В Берлине хранится несколько портретов Эхнатона, из которых мне особенно понравился один – гипсовая модель, изготовленная скульптором для последующего воплощения в другом материале. Сайт музея указывает только, что она была обнаружена Людвигом Борхардтом, раскопавшим мастерскую Тутмоса, но не сообщает, изготовлена ли она этим скульптором.

(он справа, она слева, хотя это и так понятно)
Мне эта пара показалась аллегорией юности, хотя сайт музея и утверждает, что это портрет Эхнатона якобы в последние годы его жизни (бездоказательно, на мой взгляд; впрочем, он вроде и умер всего лишь тридцатилетним, при загадочных обстоятельствах). А еще я вижу здесь – особенно если посмотреть в профиль – явное сходство с юным же Борисом Пастернаком. Правда же, сразу вспоминается угольный портрет сына 1923 года, нарисованный отцом-художником? Сайт Третьяковки описывает его как изображение «личности, не сломленной трагическими обстоятельствами истории».
Кроме Эхнатона, я рвалась увидеть воочию «берлинскую зеленую голову» – загадочную скульптуру из сланца уже поздних, птолемеевских или даже римских времен. Кто это такой, неизвестно – поэтому его считают жрецом, на основании гладкой выбритости. По фотографиям этой головы я решила, что она гигантская – а она оказалась крошечной, даже немного меньше нормального человеческого размера. Правда, судя по тому, что и головы Эхнатона и Нефертити – такие же маленькие, может, просто народ в те времена был мелковат по сравнению с нынешним? Эта зеленая голова так тщательно проработана, что кажется отлитой из пластичной бронзы, а не вытесанной из камня.

Сфотографировала я его прямо как для полицейского досье :)
Узнав, что в Берлинском музее есть и коллекция артефактов из Мероэ – столицы Кушитского царства в Нубии, к югу от Египта, я долго их там искала, но ничего интересного так и не нашла – какие-то маловыразительные черепки, фрагменты рельефов и т.д. Зато неожиданно наткнулась на прелестные вещи с Кипра и даже на суровые половецкие фигуры из Харьковской области (там в одном и том же здании – по одному и тому же билету – можно попасть еще и в Музей предистории и древней истории, и в залы Античной коллекции).
