Но есть покой и воля
Nov. 29th, 2013 09:06 amПрежде чем пытаться доказать отсутствие чего-то, хорошо бы сначала четко определить, о чем, собственно, идет речь – то есть, что именно мы понимаем под свободой воли? (Харрис же таким вопросом не задается). Ведь пытаться доказать отсутствие свободы воли как субъективного ощущения – задача примерно такая же невыполнимая, как пытаться доказать человеку, охваченному горем, что он испытывает радость.
Так что, полезнее было бы спросить, а как мы распознаем проявление свободы воли у других: как бы, например, мы определили ее наличие у инопланетянина? На мой взгляд, единственный способ здесь – установить наличие соответствия между высказанными намерениями и совершенными действиями. Именно это соответствие и обеспечивает возможность социального поведения нашего человеческого типа, основанного на личной ответственности за свои поступки – в отличие от, например, поведения муравьев в муравейнике.
Что же касается выяснения соответствующих нейронных механизмов – задача это вполне осмысленная, только очень непростая – как и выяснение механизмов эмоций. К тому же, эти последние – временные состояния психики, что открывает возможность по крайней мере сравнения их между собой. А вот ощущение свободы воли сопровождает нас постоянно, так что, наверное, полезнее всего здесь оказались бы эволюционный и онтогенетический подходы – сравнение с животными и изучение развития этого ощущения у детей. (Но Харрис о таких исследованиях ничего не пишет).
В качестве же рабочей гипотезы, мне кажется, заслуживает интереса мысль, высказанная не помню кем – имя было мне совершенно незнакомо (и упоминалось оно не в книжке Харриса): наше ощущение свободы воли отражает нашу способность правильно предсказывать свои поступки.
