egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Всякий посетивший Россию иностранец непременно отмечает неулыбчивость ее жителей. Сами же они воспринимают обязательную американскую (а равно и европейскую, и уж тем более японскую) улыбку как «фальшивую». Интересно, почему?


В России улыбкой, как медалью, награждают того, кто заслужил личное расположение; раздача же медалей направо и налево быстро их обесценивает.

Лингвист Иосиф Стернин подробно разбирает эту специфику русской улыбки в своей статье, на которую меня навел уважаемый [livejournal.com profile] leonid_b. Причину он видит в том, что «жизнь рядового русского человека была крайне тяжелой во всех смыслах, в результате чего, возможно, озабоченность закрепилась как нормативная бытовая мимика русского человека». Но я сомневаюсь, что жизнь рядового американского колониста была много легче – впрочем, может, колонисты и не улыбались?


Американская улыбка в исполнении братьев Кеннеди (1960)

Page 1 of 6 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] >>

Date: 2016-10-19 04:50 am (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
В скандинавских странах улыбаются не чаще россиян; в странах южных улыбок больше, чем в США. В США, кстати, нет таких голливудских улыбок на каждом встречном, в той же Греции улыбаются и смеются чаще. Пресловутся американская "улыбка" в подавляющем своем количестве это кивок и приветственная фраза с чуть растянутыми уголками губ, и то - только когда встречаешься взглядом. Ну или когда идешь один на один навстречу по улице или тропинке.
Но то, что изначально приветливы при первом контакте - практически всегда.

Один южноафриканец (белый) так объяснил моим друзьям то, что каждый встречный с ними здоровается и даже шляпу приподнимает: "Осталось с диких времен - если я с тобой поздоровался при первой встрече, то у меня к тебе претензий сегодня нет, и я тебя убивать не собираюсь"

Date: 2016-10-19 05:15 am (UTC)
From: [identity profile] kamarado-anton.livejournal.com
Кеннеди разбогатели на нелегальной торговле спиртным во время сухого закона, при серьёзном крышевании мафии, с которой семья сохраняла самые теплые отношения на протяжении поколений. у одного из братьев в литературных рабах был один из великих писателей, который при жизни так и не смог добиться успеха - Ричард Йейтс. чего им не улыбаться?

Date: 2016-10-19 05:25 am (UTC)
From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com
российское общество иерархическое, если вы улыбаетесь, то или при общении с начальством (угодливо) или при общении с друзьями (независимо), или показывая свою милость (с нашкодившими подчиненными). поэтому если вы улыбаетесь не наедине с друзьями это может быть расценено как претензия на высокий статус (ты че лыбишься? за лохов нас держишь?) в прочем если вы четкий и с корешами а вокруг лохи то улыбки и задорный смех показаны.

тут я размышляю на более общую тему юмора, если интересно
http://3seemingmonkeys.livejournal.com/19719.html
Edited Date: 2016-10-19 05:27 am (UTC)

Date: 2016-10-19 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
Объяснение отсутствия улыбчивости русского человека стоит в приведённой Вами статье всё же на втором месте, а на первом - искренность.
С чем я согласен - наша тяга искренности есть частное проявление того факта, что для нас правда (справедливость) выше закона, что резко отличает нас от так называемых цивилизованных стран.
Вот и улыбаемся мы "по-честному", а не потому что так принято.)

Date: 2016-10-19 07:16 am (UTC)
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com
Чисто оптически эффект от улыбки должен быть чем больше, чем больше цветовой контраст между зубами и кожей лица. Так что по идее есть градиент север-юг, чем смуглее кожа, тем сильнее оттеняет она белые зубы. А в Америке еще и зубная паста-отбеливатель в обиход вошла много раньше, чем в России.

Date: 2016-10-19 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] eugine74.livejournal.com
Интересное исследование, спасибо.

В интернет, кстати, при общении, в обиход плотно вошли смайлики. Не исключено, что они, в том числе, поспособствуют более частой улыбчивости и в оффлайне)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] eugine74 referenced to your post from От улыбки хмурый день светлей (http://eugine74.livejournal.com/1021756.html) saying: [...] Оригинал взят у в От улыбки хмурый день светлей [...]

Date: 2016-10-19 11:41 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"В скандинавских странах улыбаются не чаще россиян; в странах южных улыбок больше"

То есть, Вы полагаете, что причина в климате?

Date: 2016-10-19 11:50 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Я думаю, место спичрайтера у Роберта Кеннеди было для Йейтса спасительной соломинкой, особенно принимая во внимание его (Йейтса) биполярное растройство и алкоголизм.

Date: 2016-10-19 12:05 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"российское общество иерархическое"

А английское, говорят - вообще классовое, но, тем не менее, англичане, как мне показалось, довольно много улыбаются. Однако, трудно опираться на сугубо субъективные впечатления; здесь нужны какие-то эмпирические данные о частоте улыбки в разных культурах. Не попадались ли Вам такие?

Спасибо за ссылку на свой пост и статью - постараюсь прочесть их на досуге. Тема смеха - конечно, чрезвычайно занимательная. Меня, может быть, больше всего интересует дифференцированность восприятия смешного: то, что кажется смешным одним из нас, отнюдь не смешит других (и я не имею в виду насмешки над последними).

Например, большинству зрителей кажутся ужасно смешными фильмы с Луи де Фюнесом, мне же только хочется сказать: "Да перестань же, наконец, кривляться" ;) И наоборот, в комментариях к моему посту о чувстве юмора у Гумилева (http://egovoru.livejournal.com/58963.html) многие написали, что не видят в приведенных мною примерах ничего смешного :(

Date: 2016-10-19 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"для нас правда (справедливость) выше закона"

Да, но законы ведь и принимаются для того, чтобы установить справедливость?
Edited Date: 2016-10-19 01:25 pm (UTC)

Date: 2016-10-19 12:13 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Какая интересная и неожиданная мысль! Действительно, улыбка на чернокожем лице выглядит гораздо более ослепительной, чем улыбка "бледнолицего"! Но я не поняла, что же из этого должно следовать в смысле частоты встречаемости улыбки?

Американская же любовь к зубной пасте, наверное, входит в общий "пакет" их отношения к личной гигиене. Мне попадалось в печати масса (американских) шуточек на тему о том, насколько гигиенические требования европейцев отстают от таковых в Америке, но, честно сказать, сама я этого не заметила (сравнивая Германию и США).

Date: 2016-10-19 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] kamarado-anton.livejournal.com
а он мало улыбался. русский, наверное

Date: 2016-10-19 12:24 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Смайлики, между прочим, у некоторых читателей вызывают только раздражение. Мне его неоднократно высказывали - может, правда, только потому, что я склонна ими злоупотреблять ;)

Сама я рассматриваю улыбку просто как знак общей доброжелательности - примерно как слово "пожалуйста", употребление которого и мы считаем обязательным. Если верить в обратный эффект мимической мускулатуры на наше эмоциональное состояние, то такая обязательная улыбка вежливости и впрямь должна способствовать реальному снижению уровня враждебности в обществе, что нам сейчас остро необходимо.

Date: 2016-10-19 12:29 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А Вы читали книги Йейтса? Если да, то расскажите, пожалуйста, о впечатлениях.

Date: 2016-10-19 12:34 pm (UTC)
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com
Это я в Африке заметил - постоянно улыбающиеся чернокожие на фоне гораздо менее экспансивных бурров. Ну и соотвественно в приложении к Европе - улыбчивые смуглые итальянцы на фоне "угрюмых" финнов.
Русские - северный народ, да еще и с традицией ношения обильной растительности на лице - улыбок под бородой все равно не видно, да и по полгода шарфом замотаны.

Date: 2016-10-19 12:50 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"улыбок под бородой все равно не видно"

У меня даже была шальная мысль (http://egovoru.livejournal.com/90963.html), что, может, появление бороды и надо рассматривать как эволюционное приспособление для облегчения маскировки эмоций ;)

"улыбчивые смуглые итальянцы на фоне "угрюмых" финнов"

А как думаешь, дело именно в зрительном контрасте или все же в климате? Если в контрасте, то вроде бы все должно быть наоборот: если улыбка мало заметна на светлокожем лице, то по идее светлокожие должны бы улыбаться чаще, а не реже, чтобы количеством компенсировать качество?

Date: 2016-10-19 01:03 pm (UTC)
From: [identity profile] dinamik67.livejournal.com
Все верно изложил. Добавлю, что когда улыбка канадца/американца это не выражение его любви и симпатии к тебе, а просто вежливость - знак того что он тебя понял, услышал. Некий акноуледж.

Date: 2016-10-19 01:06 pm (UTC)
From: [identity profile] dinamik67.livejournal.com
Много ли улыбались в своих фильмах культовые актеры Голливуда Клинт Иствуд, Джон Вэйн, Роберт де Ниро? Почти никогда.

Date: 2016-10-19 01:06 pm (UTC)
From: [identity profile] timur0.livejournal.com
А так ли давно американцы стали улыбаться? Помните фильм (комедию!) "Завтрак у Тиффани", сцена в магазине "Тиффани", разговор о гравировке на колечке. Продавец в магазине говорит исключительно уважительно, но ни разу не улыбается! Подозреваю, что столь вездесущей американская улыбка стала в последней трети XX века. Можно проследить по фоткам президентов: большинство фоток Рузвельта без тени улыбки (90%), Гарри Трумен на фотках обычно с улыбкой, но улыбка только губами, без зубов. Никсон уже в улыбке показывает зубы, но не как кролики-Кеннеди, конечно. Даже если посмотреть на фото голливудских красоток 1930-х, то там улыбаются меньше четверти из них: http://newsyou.info/samye-krasivye-aktrisy-1930-x-godov-foto
Так что "американская улыбка" это социотехнологический конструкт, появившийся в середине XX века, не раньше, и ставший повсеместным только в последней трети XX века (грубо говоря, когда выросло поколение, которое с детства учили постоянно улыбаться).

Date: 2016-10-19 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] kamarado-anton.livejournal.com
читаю пока только с бумаги, поэтому мало: "Дорога перемен" и "Холодная гавань".
лучше Йейтса про т.н. отношения никто не пишет

Date: 2016-10-19 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"не выражение его любви и симпатии к тебе, а просто вежливость"

Да. Я бы даже сказала - правило приличия. Как, например, мы все считаем неприличным появляться на людях в расхристанной одежде или непричесанными.

Date: 2016-10-19 01:13 pm (UTC)
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com
Думаю, первично дело как раз в климате. Улыбка - элемент невербальной сигнализации, призванный действовать на оппонента на некотором расстоянии - 5-10 метров, ближе, чем громкий окрик, но дальше, чем непосредственный физический контакт. То есть через улыбку/мимику ты получаешь информацию о противнике (и демонстрируешь ему свои намеренья) прежде чем зайдешь в "зону поражения" - на расстояние удара кулаком/палкой. При темной пигментации кожи (теплый климат) сигнал на расстоянии этих нескольких шагов хорошо различим (правда, первично показ зубов - это как раз агрессия, а не дружелюбие, но в данном случае это не принципиально). При малой контрастности кожа/зубы, что типично для человеческих популяций высоких широт, рассмотреть сигнал труднее, т.е. виден он четко с более короткой дистанции, где его предупредительная функция может и запоздать. А раз так - то не очень то он и нужен...

Date: 2016-10-19 01:15 pm (UTC)
From: [identity profile] timur0.livejournal.com
Де Ниро - много, он часто играет в комедиях.

Date: 2016-10-19 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"сцена в магазине "Тиффани", разговор о гравировке на колечке"

О, это моя любимая сцена во всем фильме! (Разве еще когда в конце сбежавший кот мокрый вылезает из помойки ;) Но разве продавец там действительно совсем не улыбается?

Но по большому счету Вы, наверное, правы: вездесущая американская улыбка - сравнительно недавнее изобретение. А как Вы к нему относитесь?
Page 1 of 6 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 03:50 pm
Powered by Dreamwidth Studios