один и там всегда толпы народу. есть просто упоительные по атмосфере кафе, причем разные. ум отъсть можно с некоторыми десертами :)

в СГ в дополнение к Улице Мастеров появился очень интересный Дворик Мастеров - и там мастерские, магазинчики, небольшой отельчик в средневековых помещениях и замечательное кафе.

лето - время интересных событий: в июне неделя Дни СТарого города, в июле Дни Средневековья, в августе Дни Моря. это не только ярмарки (они устраиваются постоянно), но и разнообразная программа. по мне так Рождество на этом фоне, куда толпами приезжают россияне, выглядит бледновато

Edited Date: 2018-02-03 08:50 am (UTC)

Date: 2018-02-03 07:57 am (UTC)
From: [identity profile] nata-lyta.livejournal.com
я живу в Таллине больше сорока лет, Старый город очень люблю, и мне кажется, что дух старины там очень хорошо поддерживается. уникальность никуда не делась, тем более, что это теперь "товар, который отлично продается" - туристов уже не толпы, а полчища, особенно летом, когда паромы прибывают в порт "стройными рядами" :)

другое дело Downtown - он изменился очень сильно, появилось большое количество новых современных зданий, всяко-разно "стеклянные коробки и башни".

но есть и очень интересный модерновый квартал Роттермани - там в советское время была закрытая зона и сохранились своеобразные большие кирпичные здания 19 века: фабрики по производству крахмала, спирта, лесопильня и макаронная фабрика, хлебозавод, мукомольня, мельница для круп и здания парового лесопильного завода. сейчас все это сохранено и реновировано в техно-стиле - это реально здорово получилось!
Edited Date: 2018-02-03 08:51 am (UTC)

Date: 2018-02-03 08:13 am (UTC)
From: [identity profile] lolka-gr.livejournal.com
мы были пару лет назад перед Рождеством в Вильнюсе. То ли слишком долго были (7 дней), то ли сезон не тот, но там было довольно тоскливо.
А вот Рига - обалденная, лучше всяких европ.
Рисунки мои, спасибо )

Date: 2018-02-03 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Приятно это слышать. Меня поразили в этом отношении немцы. Они тщательно сохраняют сами исторические здания, но внутри оборудуют их по последнему слову бытовой техники, хотя стоит это, конечно, гораздо дороже, чем просто построить новый дом и сразу начинить его всем, чем нужно.

Date: 2018-02-03 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"я живу в Таллине больше сорока лет"

О, тогда Вам, действительно, есть с чем сравнивать! Рада услышать, что город хорошо справляется, хотя "полчища туристов" - звучит пугающе :( В те времена, когда я там бывала, на улицах местных жителей все же было больше, чем приезжих.

"сохранились своеобразные большие кирпичные здания 19 века"

Здорово, это тоже очень интересно! В Германии в таких реновированных промышленных зданиях любят устраивать всякие выставки и концерты - получается очень стильно :)

Эстония, конечно, в культурном отношении воспринимается как окраина немецкого мира, но у нее есть, как мне кажется, и собственные привлекательные черты. А именно - внимание к деталям, развивающееся у народов, живущих в местностях, не слишком богатым природными ресурсами (как еще японцы, например).

Date: 2018-02-03 01:58 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Магазины не то чтобы ширпотреба, а в основном однотипно-сувенирные"

Жаль, если и товары в них однотипные :( В советские времена Эстония была замечательна именно тем, что прессинг стандартизации чувствовался там слабее. Было невозможно удержаться, чтобы не купить каких-нибудь вазочек - уж очень они были симпатичные и разнообразные. То же самое чувство у меня было в Японии (https://egovoru.livejournal.com/76202.html) :)

"есть просто упоительные по атмосфере кафе, причем разные"

Это я поняла, когда стала искать в интернете то кафе в Старом городе, которое мне запомнилось по тем давним посещениям. Это было какое-то самое знаменитое кафе (прочитав впоследствии Довлатова, я подумала, что это и был его Мюнди-бар, но, похоже, нет), но сейчас я не смогла найти в интернете узнаваемого изображения. Мы его называли "кафе с кожаными рыцарями", потому что на его стенах было какое-то такое панно, действительно сделанное из коричневой дубленой кожи - может, его уже давно заменили чем-то другим? Там подавали кофе с коньяком и разные пирожные, основательной еды не было. Да, и были такие высокие табуреты, казавшиеся в те времена диковинными. Может, по такому смутному описанию Вы все же сможете угадать, что же это было?

"очень интересный Дворик Мастеров - и там мастерские"

Вот, это именно то, что нужно: ведь Таллинн - это же и есть "Город мастеров"!

Date: 2018-02-03 06:05 pm (UTC)
From: [identity profile] mbwolf.livejournal.com
Были в Таллинне осенью, до этого бывала часто, но давно - последний раз почти 40 лет назад. Ничего он не американизировался, скорее уж европеизировался, то есть больше похож на любой небольшой европейский туристический город, чем в советские времена. Туризмом (как я понимаю, в основном круизами по Скандинавии и Прибалтике, но и другим тоже) город живет, так что туриста холят, лелеют и ублажают сувенирами и аттракционами в старом смысле этого слова, в чем иногда (как и в других европейских городах) перебирают, но Макдональдс (хотя он наверняка в городе есть и не один) мне в глаза не бросился.
И всюду свой особый стиль, который, конечно, не всем может понравиться. Я бы это назвала стилем эстонских мультфильмов (помните "Зеленого медвежонка"? Только теперь они яркие и красочные, хотя не менее сюрреалистические).

Date: 2018-02-03 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"больше похож на любой небольшой европейский туристический город, чем в советские времена"

Я в Таллинне была только в советские, а в Западной Европе (по понятным причинам) только в постсоветские времена, так что приходится сравнивать не только разные города, но и разные времена :)

"помните "Зеленого медвежонка"

Не то, что не помню, а этого мультфильма я никогда раньше не видела! Сейчас нашла его на ютьюбе: стилистика напомнила мне стилистику художников "Химии и жизни" (https://egovoru.livejournal.com/110214.html) тогдашних времен :)

Date: 2018-02-03 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] nata-lyta.livejournal.com
в Старом городе тоже так - внутри аутентичных стен и потолка с расписанными в средние века балками шикарные квартиры с саунами, только квартирами такими владеют по большей части иностранцы
Edited Date: 2018-02-03 08:21 pm (UTC)

Date: 2018-02-03 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] nata-lyta.livejournal.com
множеству людей нужен именно "янтарный ширпотреб" и стандартные сувениры, те же магнитики (сделанные в Китае ))).

однако хватает и магазинов-салонов, где цены не запредельные. вот я как раз о таких написала: так, из стеклодувного салона с улочки Мастеров у меня, например, комплект бокалов ручной работы (не могу вставить фото (( ). эстонская шерстяная кофта и варежки с рынка под крепостной стеной. открытки из интереснейшего салона в подвале (когда-то первый этаж) бывшего доминиканского монастыря - оригинальные сувениры, которые я везу в подарок в Россию, а одна висит у меня на входной двери как оберег - на ней изображен ангел :)

про кафе ничего вразумительного сказать не могу. на месте Мюнди-бара теперь обычное кафе, а из исторически-аутентичных я знаю только Майасмок https://www.visitestonia.com/ru/%D0%BA%D0%B0%D1%84%D0%B5-maiasmokk
Edited Date: 2018-02-03 08:37 pm (UTC)

Date: 2018-02-03 11:06 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"комплект бокалов ручной работы (не могу вставить фото)"

Ничего - у Вас в блоге есть фото приятных эстонских керамических изделий (https://nata-lyta.livejournal.com/10378.html) :)

А вставить свою картинку в комментарий можно так: сначала надо открыть окно для нового поста в своем журнале, вставить туда картинку, но не нажимать кнопку "Разместить в журнале", а скопировать появившийся в окне html-код в комментарий. Эта операция размещает картинку на хостинге ЖЖ, что дает возможность вызывать ее из комментария.

"я знаю только Майасмок"

Нет, это, к сожалению, совсем не то место: то помещение было довольно маленькое, тесное, и никаких стеллажей по стенам там не было. Мне надо бы порасспрашивать тех, с кем мы тогда там были - может, они запомнили название? Оно было какое-то очень простое, тоже что-то типа Vana Tallinn.

Date: 2018-02-03 11:28 pm (UTC)
From: [identity profile] mbwolf.livejournal.com
Да, именно "Химия и жизнь", больше нигде в те времена я такого бытового сюрреализма не видела! :) То есть, возможно, он был в художественной среде, но меня там не было, я в научно-технической.
Сейчас все это куда более красочно и непринужденно, там есть мультсериалы с такими же сюрреалистическими существами, и в аэропорту не просто стены "детских зон" расписаны сценами из этих мультфильмов, но и кресла в зонах ожидания не серые, унылые и жесткие, а с мягкими(!) ярко-полосатыми сидениями (под цвет мебели у главных героев того мультсериала). И вообще, как будто ты не в аэропорту, а... ну, не знаю, где. :)
Старый город очень хорошо сохранен, а нового немного, Таллинн. - очень маленький город.
Ну, я много могу говорить, мы хорошо знаем Ригу (в Юрмале у на гнездо), ожидали от нынешнего Таллинна чего-то подобного, а он совсем, совсем другой!
Совершеннейше не на тему, но так как вы упомянули "Химию и жизнь": читали ли вы эту (http://lib.ru/%3E%3C/SHTERN/dino.txt) книгу? Она, на мой взгляд, незаслуженно мало замечена.

Date: 2018-02-03 11:45 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Нет, о такой книге я никогда не слыхала. Имя автора тоже ничего мне не сказало, но из Вики я узнала основные детали. А чем примечательна эта его книга? И о чем она?

Date: 2018-02-04 12:01 am (UTC)
From: [identity profile] mbwolf.livejournal.com
Ну, если коротко - про "Химию и жизнь" с добавкой фантастики.
Написано "еще тогда".
У автора еще есть научно-фантастические произведения, некоторые забавны ("Приключения инспектора Бел Амора"), но ничего подобного больше я не нашла.
From: [identity profile] Анна Гнедич (from livejournal.com)
* * *

Ничего святого им не надо,
Кроме денег, власти над людьми,
Эти муки ада – их награда
Выше крыши, но взамен любви.

О любви не может быть и речи,
Ничего святого им нельзя.
С них съезжают маски человечьи,
Как резина мокрая, скользя.

Отвращенье ко всему святому,
Всё святое им запрещено, -
Тянет их порой к родному дому,
Чтоб в колодец плюнуть заодно.

Не пройдут они святого мимо,
Чтоб не плюнуть бешеной слюной.
Всё святое ранит нестерпимо:
Ни одной души у них родной,

Ни одной любви, роднее денег
И роднее власти над людьми.
Слава Богу, этот современник
Нас не любит, хлопая дверьми.

Всё святое он считает грязью,
От неё Россию он спасёт, -
Но святое обладает связью
С чистой силой неземных высот!

На таких высотах чистой силы,
Всё святое превращая в свет, -
Струны света, натянув, как жилы,
Все для Бога живы, мёртвых нет.

Date: 2018-02-04 03:08 am (UTC)
From: [identity profile] Анна Гнедич (from livejournal.com)
Стихи-то как раз великолепные!!!

Date: 2018-02-04 07:43 am (UTC)
From: [identity profile] nata-lyta.livejournal.com
Image (http://public.fotki.com/Nata-Lyta/handcraft/ce08ramics--porcelain-/img-7888.html)
Hosted on Fotki (http://www.fotki.com)
вот тут в моих альбомах http://public.fotki.com/Nata-Lyta/handcraft/ много эстонского рукодельного :)
Edited Date: 2018-02-04 07:45 am (UTC)

Date: 2018-02-04 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
А для меня Таллин еще вот такой)
Самойловско-Бикчентаевский.

Edited Date: 2018-02-04 11:24 am (UTC)

Date: 2018-02-04 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Красивые, спасибо за фото и ссылку!

Date: 2018-02-04 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] nata-lyta.livejournal.com
приезжайте! - погуляем по салончикам и кафе :)

Date: 2018-02-04 01:48 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо! Да, Самойлов же долго жил в Эстонии, и там и похоронен.

Таллин – тайное обиталище,
Год сегодняшний, год вчерашний.
Снег летящий, медленно тающий
Над деревьями и над башней.

Таллин – временное прибежище,
Молчаливый и стерегущий.
День, за окнами тихо брезжущий,
День прошедший и день грядущий.

Таллин – тайное обиталище,
Год минувший и год пришедший.
Поезд, медленно подъезжающий,
Поезд, медленно отошедший.

Таллин – временное прибежище,
Сонный снег, смежающий веки...
Вопрошающий: где же? Где ж еще?
Неужели – совсем? Навеки?

P.S. Орфографию названия города я уж оставила такой, какой она была в 1965-м году, году написания стихотворения :)
Edited Date: 2018-02-04 01:50 pm (UTC)

Date: 2018-02-04 01:53 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо! Кто знает - может, когда-нибудь?

А пока - вот:

Edited Date: 2018-02-04 01:58 pm (UTC)

Date: 2018-02-04 01:59 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
А для меня он Таллин - таким и остался, новое написание режет глаз)
Я еще тот консерватор!

Date: 2018-02-04 02:00 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Я тем временем вспомнила еще одну таллиннскую песенку! Видеозаписи авторского исполнения, увы, не нашла, но есть вот такое современное - тоже вполне достойное:

Date: 2018-02-04 02:04 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Я еще тот консерватор!"

Тут я Вас хорошо понимаю (https://egovoru.livejournal.com/51395.html) :)

Date: 2018-02-04 02:08 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
Люблю))
Визбор, ироничный, душевный, настоящий.

Date: 2018-02-04 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
Дааа!
Прочитала тот пост.
Переименовывать, ломать - это просто национальная забава какая-то.

Date: 2018-02-04 02:12 pm (UTC)
From: [identity profile] nata-lyta.livejournal.com
а в Таллине на Рождество на Ратушной площади еще и сцена с концертами целый месяц )))

Date: 2018-02-05 07:00 am (UTC)
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com
Статью в "Пантоподе" помню еще с тех времен (я ведь в 11 классе тоже был в редколлегии журнала). Теперь она (статья) сама по себе - исторический документ. Жаль, что наша практика в Лахемаа так и осталась единственной и неповторимой.

Date: 2018-02-05 01:19 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Жаль, что наша практика в Лахемаа так и осталась единственной и неповторимой"

Честно сказать, я даже не знаю, почему? И не знаю, как Г.А. изначально на эту Рут вышла? Может, Рут потом уволилась с этого поста, и контакты были потеряны?

А в Таллинне мы же с вами тоже бывали, да? Ты случайно не помнишь, как называлось то знаменитое кафе в Старом городе, где на стене было панно из кожи с изображением людей в доспехах, которых мы называли "рыцарями"? Я поискала среди фото в интернете и на нашла ничего подобного :( Оно было как раз на Пикк, кажется.
Edited Date: 2018-02-05 01:23 pm (UTC)

Date: 2018-02-05 01:57 pm (UTC)
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com
Да, я помню эту кофейню, но где именно она была, сказать не берусь. Во всяком случае в старом городе и достаточно близко к ратушной площади. Причем улочка, как мне кажется, была довольно крутая и изогнутая. Только мне почему-то казалось, что это были не рыцари, а просто три кожаных лица на стене, почти маски.

Date: 2018-02-05 02:02 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Верно, на рыцарей они были не очень-то похожи, но кто-то из наших прежних выпусков так их назвал (видимо, под воздействием таллиннской архитектуры), и это название закрепилось в поколениях :) Подозреваю, тот интерьер давно уже переделали, потому он и не находится в интернете.

Date: 2018-02-11 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com
про Иго это пять! )) аргумент из аргументов. Еще бы ледниковый период приплели ))

Date: 2018-02-11 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Вот здесь (https://egovoru.livejournal.com/33164.html) мы обсуждали эту тему несколько более подробно. А Вы полагаете, монголы не оставили никаких следов?

Date: 2018-02-12 07:31 pm (UTC)
From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com
оставили конечно. Но это какая-то странная отмазка. Учитывая, что правители наши были частично немцами, как-то странно на монголов смахивать

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 01:43 pm
Powered by Dreamwidth Studios