Пустотою небес бурый ком земли окружен
Jun. 11th, 2025 09:00 amВ апейроне Анаксимандра Ровелли видит аналогию понятий теоретической физики. «Атомы, электрическое и магнитное поле Фарадея и Максвелла, искривленное пространство-время Эйнштейна, флогистон теории тепла, эфир Аристотеля и Лоренца, кварки Гелл-Манна и виртуальные частицы Фейнмана, волновая функция квантовой механики Шредингера и квантовые поля, лежащие в основе современного фундаментального физического описания мира – все они представляют собой теоретические сущности, которые не воспринимаются непосредственно органами чувств, но постулируются наукой для объяснения сложности природных явлений согласованным образом. Они играют точно ту же роль и выполняют ту же функцию, какие Анаксимандр приписывал апейрону. Они – наследники представлений Анаксимандра».
Но возникает крамольный вопрос – а почему, собственно, нельзя и богов добавить к этому списку «теоретических сущностей», помогающих нам осмыслить наблюдаемый мир? В чем принципиальная разница между апейроном и Зевсом – или, уж если на то пошло, между виртуальной частицей и Зевсом?

оно-то вроде еще нагляднее?
В последних главах Ровелли рассуждает об отношении общества к естественно-научному знанию. Принципиальная неполнота этого знания, в отличие от абсолютной истины Священного писания, заставляет некоторых впадать в другую крайность, настаивая, что, раз так, то мы не можем знать вообще ничего. Мне кажется, это отражает восприятие знания как бинарного переключателя с положениями «знаем» и «не знаем», в то время как на самом деле знание – это непрерывная функция с пределом в бесконечности.
Спасибо уважаемому
anhinga_anhinga за то, что познакомил меня с литературным творчеством Ровелли – это уже вторая книжка этого автора, которую я прочла с таким же удовольствием, как и первую. О первой же, посвященной концепции времени, я рассказывала раньше.