Фрейдистская триада – Ид, Эго и Суперэго – всего лишь модификация трехчастного деления человека у Платона и Аристотеля. Соображаем мы на троих, мечтаем обрести три жены и даем соревнующимся три попытки, награждая из золотыми, серебряными и бронзовыми медалями. Джинны и золотые рыбки обещают нам исполнить три желания. Любовь у нас – к трем апельсинам, в одном тазу – три мудреца, в лодке – трое, не считая собаки, и даже одеколон у нас – тройной! А подсчитайте число полос в большинстве наших флагов и число слов в наших лозунгах? Veni, vidi, vici. Liberté, égalité, fraternité. Мир, труд, май.
Наше слово «тривиальный» проистекает от латинского «тривиума» (грамматики, риторики и диалектики), первой ступени университетского образования. А словами «триба», «трибуна» и «трибунал» мы обязаны объединению римлян, сабинян и альбанцев. Пуще того, мы различаем три агрегатных состояния вещества, три измерения пространства и – почти во всех культурах – воспринимаем время как настоящее, прошедшее и будущее.
Но почему, почему? Кажется, у нас нет никакой части тела, представленной в трех экземплярах. Правда, у нас есть три типа колбочек – клеток сетчатки, ответственных за цветное зрение, и три слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко, но трудно заподозрить их в таком всеобъемлющем влиянии. То обстоятельство, что наша планета – третья от Солнца, вскрылось много позже глубокого проникновения числа три в нашу культуру – как и триплетность генетического кода. Может, все дело в том, что три опоры – минимальное число, чтобы конструкция была устойчивой?
из которой я позаимствовала слова для заглавия поста