Где без питья и хлеба, забытые в веках
Oct. 18th, 2017 11:00 amЯ думала, объективизм – это очередной извод ницшеанства, но нет: Рэнд понимает ницшеанство как призыв следовать каждому своему иррациональному импульсу и энергично от него открещивается. Довольно неожиданно для времени, на которое пришелся пик популярности фрейдизма, она исповедует культ разума, прямо как Робеспьер. «Все убеждения человека, все его ценности, цели, желания и действия должны быть основаны на, выведены из, отобраны и проверены процессом рационального мышления». Иными словами, нам дозволено испытывать голод только тогда, когда наш разум решит, что пора бы уже и подкрепиться :)
Мысль об эгоизме как добродетели отнюдь не нова. Еще Адам Смит заметил: «Не за счет благотворительности мясника, пивовара или булочника мы надеемся получить свой обед, но вследствие их заботы о своем собственном пропитании». Что же добавила к этому мисс Рэнд? Противопоставление «творцов» и «паразитов». Пусть творцом ты не рождаешься, а становишься – путем приложения сознательных усилий, все же такое мировосприятие восходит к Кальвину. Не случайно Рэнд при жизни была окружена почти религиозным поклонением своих приверженцев: в ощущении себя избранным меньшинством есть нечто неотразимо-привлекательное.
В категоричности ее суждений явно чувствуется атмосфера революционного Петрограда, из которого она благополучно унесла ноги. Претензии объективизма на объективность сегодня звучат не более убедительно, чем претензии коммунизма на научность. Баланс подвел Довлатов, словами героя «Филиала»: «После коммунистов я больше всего ненавижу антикоммунистов».

(фото с его сайта), скульптор Ли Лори, 1937.
Кстати, а почему «Атлант расправил плечи»,
ведь «shrugged» – это «пожал плечами»?